Дело №5-101/2020
65RS0005-02-2020-000530-28
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Корсаков 15 июня 2020 года
Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Бочарова Л.А., при секретаре Шишкиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица
общества с ограниченной ответственностью «Евро-Стандарт», расположенного по адресу: <адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>
установил:
22 мая 2020 г. в Корсаковский городской суд поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Евро-Стандарт» (далее – ООО «Евро-Стандарт») по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя Корсаковского городского прокурора Железовского М.С. от 15 мая 2020 г. в отношении юридического лица ООО «Евро-Стандарт» возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении граждане КНДР К., В., И. пребывают на территории Российской Федерации на основании учебных виз <...> 07 апреля 2020 г. при выполнении работ по устройству навесного вентилируемого фасада из керамогранита на строящемся многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в результате обрушения строительных лесов, гражданам КНДР К., В., И. причинен вред здоровью различной степени тяжести. При этом, иностранный гражданин И. при отсутствии у него разрешения на работу был фактически допущен ООО «Евро-Стандарт» к трудовой деятельности по осуществлению монтажных работ при строительстве многоквартирного дома, что свидетельствует о совершении обществом административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель юридического лица ООО «Евро-Стандарт» Б. не явился, будучи надлежаще извещенным; с содержание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ознакомился, с нарушением согласился, указал на принятие мер к его устранению.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения по статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом; привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности); привлечении иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В примечании к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Согласно правовой позиции изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, установленных частями 1 и 2 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам необходимо принимать во внимание, что статьей 61 Трудового кодекса РФ различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей.
Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии со статьей 2 которой разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу пунктов 4, 4.2 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности при отсутствии у них разрешения на работу не допускается.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
Вместе с тем, указанные выше требования действующего законодательства ООО «Евро-Стандарт» не выполнены, обществом привлечен к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранный гражданин И., при отсутствии у него разрешения на работу либо патента.
Факт совершения ООО «Евро-Стандарт» указанного административного правонарушения подтверждается следующими материалами дела:
- постановлением заместителя Корсаковского городского прокурора Железовского М.С. от 15 мая 2020 г.;
- рапортом следователя Корсаковского межрайонного следственного отдела об обнаружении признаков преступления от 07 апреля 2020 г.;
- протоколом осмотра места происшествия от 07 апреля 2020 г.;
- объяснениями Г. от 09 апреля 2020 г.;
- объяснениями М. от 07 апреля 2020 г.;
- объяснением Д. от 07 марта 2020 г.;
- объяснениями Б. – директора ООО «Евро-Стандарт», в соответствии с которыми Б. самостоятельно привлекал иностранных работников (граждан КНДР) к строительным работам на участке: <адрес>, в рамках заключенного договора подряда;
- приказами №№1,2,2 ООО «Евро-Стандарт» о назначении на должности Д., Е., Ж.,
- договором подряда № от 21 января 2020 г. на строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом по <адрес>»;
- договором на выполнение строительных работ от 09 сентября 2019 г.;
- решением № от 10 декабря 2019 г., в соответствии с которым, полномочия генерального директора ООО «Евро-Стандарт» Б. продлены на срок 5 лет;
- разрешением на строительство от 06 сентября 2019 г.;
- удостоверением о повышении квалификации;
- письмом от 07 мая 2020 г. №;
- сообщением врио ректора <...>№ от 12 мая 2020 г.;
- приказами и.о. ректора <...> о направлении на практику;
- договором на проведение практики <...>
- календарным графиком прохождения практики;
- списком обучающихся «<...>», направленных для прохождения практики;
- договором на проведение практики №
- календарным графиком прохождения производной практики;
- списком обучающихся, направленных для прохождения практики в <...>
- договором на проведение практики <...>
- календарным графиком прохождения производной практики;
- списком обучающихся, направленных для прохождения практики в <...>;
- приказами врио ректора <...>№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; №а от ДД.ММ.ГГГГ; №а от ДД.ММ.ГГГГ; №а от ДД.ММ.ГГГГ;
- договорами об оказании платных образовательных услуг;
- сообщением ООО «Дитал» от 17 апреля 2020 г.;
- штатным расписанием ООО «Дитал»;
- объяснением З. от 12 мая 2020 г.;
- выписками с базы УВМ УМВД России по Сахалинской области;
- копией виз на имя И., В., К.;
- отрывной частью бланка уведомления о прибытии;
- миграционной картой И., В., К.;
- электронными приглашениями на въезд в Российскую Федерацию;
- решением о проведении проверки № от 23 апреля 2020 г.;
- объяснением Б. от 13 мая 2020 г.;
- Уставом ООО «Евро-Стандарт» и изменениями к нему.
Письменные доказательства составлены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями закона, все сведения, необходимые для разрешения дела, в протоколе отражены. Достоверность и допустимость указанных выше доказательств сомнений не вызывает.
Оценивая все представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица ООО «Евро-Стандарт» имеется состав и событие административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд, руководствуясь вышеизложенным, принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, характер противоправного деяния, отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, считает возможным назначить административное наказание в виде минимального административного штрафа в размере 250 000 руб., что будет отвечать принципам справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
признать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Евро-Стандарт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. с перечислением его на расчетный счет УФК Сахалинской (Прокуратура Сахалинской области), лицевой счет № <***>, ИНН <***>, КПП 650101001, БИК 046401001, ОКТМО 64701000, Код дохода 41511690010016000140, расчетный счет <***>, Банк отделение Южно-Сахалинск.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу за исключением случая, предусмотренного частью 1.1. статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья Корсаковского городского суда Л.А. Бочарова