ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1014/2021 от 28.06.2021 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 5-1014/2021

(УИД 42RS0011-01-2021-002482-24)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ленинск - Кузнецкий «28» июня 2021 года

Судья Ленинск - Кузнецкого городского суда Зеброва Л.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

юридического лица Акционерное общество (далее по тексту АО) «СУЭК-Кузбасс» производственная единица (далее по тексту ПЕ) «Шахта им. С.М. Кирова», местонахождение общества: г. Ленинск - Кузнецкий, ул. Васильева,1, место совершения правонарушения: г. Ленинск – Кузнецкий, ул. Кирсанова, 3, АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ Шахта им С.М. Кирова,

о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

21.06.2021 г. с 10-00 часов на основании Постановления Правительства РФ №455 от 05.05.2012г. «О режиме государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», приказа Сибирского управления Ростехнадзора от <дата><номер> «О назначении должностного лица, уполномоченного осуществлять постоянный государственный надзор в отношении опасного производственного объекта «шахта угольная <номер> регистрационный номер <номер> «Шахта им.С.М. Кирова», государственным инспектором Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Антоновым В.И., при проведении проверки соблюдения требований промышленной безопасности в АО «СУЭК-Кузбасс ПЕ шахта им. СМ. Кирова, расположенной в Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Кирсанова,3, были выявлены нарушения ч.1 ст. 9 Федерального закона №116 от 21.07.1997г. ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Правила безопасности в угольных шахтах» (ПБ) (утв. Приказом Ростехнадзора России от 08.12.2020г. № 507), а именно:

При контроле рудничной атмосферы газоанализатором АТЕСТ-2.ДЗ <номер> в лаве <номер>, выявлено превышение допустимой концентрации газа метана (СШ) между основанием секций механизированной крепи <номер> и <номер> у почвы до 2,31%; у крестового сброса под рештаками штрекового скребкового конвейера BSL30/1024/500 до 3,91%, при норме не более 2%. (Нарушен пункт 122 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к взрыву угольной пыли и гибели людей.

Визуально определено, что лава <номер> находится в пылевзрывоопасном состоянии. При инструментальном контроле прибором ПКП зав. <номер>.520 пробы пыли, взятой с элементов механизированного комплекса определено содержание негорючих веществ 6%, при норме не менее 87%. Лава <номер> находится в пылевзрывоопасном состоянии. (Нарушен пункт 186 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что моэ/сет привести к взрыву угольной пыли и гибели людей.

Уставки минимального расхода воды в системе взрывозащитного орошения очистного комбайна SL-300 занижены и составляют 70 литров в минуту на каждый шнек, при норме не менее 80 литров в минуту на каждый шнек. (Нарушен пункт 173 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к взрыву угольной пыли и гибели людей.

При инструментальном контроле прибором ПКП-01 зав. <номер>.521 пробы пыли взятой с бортов выработки, с элементов става ленточного конвейера КЛКТ-1200 в Центральном магистральном конвейерном штреке (ЦМКШ) <номер> определено содержание негорючих веществ во взятой пробе 47%, при норме не менее 87%. Выработка "ЦМКШ <номер>" находится в пылевзрывоопасном состоянии. (Нарушен пункт 186 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к взрыву угольной пыли и гибели людей.

Ленточный конвейер КЛКТ-1200, установленный в ЦМКШ <номер> эксплуатируется с нарушениями требований промышленной безопасности, в части:

5.1. в отдельных местах с отсутствующими и заштыбованными роликами возвратной ветви; (Нарушен пункт 305 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к пожару и гибели людей

5.2. в нерабочем состоянии установки автоматического пожаротушения (УАП) в районе пикетов <номер>, <номер>; (Нарушены пункты 305, 475 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») что может привести к невозможности локализации пожара в начальной стадии и гибели людей

5.3. Водяные взрыволокализующие заслон <номер>, <номер> в ЦМКШ <номер> не обеспечены расчетным количеством воды. (Нарушены пункты 183, 186 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к невозможности локализации взрыва и гибели людей.

При инструментальном контроле прибором ПКП-01 зав. <номер>.522 пробы пыли взятой с бортов выработки, с элементов става ленточного конвейера 4ЛЛТ-1200 в конвейерной печи <номер> определено содержание негорючих веществ во взятой пробе 57%, при норме не менее 87%. Выработка конвейерная печь <номер> находится в пылевзрывоопасном состоянии. (Нарушен пункт 186 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к взрыву угольной пыли и гибели людей.

Ленточный конвейер 4ЛЛТ-1200-2П. ТС, установленный в конвейерной печи 25-98 эксплуатируется с нарушениями требований промышленной безопасности, в части:

7.1. с заштыбованными отдельными роликами на всем протяжении ленточного конвейера (на протяжении 40м выносной части, пикетах: 22 - 25, 26, 27, 41, 42, 46 - 52, 56, 76 - 78, 80 - 81, 83, 86 - 100, 120, 132, 138, 150, 154, 166). (Нарушен пункт 305 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к пожару и гибели людей

7.2. трении ленточного полотна о неподвижные элементы става конвейера на пикетах №<номер>, 170. (Нарушен пункт 305 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к пожару и гибели людей

Неисправна автоматическая установка пожаротушения УАП-В (под лавой). (Нарушены пункты 305, 475 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к невозможности локализации пожара в начальной стадии и гибели людей

Водяные взрыволокализующие заслоны <номер>, <номер> в конвейерной печи <номер> не

обеспечены расчетным количеством воды. (Нарушен пункт 186 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к невозможности локализации взрыва и гибели людей.

Не выполняется пылеподавление исходящей струи воздуха из лавы <номер> – отсутствует установка водяной завесы ВЗ-1. (Нарушены пункты 183, 186 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к взрыву угольной пыли и гибели людей

Данные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а потому в действиях юридического лица АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ Шахта им С.М. Кирова усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам проверки государственным инспектором Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Антоновым В.И. 21.06.2021 года был составлен Протокол <номер> об административном правонарушении в отношении юридического лица, а также Протокол <номер> от 21.06.2021 года о временном запрете АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ Шахта им. С.М. Кирова ведения работ по добыче угля в выемочном участке «лава <номер>», эксплуатации ленточного конвейера КЛКТ-1200 в Центральном магистральном конвейерном штреке <номер> и ленточного конвейера 4ЛЛТ-1200 в конвейерной печи <номер> с 16-00 часов 21.06.2021 года до рассмотрения дела в Ленинск-Кузнецком городском суде.

В судебном заседании начальник Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Музальков С.И., действующий на основании доверенности <номер> от <дата> со сроком действия по <дата>, пояснил, что установленные нарушения требований промышленной безопасности представляют угрозу жизни и здоровью работников шахты, в связи с чем, АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ Шахта им. С.М. Кирова было запрещено ведение работ по добыче угля в выемочном участке «лава <номер>», эксплуатация ленточного конвейера КЛКТ-1200 в Центральном магистральном конвейерном штреке <номер> и ленточного конвейера 4ЛЛТ-1200 в конвейерной печи <номер> с 16-00 часов 21.06.2021 года до рассмотрения дела в Ленинск-Кузнецком городском суде.

Законные представители АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ Шахта им. С.М. Кирова: <данные изъяты>Мазаник И.Е., действующий на основании доверенности <номер> от <дата>, выданной на срок с <дата> по <дата>, <данные изъяты>Семыкин Е.А., действующий на основании доверенности <номер> от <дата> со сроком действия с <дата> по <дата>, и Воеводин А.Ю., действующий на основании доверенности <номер> от <дата>, выданной на срок с <дата> по <дата> включительно,в судебном заседании факт наличия выявленных нарушений требований промышленной безопасности не отрицали, пояснили, что в настоящее время все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, - устранены в полном объеме, а потому просят ограничиться минимальным наказанием в виде приостановления деятельности предприятия с момента фактического приостановления деятельности до настоящего времени.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ) под требованиями промышленной безопасности следует понимать условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены статьей 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.5 приложения №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы. Для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти взрывы газа и (или) пыли, внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли, горные удары, прорывы воды в подземные горные выработки установлен I класс опасности согласно подп.1 п.8 приложения №2 к указанному Федеральному закону.

Требования промышленной безопасности в угольных шахтах установлены Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 507 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61587).

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно Уставу АО «СУЭК-Кузбасс» является юридическим лицом.

Вина АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ Шахта им. С.М. Кирова в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица <номер> от 21.06.2021 года;

- протоколом <номер> от 21.06.2021 года о временном запрете АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ Шахта им. С.М. Кирова ведения работ по добыче угля в выемочном участке «лава <номер>», эксплуатации ленточного конвейера КЛКТ-1200 в Центральном магистральном конвейерном штреке <номер> и ленточного конвейера 4ЛЛТ-1200 в конвейерной печи <номер> с 16-00 часов 21.06.2021 года до рассмотрения дела в Ленинск-Кузнецком городском суде.

Данные документы не оспаривается представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Судом установлено, что у АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ Шахта им. С.М. Кирова имелась возможность для соблюдения правил безопасности, но не были приняты все меры по их соблюдению.

Совокупность собранных и исследованных доказательств, по мнению суда, является достаточной для разрешения данного дела, они согласуются между собой, не содержат существенных противоречий, не оспариваются представителями юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего правонарушения, не вызывают у суда сомнений в их объективности, в связи с чем суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.

С учетом вышеизложенного, суд считает установленным, что в действиях юридического лица АО «СУЭК-Кузбасс» имеет место нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в нарушении требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями ч.1 ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью.

При решении вопроса о назначении административного наказания суд приходит к выводу о том, что установленные в ходе проверки состояния промышленной безопасности нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих трудовую деятельность на опасном производственном объекте, поскольку несоблюдение требований промышленной безопасности создает реальную угрозу ввиду возможной аварии и ее последствий на опасном производственном объекте, в связи с чем, считает необходимым назначить наказания в виде административного приостановления деятельности.

Решая вопрос о сроке наказания в виде приостановления деятельности, суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, смягчающим административную ответственность признает раскаяние законных представителей АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ «Шахта им. С.М. Кирова», добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль, в настоящее время нарушения устранены в полном объеме, что подтверждается следующими письменными материалами: распоряжением <номер>-р от <дата>, актом «Комиссионной проверки устранения нарушений» от <дата>, актами приемки подземной дегазационной скважины, дополнением к паспорту бурения пластовых дегазационных скважин, нарядами путевками с отметками о выполнении работ, протоколом испытаний, из которых следует, что:

Для улучшения аэрологической обстановки при отработке лавы <номер> разработано «Дополнение к Паспорту бурения...» в части бурения дополнительных дегазационных скважин.

- Для обеспечения содержания газа метана (СН4) в соответствии с нормой не более 2,0% между основанием секций механизированной крепи <номер> и <номер> и крестового сброса под рештаками штрекового скребкового конвейера BSL30/1024/500 произведено бурение трех дегазационных скважин длиной 55м., 125м и 130м. диаметром 93мм. из вентиляционной печи <номер> в почву пласта Поленовский буровой установкой БУГ-200, с подключением к участковому дегазационному трубопроводу диаметром 273мм.

Выполнение данных мер обеспечило содержание газа метана (СН4): между основанием секций механизированной крепи <номер> и <номер>,23%, у крестового сброса под рештаками штрекового скребкового конвейера BSL30/1024/500 - 0,33%, при норме не более 2,0%.

Произведена обмывка элементов механизированного комплекса лавы 25-98, тем самым лава 25-98 приведена в пылевзрывобезопасное состояние.

Уставки минимального расхода воды в системе взрывозащитного орошения очистного комбайна SL-300 установлены в соответствии с «Паспортом...» не менее 80 литров в минуту на каждый шнек.

Выработка Центральный Магистральный Конвейерный Штрек (ЦМКШ) 25-03 приведена во взрывобезопасное состояние. Угольная пыль убрана, произведено осланцевание выработки на всем протяжении. Согласно Протоколу испытаний угольной пыли <номер> О-О от 23.06.2021г. специализированной лабораторией ВГСЧ, содержание негорючих веществ в осланцованной пыли при норме осланцевания не менее 87%:

25-03 ЦМКШ в 50м. от сброса ленточного конвейера КЛКТ-1200 составило 96,4%;

25-03 ЦМКШ в 500м. от сброса ленточного конвейера КЛКТ-1200 составило 91,1%;

25-03 ЦМКШ в 1000м. от сброса ленточного конвейера КЛКТ-1200 составило 96,5%;

На ленточном конвейере КЛКТ-1200, установленном в Центральном магистральном конвейерном штреке <номер> произведены следующие работы:

произведена установка и расштыбовка роликов возвратной ветви по всей длине конвейера;

произведена ревизия установок автоматического пожаротушения (УАП) в районе пикетов <номер>, <номер>, тем самым они приведены в рабочее состояние;

водяные взрыволокализующие заслоны <номер>, 28 установленные в ЦМКШ 25-03 приведены в соответствие с требованиями «Инструкции...», в части обеспечения расчетным количеством воды.

Выработка Конвейерная печь 25-98 приведена во взрывобезопасное состояние. Угольная пыль убрана, произведено осланцевание выработки на всем протяжении. Согласно Протоколу испытаний угольной пыли <номер> О-О от 23.06.2021г. специализированной лабораторией ВГСЧ, содержание негорючих веществ в осланцованной пыли при норме осланцевания не менее 87%:

На ленточном конвейере 4ЛЛТ-1200-2П.ТС, установленном конвейерной печи 25-98 произведены следующие работы:

на всем протяжении ленточного конвейера произведена расштыбовка роликов возвратной ветви конвейера (в объеме 500 метров);

произведена рихтовка линейного става ленточного конвейера на пикетах №<номер>, 170, тем самым устранено трение ленточного полотна о неподвижные элементы става конвейера (в объеме 20 метров).

Восстановлена работоспособность автоматической установки пожаротушения УАП-В (под лавой).

Водяные взрыволокализующие заслоны <номер>, 149 установленные в Конвейерной печи 25-98 приведены в соответствие с требованиями «Инструкции...», в части обеспечения расчетным количеством воды.

Произведен монтаж установки водяной завесы ВЗ-1, для обеспечения пылеподавление исходящей струи воздуха из лавы <номер>.

Также суду представлен документ, подтверждающий привлечение к ответственности работников шахты, виновных в нарушениях, указанных в протоколе об административном правонарушении в отношении юридического лица, а именно:

- приказ <номер>-д/к от <дата> «О снижении размера премии».

Сомневаться в объективности вышеуказанных документов у суда нет оснований.

При таких обстоятельствах суд считает справедливым, целесообразным и соразмерным назначить наказание АО «СУЭК-Кузбасс» ПЕ «Шахта им. С.М. Кирова» в виде приостановления деятельности – ведения работ по добыче угля в выемочном участке «лава <номер>», эксплуатации ленточного конвейера КЛКТ-1200 в Центральном магистральном конвейерном штреке <номер> и ленточного конвейера 4ЛЛТ-1200 в конвейерной печи <номер>, на срок 7 (семь) суток, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с ч.5 ст.29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 9.1 ч.1, 29.6 ч.5, 29.7, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо Акционерное общество «СУЭК-Кузбасс» ПЕ Шахта им. С.М. Кирова признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности – ведения работ по добыче угля в выемочном участке «лава <номер>», эксплуатации ленточного конвейера КЛКТ-1200 в Центральном магистральном конвейерном штреке <номер> и ленточного конвейера 4ЛЛТ-1200 в конвейерной печи <номер>, на срок 7 (семь) суток, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу или непосредственно в Кемеровский областной суд.

Судья: подпись. Л.А. Зеброва

Подлинный документ находится в деле об административном правонарушении №5-1014/2021 Ленинск – Кузнецкого городского суда Кемеровской области.