Дело № 5-101/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 декабря 2016 г. город Дно Псковской области
Судья Дновского районного суда Псковской области Русакова О.С.,
при секретаре Карцевой И.Г.,
с участием законного представителя директора ООО *** ФИО1,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.12 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью ***, ИНН: № ***, ОГРН: № ***, юридический адрес: ***, ранее к административной ответственности за однородные административные правонарушения не привлекавшегося,
У С Т А Н О В И Л:
дд.мм.гг. Обществом с ограниченной ответственностью «***» (далее – ООО «***», Общество) в магазине, расположенном по адресу: ***, ***, в нарушение п. 1 ст. 26 Федерального Закона от дд.мм.гг. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", осуществлялась реализация следующей алкогольной продукции: водки «Доброе застолье», емкостью 0,5 л, в количестве 42 бутылок; водки «Артельная», емкостью 0,5 л., в количестве 27 бутылок; водки «Живица», емкостью 0,5 л., в количестве 96 бутылок, маркированной поддельными федеральными специальными марками, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.15.12 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель ООО «***» А.О.А., обстоятельства, изложенные в протоколе, не оспаривала. Пояснила, что указанная в протоколе алкогольная продукция была приобретена ООО «***» у официального поставщика, с легальными документами, а также по действующим договорам на поставку алкогольной продукции. При визуальном осмотре каких-либо признаков подделки федеральных специальных марок ею не выявлено, а также признаков подделки федеральных специальных марок не выявлено при проведении совместной проверки прокуратуры Дновского района и Управления Роспотребнадзора по Псковской области исполнения законодательства, регулирующего оборот спирта, спритосодержащей и алкогольной продукции дд.мм.гг. Полгала, что выявление подделки в данном случае требует наличия специальных познаний. Просила о применении в отношении Общества административного наказания в виде предупреждения.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 15.12 часть 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ), согласно которому под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона (ст. 2).
На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке; алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации. Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками, не допускается.
В силу п. 3 ст. 12 названного Федерального закона федеральная специальная марка (далее - ФСМ) является документом государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 ст. 12, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
Согласно п. 3.3 ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, а в соответствии с пунктом шестым данной статьи собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации, несут ответственность за подлинность ФСМ.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, либо с маркировкой поддельными марками.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", установлено, что изготовление федеральных специальных марок осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием "Гознак" в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы.
Как следует из материалов дела, ООО «***» имеет лицензию № *** от дд.мм.гг. на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
дд.мм.гг. в магазине, принадлежащем ООО «***» по адресу: ***, ***, в ходе осмотра места происшествия согласно протоколу осмотра, была обнаружена алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками с признаками подделки (нечитаемый микротекст, плохое качество полиграфии): водки «Доброе застолье», емкостью 0,5 л, в количестве 42 бутылок; водки «Артельная», емкостью 0,5 л., в количестве 27 бутылок; водки «Живица», емкостью 0,5 л., в количестве 96 бутылок. По результатам осмотра произведено изъятие вышеперечисленной алкогольной продукции, ценников на неё в количестве 3 штук и товарно-сопроводительных документов на 27 листах (л.д.22-23).
дд.мм.гг. УУП ОП по Дновскому району Ф.И.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования (л.д.19).
В рамках проведения административного расследования проведена экспертиза для установления соответствия федеральных специальных марок, которыми была промаркирована изъятая алкогольная продукция, технологии предприятия ГОСЗНАК.
Согласно заключению эксперта ЭКН МО МВД России «Дедовичский» № *** от дд.мм.гг.: федеральные специальные марки Водка до 0,5 л. с номерами: 100 933917467, 100 933917415, 100 933917419, 100 933917418, 100 933917466, 100 933917460, 100 933917414, 100 933917411, 100 933917461, 100 933917412, 100 933917385, 100 933917455, 100 933917379, 100 933917382,?????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰??????????????‰?766, 100 933917759, 100 933917707, 100 933917704, 100 933917705, 100 933917760, 100 933917752, 100 933917700, 100 933917697, 100 933917703, 100 933917753, 100 933917716, 100 933917701, 100 933917702, 100 933917717, 100 933917696, наклеенные на боковой поверхности 42 бутылок, емкостью 0,5 л., с названием на этикетках «Водка «Доброе застолье», федеральные специальные марки водка до 0,5 л. с номерами: 101 567467799, 101 567467800, 101 567467828, 101 567467794, 101 567467789, 101 567?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????456, 101 567467855, 101 567467856, 101 567467476, 101 567467867, 101 567467883, 101 567467454, 101 567467869, 101 567467879, 101 567467868, 101 567467455, 101 567467814, 101 567467884, 101 567467886, 101 567467808, 101 567467850, 101 567467857, 101 567467849, 101 567467810, 101 567467816, 101 567467863, 101 567467862, 101 567467861, 101 567467821, 101 567467860, 101 567468116, 101 567468058, 101 567468115, 101 567468057, 101 567468096, 101 567468127, 101 567468050, 101 567468126, 101 567468114, 101 567468125, 101 567468079, 101 567468087, 101 567468049, 101 567468117, 101 567468089, 101 567468063, 101 567468062, 101 567468088, 101 567468097, 101 567468090, 101 567467462, 101 567467453, 101 567467419, 101 567467464, 101 567467407, 101 567467452, 101 567467451, 101 567467461, 101 567467463, 101 567467431, 101 567467427, 101 567467425, 101 567467436, 101 567467426, 101 567467414, 101 567467435, 101 567467400, 101 567467401, 101 567467408, 101 567467413, 101 567467458, 101 567467494, 101 567467438, 101 567468488, 101 567467493, 101 567467495, 101 567467505, 101 567467508, 101 567467466, 101 567467465, 101 567467446, 101 567467472, 101 567467506, 101 567467459, 101 567467468, 101 567467�����������������������������������������������������������������������������������������������������«ЖИВИЦА особая», федеральные специальные марки водка до 0,5 л. с номерами: 103 066433514, 103 066433522, 103 066433563, 103 066433509, 103 066433567, 103 0??????"??????????????"??????????????"??????????????"??????????????"??????????????"??????????????"??????????????"??????????????"??????????????"????????????����������������������������������������������������������������������������574, 103 066433530, 103 066433503, 103 066433573, 103 066436533, 103 066433565��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������тся по способу печати и качества воспроизведения полиграфических реквизитов и специальных признаков от подлинной аналогичной продукции и следовательно, изготовлены не по технологии предприятий ГОСЗНАК (л.д. 56-62).
Постановлением УУП ОП по Дновскому району Ф.И.А. от дд.мм.гг. производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ прекращено и материал об административном правонарушении направлен в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
дд.мм.гг. начальником отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу О.В.Л. в отношении ООО «***» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.12 ч. 4 КоАП РФ, по факту оборота алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (л.д.4-7).
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывают.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данные о нарушении юридическим лицом ООО «***» требований Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Действия ООО «***» суд квалифицирует по ст. 15.12 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как оборот алкогольной продукции без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, когда такая маркировка обязательна.
Обсуждая вопрос о наличии вины ООО «***», суд исходит из положений ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Занимаясь оборотом алкогольной продукции, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида деятельности, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона.
ООО «***» осуществляло оборот алкогольной продукции с маркировкой поддельными марками, при этом доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства не представлено.
Как видно из протокола осмотра магазина ООО «***» в д. *** признаки подделки маркировки водки «Доброе застолье», «Артельная» и «Живица» были выявлены сотрудником полиции без применения специальных технических средств по нечитаемому микротексту и плохому качеству полиграфии.
При таких обстоятельствах Общество имело возможность выявить поддельность специальных марок, а доводы законного представителя о том, что все признаки марок имелись на марках, наклеенных на продукции, изъятой в магазине, не находят подтверждения, а то обстоятельство, что факт подделки федеральных специальных марок не был выявлен при проверке исполнения законодательства, регулирующего оборот спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, имевшей место дд.мм.гг., само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны юридического лица.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не выявлено, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
Оснований для освобождения ООО «***» от административной ответственности, признания правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении Общества к реализуемой алкогольной продукции, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.
Решая вопрос о виде и размере наказания, судья учитывает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 4.1 часть 1).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (статья 4.1 часть 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Санкция ст. 15.12 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно ст. 4.1 ч. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Судья, учитывая установленные по делу конкретные обстоятельства, принимая во внимание фактическое признание вины представителем юридического лица, что является смягчающим вину обстоятельством, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, значительность минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, характер совершенного правонарушения, и его последствия: Общество имеет лицензии на оборот алкогольной продукции с 2006 г. и при этом впервые привлекается к административной ответственности; вред жизни и здоровью граждан действиями Общества не причинен; в обороте находилось незначительное количество алкогольной продукции, маркированной поддельными ФСМ; прибыль Общества от реализации товара за весь 2015 г. превышает размер минимального штрафа в соответствии с санкцией статьи менее чем 10 раз; полагает возможным в данном случае применить положения ст. 4.1 ч. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, что соотносится с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов, и в полной мере отвечает предусмотренным ст.3.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, в силу пункта 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выявление сотрудниками МВД России административного правонарушения в ходе оперативно-профилактического мероприятия к осуществлению государственного контроля (надзора) или муниципального контроля не относится, а реализация контрафактной алкогольной продукции посягает не только на общественные отношения в сфере налогов и пошлин, но и на общественные отношения в сфере государственного контроля за оборотом алкогольной продукции, а также создает угрозу жизни и здоровью потребителей.
При таких обстоятельствах оснований для замены назначенного Обществу административного штрафа на предупреждение не имеется.
В силу ч. 2 ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
В силу ст. 29.10 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или направлению на уничтожение.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без маркировки или с маркировкой поддельными марками.
Поскольку по делу установлено, что изъятая алкогольная продукция маркирована поддельными ФСМ, то указанная алкогольная продукция, находящаяся на ответственном хранении в отделении полиции по Дновскому району по адресу: ***, подлежит уничтожению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1, 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Общество с ограниченной ответственностью «***» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.12 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание с применением ч. ч. 3.2, 3.1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Изъятую в магазине ООО «***», расположенном по адресу: ***, ***, алкогольную продукцию: водка «Доброе застолье» в количестве 42 бутылки, емкостью по 0,5 л; водка «Артельная» в количестве 27 бутылок емкостью по 0,5 л; водка «Живица» в количестве 96 бутылок емкостью по 0,5 л, маркированные поддельными ФСМ - изъять из оборота и в дальнейшем уничтожить в установленном порядке.
Штраф подлежит перечислению по следующим банковским реквизитам: получатель УФК по г.Санкт-Петербургу (отдел № 14, МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу, л/с 04721W00750), ИНН <***>, КПП 784101001, р/с <***> в Северо-Западное ГУ Банка России, БИК 044030001, ОКТМО 40910000, КБК 160 1 16 08010 01 6000 140, назначение платежа: штраф по постановлению суда № 5-101/2016.
Одновременно разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В указанный срок документ об оплате штрафа должен быть представлен в Дновский районный суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в установленный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Судья: Русакова О.С.
решение не обжаловано, вступило в законную силу.