ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-101/18 от 21.08.2018 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

№ 5-101/18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Покровск 21 августа 2018 года

Судья Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) Копырина З.В., единолично

при секретаре Гольдеровой Е.А. с участием государственного инспектора Хангаласской инспекции охраны природы Кузьмина С.Р., законного представителя юридического лица- Администрации МО «Город Покровск» по доверенности Скрябина Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении

юридического лица – Администрации Муниципального образования «Город Покровск» с ИНН 1431009095 ОГРН 1061431000124, расположенной по адресу: РС(Я) Хангаласский район г. Покровск улица Братьев Ксенофонтовых, 24,

у с т а н о в и л

8 августа 2018 года старшим государственным инспектором ФИО1 составлен протокол в отношении юридического лица – администрации МО «Город Покровск» по ст.8.2 КоАП РФ за нарушения ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. 42 ЗК РФ, ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.

Как указано в протоколе, 19 июля 2018 г. в 15 ч. 00 минут в ходе обследования административной территории МО «Город Покровск» выявлен факт образования несанкционированной свалки на земельном участке подъездной дороги (с правой стороны) микрорайона Звероферма г. Покровск. Рядом с дорогой накоплено значительное количество твердых коммунальных отходов: упаковочные материалы из бумаги, картона, полиэтилена, отходы минеральных масел трансмиссионных, использованные книги и журналы, навоз домашних животных, металлолом, вышедшие из строя бытовые приборы, кузова автомобилей и др., которые по федеральному классификационному каталогу отходов относятся к 4-5 классу опасности. Место несанкционированной свалки находится между автодорогой «Якутск- Булгунняхтах» и микрорайоном Звероферма общей площадью 12 900 кв. м., в длину 150 м., в ширину 86 м. Указанное место использовалось для сброса отходов неоднократно в течение длительного времени, объем твердых отходов составляет примерно 100 куб. м. Территория земельного участка, где образована несанкционированная свалка входит в административную территорию МО «Город Покровск» и государственная собственность на нее не разграничена, в связи с чем, данный участок находится в ведении МО «Город Покровск» и других собственников не имеет.

Копию протокола представитель юридического лица Скрябин Е.П. получил, в письменном объяснении указал, что свалка образована примерно в 80-х годах, согласно предписанию администрация обязуется убрать свалку в установленные сроки.

В судебном заседании представитель юридического лица Скрябин Е.П. пояснил, что территория, на которой выявлена несанкционированная свалка, относится к территории МО «Город Покровск», администрация предпринимает меры по организации уборки несанкционированной свалки путем субботников, поскольку денежные средства в бюджет на уборку несанкционированных свалок не заложены, просил не применять штраф.

Инспектор Кузьмин С.Р. пояснил, что несанкционированная свалка находится на территории МО «Город Покровск», предписание об устранении нарушений администрации выдано, администрация проводит работу по устранению нарушений.

Из представленных материалов дела следует, что старшим инспектором охраны природы ФИО1 19 июля 2018 года согласно приказу руководителя Хангаласской инспекции охраны природы от 16 июля 2018 года, изданной на основании письменного обращения ПАО «Якутскэнерго» от 5 июля 2018 г. в природоохранную прокуратуру Республики, проведено обследование территории на предмет соблюдения природоохранных требований, в ходе которой выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на земельном участке подъездной дороги микрорайона Звероферма г. Покровск, составлена фототаблица, выявлены координаты земельного участка.

19 июля 2018 г. определением инспектора ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ и проведено административное расследование.

В ходе расследования установлено, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, относится к ведению МО «Город Покровск» и находится на территории указанного муниципального образования.

8 августа 2018 г. администрации МО «Город Покровск» выдано предписание о ликвидации несанкционированной свалки в срок до 1 августа 2019 года.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), а также его виновность в совершении административного правонарушения.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, а также предусматривает за данное нарушение административную ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 100 000 до 250 000 рублей либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы)- это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

В силу ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Частью 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация непосредственно осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, в том числе по их сбору, накоплению, транспортированию и хранению. Указанные виды деятельности по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации. Полномочия администрации по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ. Следовательно, администрация МО "Город Покровск" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

При этом из пояснений представителя администрации и инспектора охраны природы судом установлено, что администрацией МО «Город Покровск» принимаются меры по исполнению возложенных на нее властно-распорядительных функций в области обращения с отходами, а именно по организации сбора и транспортирования выявленной несанкционированной свалки (отходов).

Таким образом, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении администрации МО «Город Покровск» на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ст.8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Муниципального образования «Город Покровск».

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения его копии.

Судья З.В. Копырина