К делу № 5-1015/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 04 июня 2019 г.
Судья Советского районного суда г. Краснодара Бойко И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении гражданина Узбекистана ФИО1, <данные изъяты>, обвиняемого по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ,
установил:
ФИО1 совершил недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.
Судом установлено, что 19.06.2018 г., в 15 часов 16 минут, при проведении выборочного таможенного контроля товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже и ручной клади физическими лицами, прибывшими международным авиарейсом № Ташкент (Узбекистан) - Краснодар установлено, что гражданин Узбекистана ФИО1 при совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, самостоятельно избрал «зеленый» коридор, предназначенный для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже и ручной клади товаров для личного пользования, не подлежащих письменному декларированию. В «зеленом» коридоре международного сектора аэропорта г. Краснодара ФИО1 поставил на рентген аппарат свой сопровождаемый багаж, который состоял из одного места багажа (сумки черного цвета). После этого ФИО1 был приглашен государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур т/п Аэропорт Краснодар ФИО2 к стойке для проведения таможенного контроля. Так как при проверке на рентген аппарате сопровождаемого багажа ФИО1 установлено, что в данном багаже находятся товары, по своим очертаниям похожие на табачные изделия - жевательный табак, в количестве, превышающем 250 г., в целях установления товаров, подлежащих таможенному декларированию в установленной форме, инспектором принято решение инициировать профиль риска 12/10300/13022017/10115. В ходе отработки данного профиля риска и был проведен таможенный досмотр товаров. находящихся в сопровождаемом багаже) ФИО1 В результате таможенного досмотра одного места сопровождаемого багажа - сумки черного цвета, принадлежащего гражданину ФИО1, среди личных вещей, бывших в употреблении со следами значительного износа, обнаружено гранулированное вещество темно-зеленого цвета со специфическим запахом, весом - 2.38 кг., упакованное в два полиэтиленовых пакета. По результатам таможенного досмотра мною составлен акт таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза физическим лицом для личного пользования в сопровождаемом багаже №/Ф000201. Количество обнаруженного у ФИО1 товара (гранулированное вещество темно-зеленого цвета со специфическим запахом, весом - 2.38 кг., упакованного в два прозрачных полиэтиленовых пакета позволило сделать вывод о том, что общее количество данных товаров превышает нормы перемещения таких товаров (200 сигарет или 50 сигар или 250 г. табака, либо указанные изделия в наборе общим весом не более 250 г. в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста), устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров с полным освобождением от уплаты таможенных платежей. Данный товар (гранулированное вещество темно-зеленого цвета со специфическим запахом) 19.06.2018 взяты инспектором СГТИ ОСТП т/п Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни ФИО3 Е.В. у ФИО1, в качестве образца по акту отбора проб и образцов № от 19.06.2018 для проведения исследования на предмет идентификации указанного товара и определения его точного веса нетто. Принимая во внимание, что при осуществлении таможенных операций и проведении таможенного контроля необходимо исследовать ряд вопросов, требующих специальных познаний. 19.06.2018 принято решение о назначении первичной таможенной экспертизы указанных товаров, производство которой поручено экспертам экспертно-криминалистической службы - филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону Экспертно-исследовательскому отделу № 2 (<...>. 31). Согласно полученного заключения эксперта экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного направления г. Ростов-на-Дону Экспертно-исследовательского отдела № 2 (<...>. 31) № от 10.10.2018: «Проба идентифицирована как сосательный табак - «Насвай». Товар, проба которого представлена к экспертизе, не имеет потребительской упаковки и маркировки. Масса брутто пробы составила 2.51 ±0.02 кг. масса нетто пробы составила 2.02±0.02 кг. Проба является не курительным табачным изделием, изготовленным из табачной пыли: добавлением подщелачивающих компонентов (сосательный табак). В результате проведенных исследований веществ, включенных в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». «Список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации», и таблицу 2.12 «Единого перечня товаров: которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках Евразийского Экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений», а также их производных, в составе пробы не обнаружено (в пределах чувствительности использованного метода и концентрирования, не более 0.001 %). В соответствии с ч. 8 ст. 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ), запрещена оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом) и влечет за собой наложение административного штрафа. В связи с чем, товар, проба которого представлена к экспертизе, реализации на территории Российской Федерации не подлежит, следовательно, рыночной стоимости (цены) не имеет. В процессе проведения исследования таможенными экспертами израсходовано 40 грамм пробы. Оставшийся после экспертного исследования товар общим весом нетто 2,34 кг. был возвращен экспертами в таможенный орган вместе с заключением таможенного эксперта. В связи с тем, что ФИО1, 07.07.2018 покинул территорию РФ. Старшим государственный таможенным инспектором СГТИ ОСТП т/п Аэропорт Краснодар ФИО2, была отправлена телеграмма в Узбекистан о необходимости прибытия на таможенный пост Аэропорт Краснодар для ознакомления с результатами полученной экспертизы и возбуждения дел об административных правонарушениях по факту нарушения им таможенного законодательства. 03.12.2018 г. и 12.12.2018 года ФИО1 не прибыл на таможенный пост Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни для ознакомления с результатами таможенной экспертизы. Предмет административного правонарушения массой нетто 2,34 кг. был изъят по протоколу изъятия вещей и документов в его отсутствие, с применением видеосъемки.
В судебное заседание ФИО1 и представитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации южного таможенного управления Краснодарской таможни не явились, надлежащим образом были извещены о месте и дате судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд считает, что неявка сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассматриваемого административного дела, не является основание к не рассмотрению административного дела, в связи с чем, административное дело подлежит рассмотрению в порядке ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ.
Суд, исследовав материалы дела приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Суд, исследовав материалы дела, суд считает, установленным факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку его вина в совершении данного деяния подтверждается: протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № от 112.12.2018 г., служебной запиской № от 12.12.2018 г., объяснением ФИО1 от 19.06.2018 г., актом таможенного досмотра №/Ф000201 от 19.06.2018 г.; заключения таможенного эксперта № от 10.10.018 г.
Согласно ответу, из отдела торговых ограничений и экспортного контроля Краснодарской таможни сосательный табак в виде гранул, изготовленный из табачной пыли с добавлением подщелачивающих компонентов, классифицируется в подсубпозиции 2403991000 ТН ВЭД ТС.
Из ответа Отдела торговых ограничений и экспортного контроля Краснодарской таможни, в соответствии с ГОСТ Р 52463-20056 – насвай является сосательным табаком, изготовленным из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с добавлением или без добавления растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов. Насвай по названию не входит в список пункта 2.12 «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии» Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 11.2009 № 19.
Согласно заключению эксперта ЦЭКТУ (г. Ростов-на-Дону), ввезенное вещество не содержит веществ, входящих в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
Однако, пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение) установлено, что при ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, указанные в Приложении 2 к Соглашению. В разделе 1 Приложения 2 к Соглашению приведен Перечень товаров для личного пользования, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозе с этой территории (далее - Перечень). В пункте 3 «при ввозе любым способом» Перечня, подпункте 3.5 указано - «более 200 сигарет или 50 сигар, или 250 г. табака, либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 г. на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста». Таким образом, ввоз более 250 г. табака запрещен.
В соответствие с п.п. 4 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлины налогов в сопровождаемом багаже:
Согласно п. 5 ст. 444 ТК ЕАЭС до вступления в силу решения Комиссии Евразийского экономического союза, определяющего стоимостные, весовые и (или) количественные нормы ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов в зависимости от способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также определяющего случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию Союза, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза применяется Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года.
На основании п.п. 2. 3 п. 2. статьи 8 и п.1 Приложения 3 «Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» - освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляются в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в ручной клади - в количестве 200 сигарет или 50 сигар или 250 г. табака, либо указанные изделия в наборе общим весом 250 г. в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.
В соответствие со ст. 4 и п. 3.5 приложения 2 «Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» - при ввозе товаров в ручной клади для личного пользования на таможенную территорию Евразийского экономического союза применяются запреты и ограничения - более 200 сигарет или 50 сигар или 250 г. табака, либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 г. на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста. Данные товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Согласно п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Пассажирская таможенная декларация заполняется на русском языке, или на английском языке. или на государственном языке государства-члена, таможенному органу которого подана такая пассажирская таможенная декларация, а с разрешения таможенного органа - на другом иностранном языке, которым владеют должностные лица таможенного органа, которому будет подана такая таможенная декларация.
Таможенное декларирование в письменной форме осуществляется на бланках пассажирской таможенной декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза № 287 от 18 июня 2010 года «Об утверждении формы "пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза и «Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем» утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №311.
с
На основании с п. 20 «Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 287 от 18 июня 2010 года, в декларации указываются сведения о наличии либо отсутствии неделимых товаров и (или) товаров, стоимость и вес которых превышают стоимостные и весовые нормы ввоза на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, путем проставления соответствующей отметки в рамках "да", "нет". При наличии таких товаров, указываются подробные сведения о них, при этом указанию подлежат сведения о неделимых товарах, а также о товарах, ввозимых с превышением норм ввоза на таможенную территорию Союза без оплаты таможенных пошлин, налогов - в части такого превышения.
Согласно п. 25 ст. 2 ТК ЕАЭС - «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза» это - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Согласно Федеральному закону от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья: вид табачного изделия - совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигареты). папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия.
ГОСТ Р 52463-2005 понятие насвай - сосательный табак в форме шариков, изготовленный из очищенной табачной и/или махорочной пыли с добавлением клея, извести, воды или растительного масла; сосательный табак - вид некурительного изделия, предназначенного для сосания, полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли с добавлением соли или вкусовых добавок: табачное изделие - изделие, полностью или частично изготовленное табака (табачного листа в качестве сырьевого (материала) и/или махорки с добавлением или без добавления соусов и ароматизаторов, упакованное в потребительскую тару, предназначенное для курения (курительное изделие), жевания, нюханья или сосания (некурительное изделие).
Согласно ТР ТС 035/2014. табачное изделие - продукт, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения: некурительные табачные изделия - табачные изделия, предназначенные для сосания, жевания или нюханья.
С учетом положений действующего законодательства, насвай является некурительным табачным изделием, т.е. табачным изделием, предназначенным для сосания, или сосательным табаком.
Подпунктом «е». п. 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены категории товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, которые определены перечнем Приложения № 6. В данный перечень включены, помимо прочего, табак, табачные изделия в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар, сигарилл), или 250 г., табака (или указанные изделия в ассортименте общим весом более 250 г), перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста и этиловый спирт, алкогольные напитки и пиво общим объемом более 5 л. перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста (далее - алкогольная/табачная продукция).
Поскольку ФИО1 не задекларировал ограниченный к ввозу товар, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, то есть недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, подлежащих декларированию.
Вместе с тем, при назначении вида и меры административного наказания, суд учитывает тяжесть и характер совершенного правонарушения, а также то обстоятельство, что изъятый у ФИО1 сосательный табак превышает количество, разрешённое к ввозу без декларирования для личного потребления, в расчете на одно физическое лицо, достигшее возраста 18-ти лет.
Правовая позиция, высказанная Конституционным судом РФ в Постановлении от 13.07.2010 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9" определяет выводы суда о том, что учет части товара перемещенного на территорию РФ, предназначенного для личного пользования (в данном случае 250 гр. табака), в целях определения в соответствии с положениями части 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации наличия состава административного правонарушения производится не должен, поскольку иной подход не соответствует Конституции РФ.
На основании вышеизложенного ФИО1 обладает правом на возврат Таможенными органами 250 г. табака «насвай», изъятых по делу об административном правонарушении №, находящихся на хранении ГГТИ автотранспортного отдела Краснодарской таможни, как правомерно перемещенных в Российскую Федерацию без письменного декларирования для личного пользования.
В силу ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, изъятый у ФИО1 «насвай» подлежит конфискации путем принудительного безвозмездного обращения в собственность государства.
Вместе с тем, согласно подп. "а" п. 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 года N 311, Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) подлежит передаче обращенное в собственность государства имущество для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением имущества, изъятого из оборота.
В силу п. 21 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" насвай - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья.
Насвай не является имуществом, изъятым из оборота, в понимании, придаваемом гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" на территории Российской Федерации запрещена оптовая и розничная торговля насваем.
Материалами дела подтверждается, что конфискованный товар (насвай) хранится без потребительской упаковки при неконтролируемом температурно-влажностном режиме, не имеет маркировочных ярлыков с необходимой и достоверной информацией о товаре и его изготовителе.
Наличие вышеуказанных недостатков и отсутствие документов является нарушением требований ст. 4, 10 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 11, 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года N 15, Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (ч. 2 ст. 3 этого же закона).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об уничтожении конфискованного предмета административного правонарушения.
При назначении административного наказания, суд учитывает тяжесть и характер совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие оценки стоимости предмета административного правонарушения и считает необходимым назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит признание вины и раскаяния ФИО1 в совершении административного правонарушения, которое виновный выразил в объяснении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1 судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст.16.2, ст. 3.7, ст. 29.9 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать гражданина Узбекистана ФИО1, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП, и назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения – некурительного (сосательного) табака «насвай», общим весом 2,09 кг.
По вступлении настоящего постановления в законную силу предмет административного правонарушения - некурительный (сосательный) табак «насвай», общим весом 2,09 кг. – уничтожить.
Разъяснить ФИО1 право на возврат Таможенными органами 250 г. некурительного (сосательного) табака «насвай», изъятых по делу об административном правонарушении №, находящихся на хранении ГГТИ автотранспортного отдела Краснодарской таможни, как правомерно перемещенных в Российскую Федерацию без письменного декларирования в количестве, предназначенном для личного пользования.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 10 суток.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара подпись И.Н. Бойко
копия верна: