ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-101/20 от 05.06.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 5-101/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Еп о д е л у о б а д м и н и с т р а т и в н о м п р а в о н а р у ш е н и и

05 июня 2019 года

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре Кириченко Е.А. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьей 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «ТД ВЭРС»

у с т а н о в и л:

09.04.2020 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому федеральному округу Булгаковым В.Н. составлен протокол № ЭК/2020/06/07-10 в отношении ООО «ТД ВЭРС» в связи с нарушением законодательства РФ об экспортном контроле.

В судебном заседании защитник ООО «ТД ВЭРС» Потапов В.В. вину общества в совершении административного правонарушения не признал, представил письменные пояснения, просил применить наказание в виде предупреждения или снизить штраф до 100 000 рублей.

Представитель Управления ФСТЭК России по СФО Шмаков И.Г., просил суд признать общество виновным в совершении административного правонарушения и назначить обществу административное наказание, возражал против применения предупреждения, в части размера административного штрафа оставил разрешение вопроса на усмотрение суда..

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу статьи 30 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений.

Согласно статье 6 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержден Указом Президента РФ от 17.12.2011 N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль"

Так, пунктом 1.1.4.1 Указа Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661 установлено, что противогазы, фильтрующие коробки противогазов и оборудование для их обеззараживания включены в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.

Как следует из материалов дела по результату проверки Управлением ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу на основании информации, поступившей из Управления экспортного контроля ФСТЭК России 20.01.2020 в было установлено, что ООО «ТД ВЭРС» поставило 02.07.2019 в ОсОО «ЮНГЕР» (Кыргызкая Республика) товары обладающие признаками контролируемых товаров, а именно 09.01.2019 – «самоспасатель изолирующий специального назначения со сжатым воздухом «Экстремал-ПРО»-D» (код ТН ВЭД ЕАЭС 9020000000) в количестве 6 штук на общую сумму 494853 рубля 36 копеек.

Сам факт поставки указанного товара (товарно-транспортная накладная от 02.07.2019) в Республику Кыргызстан обществом не оспаривается.

Согласно заключению независимой идентификационной экспертизы № 0566-20/6660003190 от 25.03.2020, проведенной в ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Учебно-научный центр экспертизы, сертификации и проблем качества «самоспасатель изолирующий специального назначения со сжатым воздухом «Экстремал-ПРО»-D» (код ТН ВЭД ЕАЭС 9020000000) соответствует контролируемым товарам, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров, утвержденным Указом Президента РФ 17.12.2011 N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль".

Статьей 19 Закона N 183-ФЗ установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона (часть 1). Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (часть 2).

Поскольку вышеуказанный товар «самоспасатель изолирующий специального назначения со сжатым воздухом «Экстремал-ПРО»-D» (код ТН ВЭД ЕАЭС 9020000000) соответствует товарам, указанным в пункте 1.14.1 раздела Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, его поставка иностранному лицу предусматривает лицензию ФСТЭК России.

Вместе с тем, ООО «ТД ВЭРС» лицензий, иных разрешительных документов ФСТЭК России на осуществление внешнеэкономической операции с товаром, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, по контракту № 04/19 от 09.01.2019 не получало.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Осуществление ООО «ТД ВЭРС» внешнеэкономической операции по контракту № 04/19 от 09.01.2019, а именно поставка иностранному лицу 02.07.2019 самоспасателя изолирующего специального назначения со сжатым воздухом «Экстремал-ПРО»-D» (код ТН ВЭД ЕАЭС 9020000000) в количестве 6 штук в отношении которого установлен экспортный контроль без лицензии, иных разрешительных документов выдаваемых ФСТЭК России образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Анализ всех представленных на рассмотрение суда доказательств, приводит судью к достоверному выводу о совершении 02.07.2019 ООО «ТД ВЭРС» вменяемого правонарушения, а вину общества доказанной полностью.

Вина общества подтверждается собранными по делу доказательствами: контрактом № 04/19 от 09.01.2019, спецификацией № 7 от 20.05.2019 к контракту, счет № 161 от 20.05.2019 № 4001, платежным поручением № 10 от 22.05.2019, товарно-транспортная накладная от 02.07.2019 с отметкой о получении товара, протоколом по делу об административном правонарушении от 09.04.2020, идентификационным заключением № 0566-20/6660003190, иными документами.

Ссылки общества на недостоверность заключения экспертной организации № 0566-20/6660003190 судьей отклоняются, поскольку по существу сводятся к суждениям о несогласии с результатами заключением, каких-либо материально-правовых доказательств некомпетентности эксперта либо его необъективности и заинтересованности в получении данного результата в материалы дела защитой не представлено.

При этом, правовых оснований не доверять идентификационной экспертизе № 0566-20/6660003190 от 25.03.2020 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» у судьи не имеется, поскольку заключение дано независимой экспертной организацией, получившей в установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, что подтверждается свидетельством № 004 от 19.06.2014.

Также, из содержания вышеуказанной экспертизы усматривается, что она проводилась в частности и на основании представленных документов о товаре датированных 02.07.2019 (спецификации, товарные накладные и др.), т.е. по вменяемому событию.

В связи с вышеуказанным, судьей отклонено заявленное в судебном заседании ходатайство защиты о назначении повторной идентификационной экспертизы.

Доводы общества, что спорный товар самоспасатель изолирующий специального назначения со сжатым воздухом «Экстремал-ПРО»-D» относится к средствам пожарной техники и не является противогазом, судьей не принимаются, поскольку согласно пункту «а» Технических примечаний к статье 1.14.1 раздела Списка товаров и технологий двойного назначения (примечание введено Указом Президента РФ от 21.07.2014 N 519) противогазами также называются полнолицевые маски, а исходя из технической документации самоспасателя изолирующего специального назначения со сжатым воздухом «Экстремал-ПРО»-D» (паспорт ПТС 63.00.01.000 ПС) его рабочая часть состоит в частности из маски панорамной «Panorama Nova P» (полнолицевая маска со вставным вводом).

Кроме того, судьей доводы защиты о неоднозначности отнесения спорного товара к контролируемым отклоняются также и в связи с тем, что учитывается, пункт 9 Постановления Правительства РФ от 21.06.2016 N 565 "О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения" (вместе с "Правилами проведения идентификации контролируемых товаров и технологий", "Правилами заполнения идентификационного заключения"), согласно которого сомнения, возникшие при установлении принадлежности идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности к товарам и технологиям, включенным в контрольные списки, которые не могут быть устранены любым разумным способом, толкуются в пользу признания таких идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности включенными в контрольные списки.

Таким образом, анализ всех представленных на рассмотрение суда доказательств, приводит суд к достоверному выводу о совершении ООО «ТД ВЭРС» вменяемого правонарушения, а вину общества доказанной полностью.

При назначении ООО «ТД ВЭРС» административного наказания, накзания, судья исходит из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" под экспортным контролем понимают комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Целью правового регулирования разрешительной системы при экспортном контроле является, в первую очередь, обеспечение безопасности государства.

Вместе с тем, при замене юридическому лицу наказания в виде штрафа на предупреждение принимаются во внимания положения части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением при наличии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств нет, поскольку совершенное ООО «ТД ВЭРС» правонарушение посягало на интересы Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, безопасность государства, а также на международный режим нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.

При назначении административного наказания судья учитывает следующее.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Из материалов дела следует, что финансовое положение ООО «ТД ВЭРС» нестабильно, по состоянию на 31.03.2020 остаток денежных средств на расчетном счете составляет 22465 рублей.

Учитывая затруднительное финансовое положение ООО «ТД ВЭРС», суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 247426 рублей 68 копеек, то есть не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного в размере стоимости товара (494853 рубля 36 копеек), явившегося предметом административного правонарушения. При этом, конфискация самоспасателя изолирующего специального назначения со сжатым воздухом «Экстремал-ПРО»-D» в количестве 6 штук невозможна, в связи с его передачей по контракту № 04/19 в ОсОО ЮНГЕР (Республика Кыргызстан).

На основании изложенного, руководствуясь 29.10, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ ВостокЭлектроРадиоСервис» (ИНН 5404289637, ОГРН 1065404099837, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 07.09.2006, местонахождение: 630041, г. Новосибирск, ул. 2-я Станционная, 30, этаж 1 офис 110А) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 247426 (двести сорок семь тысяч четыреста двадцать шесть) рублей 68 копеек.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению на расчетный счет 401018109000000100 01 в Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирск БИК 50701000, ИНН/КПП 5405213849/540601001, ОКТМО 50701000, КБК 58711601141019000140. Получатель УФК по Новосибирской области (Управление ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу, л/с 04511169430)

Наименование платежа – административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полом объеме.

Судья С.Л. Малахов