ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1010/2015 от 26.11.2015 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

дело №5-1010/2015П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 ноября 2015 года г. Зеленодольск

Судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан Германова Е.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Зеленодольский механический колледж», ... по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно протоколу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки государственными инспекторами Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в <адрес> ГБПОУ «Зеленодольского механического колледжа», был установлен выброс загрязняющих веществ ... в атмосферный воздух с котельной без соответствующего разрешения в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ, то есть совершено административное правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ - выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Директор ГБПОУ «Зеленодольский механический колледж» при рассмотрении дела вину не признал, пояснил, что котельной у них в колледже на станции <адрес> нет, на момент проверки какого-либо выброса загрязняющих веществ не происходило, выброс загрязняющих веществ не доказан, а является предположением.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО1 при рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что при проверке было установлено, что в здании колледжа используется газовое отопление, так как имелось два газовых котла. Зеленодольский механический колледж является юридическим лицом, поэтому они обязаны иметь разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Как следует из договора на поставку газа в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ в Зеленодольский механический колледж осуществлялась поставка газа. Действительно на момент проверки котлы не работали, поэтому осуществить отбор проб не представлялось возможным. В связи с чем установление факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух производился на основании методики.

Выслушав представителя Зеленодольского механического колледжа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регулируется:

статьей 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" согласно которой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. Приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650) конкретизируется, что в порядке, предусмотренном данным Регламентом, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183), в соответствии с абзацем 5 пункта 9 выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с понятиями, данными в Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества; стационарным источником - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Исходя из вышеуказанных нормативных актов следует, что юридическое лицо, использующее стационарный источник, который осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязано иметь разрешение на данный выброс.

Как следует из Устава Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Зеленодольский механический колледж» учреждение является юридическим лицом.

Согласно имеющихся в материалах дела документов: письма директора ЗМК и акта периодической проверки дымовых каналов и газовых печей (аппаратов) и проверки вентиляционных каналов в Зеленодольском механическом колледже по адресу: <адрес>, установлены газовые котлы ...

ДД.ММ.ГГГГ между ... и ГБОУСПО «Зеленодольский механический колледж» заключен договор поставки газа в ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Как следует из товарных накладных, по данному договору поставлялся природный газ.

Однако данные сведения о поставке природного газа и наличие газовых котлов не являются доказательством выброса загрязняющих веществ (углерода оксида, азота оксида, азота диоксида) в атмосферный воздух Зеленодольским механическим колледжем.

Должностным лицом в ходе рассмотрения дела было заявлено об установлении факта выброса загрязняющих веществ, указанных в протоколе об административном правонарушении на основании методики, которая к материалам дела приложена не была.

По устному запросу суда Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, была предоставлена «методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20гкал в час. Согласно данной методике, она предназначена для определения выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ с дымовыми газами котлоагрегатов паропроизводительностью до 30Т/ч или водогрейных котлов мощностью до 25МВт (20 Гкал/ч) по данным периодических измерений их концентраций в дымовых газах или расчетным путем при сжигании твердого, жидкого и газообразного топлива.

Как следует из пояснений должностного лица, определение выбросов по данным инструментальных замеров используется при работающих источниках. В данном случае газовые котлы не работали, поскольку проверка проводилась не в отопительный сезон, поэтому определение выбросов загрязняющих веществ производилось расчетными методами.

Из методики следует, что для применения расчетных методов требуется наличие необходимых показателей, таких как расход топлива, низшая теплота сгорания топлива, фактическая тепловая мощность котла по введенному в топку теплу, фактическая паропроизвоительность котла и другие показатели.

В материалах дела отсутствуют расчеты, которые должны были производиться по данной методике, так же отсутствуют и какие-либо сведения о необходимых показателях для произведения расчетов. По запросу суда Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на рассмотрение дела расчеты предоставлены не были.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доказательств выброса загрязняющих веществ (углерода оксида, азота оксида, азота диоксида) в атмосферный воздух Зеленодольским механическим колледжем в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ без соответствующего разрешения не представлено. В связи с чем оснований для привлечения Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Зеленодольский механический колледж» к административной ответственности не имеется, а производство по делу об административных правонарушениях подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – отсутствие события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административных правонарушениях в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Зеленодольский механический колледж» по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья