Дело № 5-1010/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 сентября 2018 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Пулатова З.И., при секретаре Никитиной М.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «РЖД», зарегистрированного по адресу: <адрес>, 107174, ИНН <***>,
УСТАНОВИЛ:
На ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни, в составе поезда №3179 (индекс поезда 1800-546-1131), прибыли железнодорожные вагоны <данные изъяты> с товаром «пшеница», следовавшие из России в Латвию.
21.04.2018 в таможенный орган – таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни представителем перевозчика ОАО «РЖД» - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории Евразийского экономического союза были представлены: декларация на товары №<данные изъяты>, инвойс <данные изъяты>, железнодорожная накладная №<данные изъяты>.
Разрешительные документы (фитосанитарные сертификаты) на товар «пшеница», код товара 1001990000 ТНВЭД ЕАЭС, отсутствовали.
Отправитель - ОП ООО «Логистик-Профи» <данные изъяты> 1103123002300. Получатель - ООО «Транзит Сервице Эдженси» <данные изъяты> Декларант: ООО «ГЛОБЭКС ГРЕЙН» <данные изъяты>
Перевозчик - ОАО «РЖД», индекс 107174, <...>. Страна происхождения товара – Россия.
Фитосанитарные сертификаты <данные изъяты> от 11.04.2018, предоставлены перевозчиком ОАО «РЖД» (исх.№320/т от 26.04.2018, вх. №1210 от 26.04.2018) 26.04.2018.
В данном деянии содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании вину Общества в совершении административного правонарушения не признал. В возражение указал, что к перевозочным документам были приложены копии фитосанитарных сертификатов, в связи с чем полагал дело подлежащим прекращению в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2 в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал, в дополнение указав, что на момент проверки товаросопроводительных документов фитосанитарные сертификаты, в том числе, в копиях, отсутствовали, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
Судья, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза, перевозчиком предоставляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с п.1 ст.7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
К запретам и ограничениям в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор) относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.
Установлено, что на ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни, в составе поезда №3179 (индекс поезда 1800-546-1131) прибыли железнодорожные вагоны № 95602108, 95601647, 95596763, 95601951, 95606570, 95602447, 95607339, 95597175, 95597910 с товаром: «пшеница», следовавшие из России в Латвию.
21.04.2018 в таможенный орган – таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни представителем перевозчика ОАО «РЖД» - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории Евразийского экономического союза были представлены: декларация на товары <данные изъяты> инвойс <данные изъяты>, железнодорожная накладная <данные изъяты> от 13.04.2018 (л.д. 8, 13, 14-15).
Разрешительные документы (фитосанитарные сертификаты) на товар: «пшеница», код товара 1001990000 ТНВЭД ЕАЭС отсутствовали.
Отправитель - ОП ООО «Логистик-Профи» индекс <данные изъяты>. Получатель - ООО «Транзит Сервице Эдженси» <данные изъяты> Декларант: <данные изъяты>
Перевозчик - ОАО «РЖД», индекс 107174, <...>. Страна происхождения товара – Россия.
21.04.2018 должностным лицом таможенного органа перевозчику ОАО «РЖД» направлен запрос о необходимости предоставления фитосанитарных сертификатов на партию товара «пшеница», перемещаемую в железнодорожных вагонах <данные изъяты>, для выдачи разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС.
Фитосанитарные сертификаты <данные изъяты>, предоставлены перевозчиком ОАО «РЖД» (исх.№320/т от 26.04.2018, вх. №1210 от 26.04.2018), срок действия которых истек (л.д. 16-25).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:
- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень подкарантинной продукции);
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение).
Товар «пшеница» включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) определен Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (утв. Решением КТС № 318 от 18.06.2010 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском Экономическом союзе).
В соответствии с п. 1.3. Положения является обязательным для исполнения юридическими лицами, любой организационно-правовой формы, деятельность которых связана с транспортировкой подкарантинной продукции. Вывоз товара «пшеница» с таможенной территории Евразийского экономического союза допускается в сопровождении фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 № 995 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции» установлены критерии отнесения фитосанитарного сертификата к недействительным документам: срок действия фитосанитарного сертификата (с даты его выдачи) истек, если такой срок предусмотрен законодательством страны - импорта, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция.
Подкарантинная продукция при вывозе из Российской Федерации в государства – члены Европейского союза должна убыть с территории Российской Федерации в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата (п. 8 Постановления).
По результатам документального фитосанитарного контроля должностным лицом таможенного поста установлено, что на момент убытия товара срок действия фитосанитарного сертификата истек в 00 ч.00 мин. 26.04.2018.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России, является лицо, в обязанности которого входит соблюдение установленных запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. В данном случае таким лицом является перевозчик,- лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Таким образом, действия перевозчика ОАО «Российские железные дороги», выразившиеся в несоблюдении установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.
При этом суд отклоняет доводы представителя юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, о предоставлении копий фитосанитарных сертификатов, так как материалы дела сведений об этом не содержат, надлежащих доказательств этому факту ОАО не представлено.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Согласно ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительность, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, то есть проявить для этого должную степень заботливости и осмотрительности. Получив груз по имеющимся документам, перевозчик тем самым принял на себя риски, связанные с предоставлением в таможенный орган достоверной информации о перевозимом товаре.
Таким образом, действия юридического лица в совокупности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, ОАО «РЖД» является виновным в совершении данного административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении наказания судья учитывает, что ОАО «РЖД» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, что является обстоятельством, отягчающим ответственность.
Издержки по делу отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ОАО «РЖД», зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>, д.2, 107174, ИНН <***>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
Штраф оплатить по следующим реквизитам:
Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701, БИК 044501002, Получатель ИНН <***> КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), Счет получателя 40101810800000002901, КБК 15311009000010000180 ОКТМО 45328000, Код таможни: 10209000, УИН 1531010209000995189.
Поле «Назначение платежа: Оплата административного штрафа по постановлению об АП № 5-1010/2018».
В случае оплаты на территории иностранного государства - код валютной операции (VO70010).
В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Предоставить квитанцию об уплате штрафа в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья З.И. Пулатова
Постановление в окончательной форме изготовлено 11.09.2018.