4-82/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Омск 28 февраля 2019 г.
Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев жалобу главы Большереченского городского поселения К.А.А. на вступившие в законную силу постановление Большереченского районного суда Омской области от 24 октября 2018 г. и решение судьи Омского областного суда от 04 декабря 2018 г., вынесенные в отношении Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Большереченского районного суда Омской области от 24 октября 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Омского областного суда от 04 декабря 2018 г., Администрация Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе глава Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области К.А.А. просит постановление и решение отменить как незаконные, вынесенные с нарушением норм материального права, производство по делу прекратить. Ссылается на недостаточность бюджетного финансирование, на целевое выделение субсидии, на заключение муниципальных контрактов в рамках соглашения от 25 мая 2018 г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и администрацией Большереченского городского поселения.
Изучив материалы дела № 5-101/2018, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам городского, сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов (п. 7.2.10 ГОСТ Р 52289-2004).
Согласно п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.
Как следует из материалов дела, в рамках проведения 01 августа 2018 г. должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Большереченскому району контрольных мероприятий за состоянием улично-дорожной сети р.п. Большеречье Омской области были выявлены недостатки в ее содержании, угрожающие безопасности дорожного движения в части обустройства пешеходных переходов, расположенных около общеобразовательных учреждений по адресам: ул. Октябрьская, д. 1, д. № <...> и ул. 50 лет ВЛКСМ, д. № <...>. Администрация Большереченского городского поселения, являясь ответственным юридическим лицом за состоянием дорожных сетей, в нарушение требований п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и п. п. 6.2.17, 7.2.10, 8.1.27 ГОСТа Р52289-2004 не выполнила обязанности по обустройству пешеходных переходов.
На пешеходном переходе, расположенном на ул. 50 лет ВЛКСМ в районе д. № <...> в р.п. Большеречье, около общеобразовательного учреждения МБОУ БСОШ – корпус № 1 Большереченского района: отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1; ширина пешеходного перехода (расстояние в створе между знаками 5.19.1 и 5.19.2, размещенными на противоположных сторонах дороги) составляет более 6 м. – 11,5 м.; дорожный знак 8.23 «Фотофиксация» применен на одной опоре совместно с дорожным знаком 5.20 «Искусственная неровность»; на протяжении 50 м. от нерегулируемого пешеходного перехода отсутствуют ограждения; отсутствует светофор Т.7
На пешеходном переходе на ул. Октябрьская в районе д. № <...> в р.п. Большеречье, расположенном вблизи МБДОУ «Большереченский детский сад»: отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1; ширина пешеходной части составляет менее 6 м. – 5 м.; на протяжении 50 м. от нерегулируемого пешеходного перехода отсутствуют ограждения; отсутствует светофор Т.7;
На пешеходном переходе по ул. Октябрьская в районе д. № <...> в р.п. Большеречье, расположенном вблизи МБОУ БСОШ корпус № 2: отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1; ширина пешеходной части составляет более 6 м. – 10.4 м.; на протяжении 50 м. от нерегулируемого пешеходного перехода отсутствуют ограждения; отсутствует светофор Т.7.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.3); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.4); актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) (л.д.6); Уставом Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области (л.д.54-72), иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, данное деяние, совершенное Администрацией Большереченского городского поселения Большереченского района Омской области, влечет административную ответственность на основании ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие Администрацией Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, администрацией не представлено.
Заключение муниципальных контрактов в рамках соглашения от 25 мая 2018 г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацией Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о виновности администрации в совершении вмененного административного правонарушения, так как ответственным за состояние дорог является указанное юридическое лицо.
Вместе с тем, нахожу возможным, снизить размер назначенного Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области наказания в виде административного штрафа.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, имущественное и финансовое положения юридического лица, полагаю возможным назначить Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области наказание в размере 100 000 рублей, то есть в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В названной связи постановление судьи Большереченского районного суда Омской области от 24 октября 2018 г. и решение судьи Омского областного суда от 04 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области подлежат изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Большереченского районного суда Омской области от 24 октября 2018 г. и решение судьи Омского областного суда от 04 декабря 2018 г., вынесенные в отношении Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, изменить.
Снизить размер назначенного Администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области административного штрафа до 100 000 рублей.
В остальной части указанные выше акты оставить без изменения, жалобу главы Большереченского сельского поселения К.А.А. – без удовлетворения.
Председатель
Омского областного суда подпись В.А. Ярковой
<...>
<...>