Дело № 5-100/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 23 марта 2016 года
Судья Октябрьского районного суда г. Санкт- Петербурга Пазюченко И.Ж., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ст. 7.13 ч.1 КоАП Российской Федерации в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации, ИНН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Депутатская, д. 15.
У С Т А Н О В И Л:
Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации допущено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП Российской Федерации, выразившееся в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации, а именно: особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации «Сенат и Синод, 1829-1836 гг., арх. ФИО1, арх. ФИО2, ск. ФИО3, ск. ФИО4, ск. ФИО5, ск. ФИО6, ск. ФИО7, ск. ФИО8, ск. ФИО9, ск. ФИО10.», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Сенатская площадь, д. 1 лит. А, д. 3 лит. А.
На портике фасада здания Синода, выходящего на пл. Декабристов, проводились ремонтные работы, установлены леса, на которых рабочий осуществляет малярные и покрасочные работы, на крыльце здания Сената, выходящего на пл. Декабристов, закончены ремонтные работы по перекладке мощения входной площадки, в местах стыков гранитных плит, уложенных на крыльце, вдоль границы здания обнаружены свежие остатки строительного раствора; разрешение на проведение ремонтных работ на объекте отсутствует; разрешение на проведение работ по сохранению объекта Управлением не выдавалось; лиц, отвечающих за проведение авторского и технического надзора за выполнением всех вышеуказанных работ, на объекте не установлено.
Указанное, является нарушением Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Далее Закон).
Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 декабря 2015 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч. 1 КоАП Российской Федерации и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000,00 руб.
Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда Широковой Е.А. указанное постановление отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.
Представитель Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу на привлечении ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации к административной ответственности за совершенное административного правонарушения, настаивал.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации в судебное заседание явились, просили производство по административному делу прекратить со ссылкой на отсутствие события правонарушения, а также на то, что указанные в предписании нарушения до рассмотрения административного дела устранены, разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия получено ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 3 Закона к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, выдачу в случаях, установленных данным Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (подп. 10 п. 2).При этом под сохранением объекта культурного наследия п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ понимает направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В силу ст. 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объекта культурного наследия.
При этом, проведение работ на территории объекта культурного наследия не допускается, за исключением работ по его сохранению, которые проводятся на основании проектной документации, согласованной с КГИОП, а также письменного разрешения и задания КГИОП на производство таких работ ( ст. ст. 35, 45 Закона).
Условия содержания объектов культурного наследия определены инструкцией о порядок учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 года № 203, согласно п. 72 которой, прочие условия объектов культурного наследия устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются соответствующим охранным обязательством.
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что объект культурного наследия (административное здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Сенатская площадь, д. 1, лит. А, <адрес> лит. А) закреплен на право оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Обязательства по сохранению объекта культурного наследия зарегистрированы в качестве обременения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 47.3, п. 11 ст. 47.6 вышеназванного закона установлена обязанность учреждения, которому на праве оперативного управления принадлежит объект культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранения объекта культурного наследия.
Обязанность обращения к уполномоченному органу государственной власти в области государственной охраны объектов культурного наследия за разрешением на производство работ определена п. 2.2 Охранного обязательства от 21.01.2015 г. № 13840 ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе».
При этом, п. 2.3 Охранного обязательства определена обязанность учреждения приступать к выполнению работ после получения разрешения Уполномоченного органа.
Проведение ремонтных работ без составления проектной документации, подтверждается письмом от 11.08.2015 г. № УЭЗ-СПб/01-988 ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации со ссылкой на срочность указанных работ несложного характера и небольшого объема.
Подрядной строительной организацией, непосредственно производившей работы на Объекте, является ООО «Строительно-Монтажное Управление-25», с которым заключен контракт от 19.01.2015 г. № КЭЗ-1/58 на выполнение ремонтных работ.
Как установлено материалами административного дела, разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения, получено подрядной организацией 09 ноября 2015 г. № 47.
Ссылка представителей ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации на то, что непосредственно работы по ремонту проводила подрядная организация – ООО «СМУ-25», не имеет правового значения и может служить основанием для освобождения учреждения от административной ответственности, поскольку указанное разрешение подрядной организацией получено именно на основании контракта от 19.01.2015 г. № УЭЗ-1/58, заключенного с учреждением.
Ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны определена ст. 7.13 КоАП Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 которой нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Данное нарушение законодательства о сохранении, использовании и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации допущенное юридическим лицом, подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 14 октября 2015 года, № 33/15-КАО, из которого следует, что проведенного на основании задания Управления Минкультуры России по СЗФО от 04.08.2015 г. № 2 мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия выявлено следующее:
- на портике фасада здания Синода, выходящего на пл. Декабристов, проводятся ремонтные работы по перекладке мощения входной площадки;
- в местах стыков гранитных плит, уложенных на крыльце, вдоль границы здания обнаружены свежие остатки строительного раствора;
- разрешение на проведение ремонтных работ на объекте отсутствует;
- разрешение на проведение работ по сохранению объекта Управлением не выдавалось; лиц, отвечающих за проведение авторского и технического надзора за выполнением всех вышеуказанных работ, на объекте не установлено.
- актом Управление Минкультуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ г.;
- заданием № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия;
- материалами фотофиксации выявленных нарушений.
Оценивая данные доказательства с точки зрения их допустимости и относимости, суд считает, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2. КоАП РФ, копию протокола представитель ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации получил ДД.ММ.ГГГГ
Не может быть принято судом пояснение представителей ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации на наличие проектной документации на момент проведения ремонтных работ, поскольку представленная в материалы дела научно-проектная документация по реконструкции и реставрации здания Сената и Синода разработана в рамках другого государственного контракта (от ДД.ММ.ГГГГ № 108-05), проектная документация на выполнение работ в рамках контракта от ДД.ММ.ГГГГ № УЭЗ-1/58 в материалы дела не представлена.
Приходя к выводу о виновности ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации в совершении указанного административного правонарушения, суд учитывает, что в своем объяснении, данном в ходе производства по делу об административном правонарушении, представитель учреждения не оспаривал наличия допущенных в отношении объекта культурного наследия нарушений, указал на то, что при получении предписания на объекте «Сенат и Синод» были немедленно остановлены ремонтные работы и для устранения нарушений подготовлен и направлен в Министерство культуры Российской Федерации пакет документов для получения разрешения на производство работ.
Таким образом, суд считает вышеизложенные доказательства допустимыми, относимыми и достаточными для признания ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч. 1, то есть нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Обстоятельств, отягчающих ответственность ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации, судом не установлено.
В соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП Российской Федерации судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Согласно статье 2.9 КоАП Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Приходя к выводу о малозначительности совершенного учреждением административного правонарушении, суд учитывает, что вышеперечисленные работы были направлены на поддержание эстетического вида объекта культурного наследия, а не его изменение или разрушения.
Доказательств, что учреждением осуществлялись иные работы, как то ремонт, реставрация и т.д., в том числе капитального характера, способные причинит ущерб зданию, в материалы дела не представлено.
При этом суд учитывает, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены учреждением до рассмотрения административного дела судом, ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на производство ремонтных работ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Освободить ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации от административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП Российской Федерации в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием в адрес учреждения.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья