ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1011/2017 от 13.11.2017 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 5-1011/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Крымск 13 ноября 2017 г.

Судья Крымского районного суда Краснодарского края Савкин Ю.В., с участием: представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 и ФИО2, при секретаре Богдан Е.А.,

рассмотрев поступивший из Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора материал в отношении АО «Черномортранснефть», привлекаемого за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В Крымский районный суд поступил административный материал в отношении АО «Черномортранснефть» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении, на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 01.06.2017 № 150-КНД в отношении Общества проведена плановая выездная проверка. Предметом вышеуказанной проверки являлось соблюдение Учреждением обязательных требований по предотвращению причинения вреда окружающей среде. Проведена оценка степени выполнения Учреждением требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно: в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, использования и охраны водных объектов, земель, в области геологического изучения, рационального использования недр. Установлено, что Общество на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 31.12.2013 г. № 23-06.02.00.019-Р-РСБХ-С-2013-01858/00, (далее - Решение) предоставлен водный объект (балка без названия) в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод. 11.07.2017 г. работниками Славянского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» были отобраны пробы сточных вод АО «Черномортранснефть» (ЧПДС «Крымская») перед сбросом в водный объект (балка без названия). Составлен соответствующий протокол отбора (измерений) проб сточной воды № 271 В от 11.07.2017 г. По результатам лабораторных испытаний указанных проб Славянским отделом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» составлен протокол испытаний (измерений) проб воды № 271 В от 18.07.2017 представлено экспертное заключение от 19.07.2017 г. № 204. По результатам анализа сточных вод, поступающих в водный объект (балка без названия) от АО «Черномортранснефть» установлено, что АО «Черномортранснефть» осуществляет сброс загрязняющих веществ (железа общего) без специального Разрешения. По данным загрязняющим веществам Обществом не осуществляется производственный контроль. 11.07.2017 АО «Черномортранснефть», при осуществлении сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект – балка без названия) нарушало правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

В судебном заседании представители АО «Черномортранснефть» ФИО1 и ФИО2 вину общества не признали и просили дело об административном правонарушении прекратить.

Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора в судебном заседании не участвовал, был извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно акту проверки от 11.07.2017 АО «Черномортранснефть», при осуществлении сброса загрязняющих веществ в окружающую среду нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в водный объект.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Частью 2 названной статьи установлено, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что под нормативами допустимых сбросов следует понимать нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ч. 2 ст. 35 Водного кодекса РФ)

Частью 3 названной статьи установлено, что утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (далее - Постановление № 469) установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Согласно пункту 12 Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.12.2007 № 328 (далее - Методика) величины нормативов допустимых сбросов веществ (далее - НДС) разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией – водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

ЛПДС «Крымская» КРУМН АО «Черномортранснефть» осуществляет пользование указанным водным объектом для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 31.12.2013 №23-06.02.00.019-Р-РСБХ-С-2013-01858/00 и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) от 24.01.2014 № С5, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 24.01.2014 № 16-29/5. Разрешение выдано на основании нормативов допустимого сброса, утвержденного Федеральным агентством водных ресурсов (Peг. № 1080-13, срок действия с 27.12.2013 до 27.12.2018) и согласованного Управлением ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (11.06.2013).

Указанными документами установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водный объект. К ним относятся: взвешенные вещества – 19,30 мг/куб.дм.; ВПК полное – 6,03 мг/ куб.дм.; азот аммонийный – 0,39 мг/ куб.дм.; сульфаты – 62,80 мг/ куб.дм.; азот нитрит. – 0,0070 мг/ куб.дм.; азот нитрат. – 0,963 мг/ куб.дм.; хлориды – 47,50 мг/ куб.дм.; СПАВ – 0,10 мг/ куб.дм.; сухой остаток – 324,70 мг/ куб.дм.; фосфаты (по Р) – 0,50 мг/ куб.дм.; нефтепродукты – 0,107 мг/ куб.дм.

Нормативы по железу общему для АПДС «Крымская» не установлены.

В соответствии с п. 14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333, при установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на пять лет. При установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на три года.

Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях: при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и АР-); при изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса; при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Ни в акте проверки, ни в протоколе не указано, что в Обществе изменились показатели, определяющие водохозяйственную обстановку на водном объекте, либо изменилась технология производства, методы очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса. Не имеются указания на другие основания, в соответствии с которыми необходимо утвердить новые НДС до истечения установленного срока.

В соответствии с пунктом 5 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ Об охране окружающей среды» при осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

Процедура установления НДС определена Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Минприроды России от 02.06.2014 № 246 (далее - Регламент по НДС).

Согласно п. 12.2 Регламента по НДС основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики.

В связи с тем, что НДС Peг. N2 1080-13 утвержден Федеральным агентством водных ресурсов, следовательно, проект НДС соответствует положениям Методики, в том числе и в части определения перечня нормируемых загрязняющих веществ.

Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Применительно к сбросу в водные объекты данный Перечень включает порядка 160 наименований загрязняющих веществ, в том числе особо опасных веществ.

В акте проверки и предписании указано, что осуществляется сброс загрязняющих веществ (железа общего) без специального разрешения. Не указан нормативно – правовой акт, который определял бы конечный перечень загрязняющих веществ, который должен контролироваться в сточных водах предприятия.

По данным исследований, проведенных в рамках мероприятий по контролю соблюдения законодательства в области использования и охраны водных объектов, превышение установленных нормативов допустимого сброса не выявлено.

Снабжение питьевой водой на хозяйственно-бытовые и производственные нужды АПДС «Крымская» осуществляется через сети водоснабжения ООО «Югводоканал» (г. Крымск) по договору № 4 от 01.04.2014.

Согласно исследованиям, выполненным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», в воде питьевого качества присутствует загрязняющее вещество – железо общее в концентрациях, соответствующих СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В тоже время, в производственном процессе ЛПДС «Крымская» вещества, содержащие железо не используются.

Таким образом установлено, что АО «Черномортранснефть» не нарушало требования законодательства в части нарушения правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, состав административного правонарушения отсутствует.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10-29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу в отношении АО «Черномортранснефть», привлекаемого за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ – прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: