ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 марта 2018 года г.Самара
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Якушева Е.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ИП ФИО1,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, главного специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 5-100/18 в отношении ИП ФИО1, дата года рождения, уроженки адрес, гражданки Российской Федерации, ИНН №..., зарегистрированной ИФНС России по адресдата за ОГРНИП №..., зарегистрированной по адресу: адрес, адрес, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении №10/118028 от 27.02.2018 г., составленному главным специалистом-экспертом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.12 КоАП РФ, выразившееся в том, что в связи с поступившими материалами из МИФНС по крупнейшим налогоплательщика №3, перенаправленным в адрес Управления Роспотребнадзора по Самарской области по территориальной подведомственности Управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, при проведении административного расследования со стороны ИП ФИО1, ИНН №..., ОГРНИП №..., адрес регистрации: адрес, 08.12.2017 года в 9 час. установлено нарушение, выразившееся в хранении и приобретении в целях сбыта изделий из натурального меха в количестве 148 шт. с нарушениями требований к маркировке, предусмотренной законодательством РФ, что подтверждается выпиской из ИРМ по состоянию на 08.12.2017. Из представленных ИП ФИО1 объяснений установлено, что с 14.12.2017 года торговая деятельность ИП ФИО1 по адресу: г.Самара, <...>, не осуществляется. Указанное является нарушением требований ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», п.4, п.14 Постановления Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», п.3 Приложения №3 Правилам реализации пилотного проекта, ст. 3 Соглашения о реализации в 2015-2016 г. пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» ратифицированного Федеральным законом от 26.04.2016 №105-ФЗ.
В судебном заседании ИП ФИО1 вину не признала, указала, что проживала и осуществляла предпринимательскую деятельность в адрес-Ненецкого АО, где у нее была торговая точка, с 20.09.2017 года взяла в аренду торговую площадь в адрес, где имелась торговая и складская площадь, хотела осуществлять торговлю меховыми изделиями, которые хотела приобрести у частного лица. С целью исполнения требования законодательства об обязательном маркировании меховых товаров обратилась в соответствующую организацию, которой произведены действия и ею получены КиЗ и промаркировано 148 изделий, после чего поданы сведения в налоговую службу, торговлю не осуществляла, меховые изделия не приобрела, они остались у частного лица в адрес, а затем узнала, что ею допущены нарушения при составлении документов для налоговой службы. Однако она нарушений не допускала, товар приобретен до августа 2016 года, возможно в поданных сведениях имеется техническая ошибка, весь товар промаркирован правильно. Товар хранился у частного лица в адрес не осматривался и не изымался, имеется ли он в наличии в настоящее время ей неизвестно. Она проживает в адрес в однокомнатной квартире по адрес1, но товар по месту жительства не хранит и это физически невозможно хранить сотни шуб в однокомнатной квартире. В г.Самаре в п.Управленческий товар также не хранила, поскольку хотела торговать, но торговлю фактически не осуществляла. Считает, что правонарушений не совершала. Просила производство по делу прекратить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области ФИО2 в судебном заседании протокол по делу об административном правонарушении поддержала, просила привлечь ИП ФИО1 к административной ответственности, указав, что из налогового органа к ним поступили сведения о хранении и приобретении ИП ФИО1 в целях сбыта изделий из натурального меха в количестве 148 штук, с нарушениями требований к маркировке, предусмотренной законодательством Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ИРМ (информационного ресурса маркировки) по состоянию на 08.12.2017. Ею было вынесено определение о проведении административного расследования, в ходе которого истребованы документы и опрошена ФИО1 Место фактического хранения меховых изделий и источник их происхождения ею не устанавливался, на место не выходила, вещи не осматривала, не изымала и на ответственное хранение ИП ФИО3 не передавала. Считает возможным указать место совершения правонарушения адрес торговой точки в п.Управленческий и назначить наказание без конфискации предметов административного правонарушения.
Выслушав участников производства по делу, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 4, пп. «в» п.14 Постановления Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» установлено, что товары, достоверные сведения о которых (в том числе сведения об обороте товаров) не переданы в информационный ресурс маркировки, считаются немаркированными (товарами без маркировки). Участники оборота товаров, получающие товары от других участников оборота товаров в результате сделок, предусматривающих переход права собственности на данные товары, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров, проверяют наличие и достоверность сведений о контрольных (идентификационных) знаках, нанесенных на маркированный товар, в информационном ресурсе маркировки и представляют сведения в информационный ресурс маркировки о принятом маркированном товаре в течение 3 рабочих дней со дня получения маркированного товара и внесения сведений об отгрузке участниками оборота товаров в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 настоящих Правил, но до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи).
В соответствии со ст. 3 Соглашения о реализации в 2015 - 2016 г.г. пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежностей к одежде и прочие изделия из натурального меха", заключенному между государствами - членами Евразийского экономического союза в Гродно 08 сентября 2015 года и вступившему в законную силу 12 августа 2016 года, предусмотрено утверждение перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками и установлен запрет на продажу с даты вступления в силу решения о его утверждении и (или) изменений на территориях государств - членов Евразийского экономического союза юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, включенных в данный перечень без контрольных знаков с нанесенными на них контрольными знаками в нарушение установленного порядка. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 года N 70 утвержден Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, куда включены предметы одежды из меха.
В соответствии с ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с порядком осуществления государственного контроля в сфере оборота отдельных видов товаров (продукции) путем их маркировки.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действие или бездействие должностных лиц, связанных с невыполнением обязательных мер по маркировке продукции при ее изготовлении или дальнейшей реализации, а также перевозка, хранение или приобретение подобной продукции в целях сбыта.
Субъектом данного правонарушения являются юридические и физические лица, производящие, реализующие, хранящие или перевозящие немаркированную продукцию и товары без нанесения необходимой информации.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме как прямого, так и косвенного умысла.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лежит на должностном лице, возбудившем дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях следует осуществлять при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст. 28.2 КоАП законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, место, время совершения правонарушения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из содержания протокола об административном правонарушении, составленном в отношении ИП ФИО1 следует, что ею 08.12.2017 в 9 час. допущены нарушения, выразившиеся в хранении и приобретении в целях сбыта изделий из натурального меха в количестве 148 шт с нарушениями требований к маркировке согласно выписке из ИРМ (дата маркировки 24.11.2017 год), однако не указано место хранения товара и его количество на момент выявления нарушения, т.е. не указано место совершения правонарушения и иные сведения, необходимые для разрешения дела. А кроме того, не установлен факт наличия меховых изделий, они не осмотрены, не изъяты, меры к их сохранности до рассмотрения протокола, составленного по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ, санкция которой содержит требование об обязательной конфискации предметов административного правонарушения, не приняты.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и т.д. При этом доказательства, полученные с нарушением норм КоАП РФ, являются недопустимыми.
Протокол об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 составлен с существенным нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ и является не допустимым доказательством, а потому не может быть положен в основу постановления о привлечении ИП ФИО1 к ответственности.
Иных протоколов (осмотра места хранения меховых изделий, их изъятия, опросов и др.) не составлялось. В ходе административного расследования наличие и фактическое место хранение товара (меховых изделий) у ИП ФИО1 должностным лицом не выяснялось.
Из представленных в суд материалов видно, что налоговой службой в ходе осуществления контроля за своевременностью представления и достоверностью сведений о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ), предоставляемых в информационный ресурс маркировки (ИРМ) были выявлены факты недостоверной маркировки товаров участниками товарооборота изделий из меха, в т.ч. ИП ФИО1 Указанная информация была направлена в Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому Автономному округу и перенаправлена в Управление Роспотребнадзора по Самарской области в связи с осуществлением ИП ФИО1 торговой деятельности в г.Самаре, <...>.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Самарской области главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей ФИО2 30.01.2018 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по представленным документам (выписка из ИРМ), в ходе которого запрошены сведения у ИП ФИО4, а в последующем составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, к которому приложены: выписка из ЕГРИП об ИП ФИО3, ее собственноручное письменное объяснение о том, что она имела торговую точку в г.Ноябрьске до апреля 2013 года, остаток товара хранился на складе, в сентябре 2017 года сняла помещение в г.Самаре, оформила КИЗы, однако торговля отсутствовала, в связи с чем расторгла договор аренды на помещение в г.Самаре, а также договор аренды нежилого помещения от 20.09.2017 года, акт о возврате помещения от 14.12.2017 года арендодателю. Иного не представлено.
Руководствуясь ст.26.11 КоАП РФ, оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина ИП ФИО1 в хранении и приобретении товаров и продукции в количестве 148 единиц без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, не доказана.
Таким образом, не доказано наличие объективной стороны (приобретения и хранения в целях сбыта с указанием места хранения) и субъективной стороны (вины) состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.12 КоАП РФ.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Доводы должностного лица о том, что данный товар – 148 изделий из натурального меха имеются в наличии и хранятся по месту жительства ФИО1 основан на предположениях и не подтвержден доказательствами, а следовательно не может быть принят судом.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.12 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1.5, 24.5, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу №5-100/18 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1, дата года рождения, уроженки адрес, гражданки РФ, ИНН №..., ОГРНИП №..., - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Якушева