ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Чебаркуль Челябинской области 05 сентября 2019 года
Судья Чебаркульского городского суда Челябинской области Тимонцев В.И., при секретаре Рудык А.А., с участием защитников лица, привлекаемого к административной ответственности, ИП ФИО1 - Волгиной М.В., Понькиной И.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.15 ч.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
06 августа 2019 года в Чебаркульский городской суд поступил протокол об административном нарушении в отношении ИП ФИО1 по ст.18.15 ч.3 КоАП РФ, составленный и направленный в суд для рассмотрения врио начальника ОВМ МО МВД России «Чебаркульский» Челябинской области ФИО2.
---- выявлено, что ИП ФИО1, зарегистрированный по адресу: <адрес> нарушил форму подачи уведомления в УВМ ГУ МВД России по Челябинской области о заключении ---- трудового договора с гражданином <данные изъяты>., а именно указав сведения «Руководитель отдела недвижимости» в п.3 в графе «Профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), по которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность» не в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) или Общероссийским классификатором занятости (ОКЗ), чем нарушил порядок предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), утвержденный Приказом МВД России от 10 января 2018 года №11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации», чем совершил административное правонарушение в виде нарушения установленной формы подачи уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, предусмотренное ст.18.15 ч.3 КоАП РФ.
ИП ФИО1 в суд не явился, извещен о месте и времени судебного заседания, в представленном в суд заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием защитников Волгиной М.В., Понькиной И.С. (л.д.35, 36, 37).
Защитники ИП ФИО1 – Волгина М.В., Понькина И.С. по доверенностям от ---- (л.д.38, 39) в судебном заседании факт совершения ИП ФИО1 вменяемого административного правонарушения не оспаривали, просили освободить ИП ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения либо заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Должностное лицо ОВМ МО МВД России «Чебаркульский» Челябинской области, составившее протокол об административном правонарушении, в суд не явилось, извещено о месте и времени судебного заседания (л.д.34).
Судом определено рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие не явившихся лиц.
Виновность ИП ФИО1. в совершении описанного административного правонарушения, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ---- (л.д.2); письменными объяснениями ИП ФИО1, в которых он указывает, что гражданин <данные изъяты>. был принят на работу в ИП ФИО1----, уволен по собственному желанию ----… После оформления документов о приеме на работу в трехдневный срок в ГУ МВД России по Челябинской области было направлено уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином … При заполнении уведомлений были допущены ошибки, которые носят технический характер и не направлены на нарушение законодательства. Ошибки были допущены по неопытности, так как ранее подобные уведомления не заполнялись… (л.д.6); уведомлением о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), составленным ---- ИП ФИО1 в отношении гражданина <данные изъяты> в котором в п.3 в графе «Профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), по которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность» указана профессия иностранного гражданина «Руководитель отдела недвижимости», не соответствующая Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов или Общероссийскому классификатору занятости (л.д.9-12); приказом № от ---- о приеме на работу <данные изъяты>. на должность «начальника отдела» (л.д.18); данными физического лица иностранного гражданина <данные изъяты>. (л.д.13-14); видом на жительство иностранного гражданина <данные изъяты> (л.д.15); выпиской из ЕГРИП от ---- в отношении ИП ФИО1 (л.д.19-23); свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.24).
У суда не имеется никаких оснований сомневаться в достоверности изложенных доказательств виновности ИП ФИО1, которые последовательны, непротиворечивы и полностью согласуются между собой.
Действия ИП ФИО1 судья квалифицирует по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ как нарушение установленной формы подачи уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Приказом МВД России от 10 января 2018 года №11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» утверждены форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правого договора на выполнение работ (оказания услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (Приложение №13) и порядок предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении трудового договора или гражданско-правого договора на выполнение работ (оказания услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (Приложение №15).
Согласно п.2 Приложения №15 к Приказу МВД России от 10 января 2018 года №11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Пунктом 3 формы уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правого договора на выполнение работ (оказания услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), утвержденной приложением №13 к Приказу МВД России от 10 января 2018 года №11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» установлено, что наименование профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), по которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, указывается в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) или Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ).
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 направил в адрес ГУ МВД Росси по Челябинской области уведомление о заключении трудового договора с гражданином <данные изъяты>. с нарушением установленного порядка заполнения формы, а именно указал наименование профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), по которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, не в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) или Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ)
При назначении наказания суд учитывает характера совершенного правонарушения, личность виновного ИП ФИО1 (осуществляет предпринимательскую деятельность), его имущественное положение.
Обстоятельством, смягчающим ответственность ИП ФИО1, судья признает признанием им вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Санкция части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 35000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 400000 до 800000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
В силу примечания к ст.18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Исходя из того, что ИП ФИО1 является субъектом малого предпринимательства, учитывая его имущественное и финансовое положение, наличие обстоятельства, смягчающего ответственность, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд полагает, что в данном случае целям административного наказания отвечает назначение ИП ФИО1 наказания в виде штрафа, не усматривая оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3 ст.4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что ИП ФИО1 ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения, отягчающих обстоятельств по делу не установлено, тяжких последствий не наступило, уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином ИП ФИО1 подано своевременно, но с нарушением предъявляемой к нему форме заполнения, учитывая имущественное положение ИП ФИО1, а также то, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного ИП ФИО1 административного правонарушения, суд полагает возможным снизить его ниже низшего предела, предусмотренного санкцией указанной статьи и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Доводы защитников ИП ФИО1 - Волгиной М.В., Понькиной И.С. о необходимости применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ судом отклоняются.
В силу ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
При этом ч.2 ст.3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько условий, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, в частности внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, и правонарушение должно быть выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных указанных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены ИП ФИО1 административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, а также административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании ИП ФИО1 требований Закона о правовом положении иностранных граждан.
Кроме того, правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.
Вопреки доводам защитников, учитывая, что противоправные действия допущены в сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции и соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, в связи с чем имеют повышенную степень общественной опасности, так как затрагивают интересы государства, исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Руководствуясь ст.ст.29.10, 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуть индивидуального предпринимателя ФИО1 (<данные изъяты>) административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: получатель платежа Управление федерального казначейства по Челябинской области (ГУ МВД России по Челябинской области); ИНН <***>, КПП 745301001, ОКТМО 75758000, Р/сч <***>, БИК 047501001, КБК 18811640000016025140, УИН 18891749990119409231.
Разъяснить ИП ФИО1 обязанность в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ уплатить штраф в течение шестидесяти дней со дня вступления данного постановления в законную силу; предупредить ИП ФИО1 об административной ответственности, предусмотренной ст.20.25 КоАП РФ, за неуплату административного штрафа в указанный срок.
Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья