ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-101/20 от 17.01.2019 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №5-101/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 января 2020 года Санкт-Петербург

Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,

с участием защитника по ордеру адвоката Передрука А.Д.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. <адрес> студента <данные изъяты>, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 совершил проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, а именно:

10.11.2019 года в период времени с 14 час. 50 мин. до 14 час. 55 мин. ФИО1, находясь по адресу: <...>, станция «Горьковская» ГУП «Петербургский метрополитен», на движущемся вниз эскалаторе, добровольно осуществлял публичное мероприятие в виде пикетирования в составе группы из 5 человек, объединённых единством общей организации и цели, для публичного выражения мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему критики действий исполнительной власти Санкт-Петербурга по повышению тарифов на проезд в общественном транспорте, в нарушение требований Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не подав в установленном порядке уведомление и не согласовав проведении публичного мероприятия в указанное время, в указанном месте с органом исполнительной власти Санкт-Петербурга.

При этом ФИО1 совместно с находящимися в непосредственной близости (не более 10 метров) от него другими участниками пикетирования, демонстрирующими плакаты размером около 90 см на 70 см, с надписями «Город задыхается в пробках # хватитповышать», «Необходимо развивать общественный транспорт # хватитповышать», «Вместо этого ФИО2 повышает стоимость проезда # хватитповышать», «На 15 рублей это 33% # хватитповышать», «Вы голосовали за это 8 сентября # хватитповышать», держал в руках плакат зеленого цвета с надписью «Необходимо развивать общественный транспорт # хватитповышать», то есть проводил пикетирование, которое не было согласовано в установленном законом порядке с органом исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Своими действиями ФИО1 нарушил требования п.6 ч.1 ст.2, ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1, извещавшийся надлежащим образом о месте и времени слушания дела телефонограммой, не явился, направив защитника, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствии.

Защитник Передрук А.Д. представил письменную позицию по делу, указав, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренное ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ, не доказана, отсутствует состав административного правонарушения, так как субъектом ответственности является организатор публичного мероприятия, а ФИО1, исходя из протокола об административном правонарушении был его участником. Кроме того, не установлено время совершения правонарушения, так как ещё в 14:52:48 ФИО1 находился на входе в станцию метро около турникета. Кроме того, защитник полагал, что имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав защитника, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст. 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).

В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ подается в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления при проведении пикетирования группой лиц, в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

Согласно п.6 ч.1 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

В соответствии с ч.1.1 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ не требуется уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником. При этом минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более пятидесяти метров.

Частью 1-2 ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2011 №390-70 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» предусмотрено, что минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, составляет 50 метров.

Кроме того, в силу положений ст.5-2 Закона Санкт-Петербурга от 21.06.2011 №390-70 в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности запрещается проведение собраний и митингов на территориях, прилегающих к зданиям, занимаемым зданиям и входам в вестибюли станций метрополитена.

Вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении АП от 12.12.2019, составленным уполномоченным должностным лицом 43 отдела полиции УМВД России по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга, в котором изложены обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, в объяснениях к которому он указал, что организатором публичного мероприятия не является;

- рапортом оперативного дежурного дежурной части 43 отдела полиции ФИО3 о том, что 11.11.2019 года в 16:47 ему поступило сообщение от <ФИО>5 о том, что он увидел в соцсети ВК видеозапись, где молодежная организация партии «Яблоко» под названием «Весна» 10.11.2019 устроила на ст. метро «Горьковская» показ плакатов экстремистского содержания;

- объяснениями <ФИО>5 от 12.11.2019 года, в которых он пояснил, что по телефону «112» сообщил об увиденной им в ВКонтакте публичной акции активистов движения «Весна» с нарушением ФЗ №54, сам с ними не знаком;

- сообщением начальнику УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга из Центра «Э» ГУ МВД по СПб и ЛО об установлении в ходе оперативно-розыскных мероприятий данных пятерых человек, демонстрировавших плакаты в метро «Горьковская» 10.11.2019 года с 14:40 до 14:55, среди которых ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

- актом осмотра страниц сетевых ресурсов, расположенных в сети Интернет от 10.11.2019 года, составленного оперуполномоченным 4 отдела Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО4, согласно которому произведен осмотр страницы социальной сети «ВКонтакте», начатый с перехода по ссылке https://vk.com/spb_vesna, в результате которого открывается страница имеет информационный материал о проведении активистами движения «Весна» публичного мероприятия, с текстом следующего содержания: «В Петербурге выступили против повышения цен на проезд. Сегодня наши активисты спустились с плакатами в метро, чтобы привлечь внимание пассажиров к резкому увеличению тарифов на проезд. Из-за снижения бюджетных дотаций цены на разовый проезд в метро возрастут на 15 рублей, в наземном транспорте – на 10 рублей, а стоимость проездного поднимается на 8%! С чем связан такой существенный рост, если последние 2 года цены вообще не индексировались? Мы уверены, что причина заключается в «выборах» ФИО5 и Беглова…»; к материалу приложены три фотографии, на которых запечатлено указанное публичное мероприятие;

- справкой ст. оперуполномоченного ФИО6 с приложением фотоматериалов об изучении видеозаписи, с камер видеонаблюдения, установленных в вестибюле и на эскалаторе станции метро «Горьковская», на которых видно, как участники публичного мероприятия, в том числе ФИО1 проходят через турникеты метро в 14 час. 52 мин., а также движение их на эскалаторе с развернутыми плакатами с вышеуказанным содержанием, с расстоянием менее 10 метров друг от друга;

- данными видеозаписи на CD-носители с камер видеонаблюдения, установленных в вестибюле и на эскалаторе станции метро «Горьковская», полученных ст. оперуполномоченного ФИО6 полностью совпадающих с данными, отраженными им в вышеуказанной справке;

- сообщением из администрации Петроградского района Санкт-Петербурга о том, что уведомлений о согласовании публичных мероприятий на 10.11.2019 года на территории Петроградского района Санкт-Петербурга из Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности не поступало.

Все исследованные доказательства, не доверять которым нет оснований, суд признаёт достоверными, относимыми и допустимым, а в совокупности достаточными для установления вины ФИО1 в совершении вышеуказанного правонарушения, выразившегося с том, что ФИО1 совместно с неустановленным лицом допустила нарушение, проведя несогласованное в установленном порядке публичное мероприятие в форме пикетирования пятью лицами с использованием плакатов с целью публичного выражения мнения по поводу общественно-политических проблем, связанных повышением тарифов на транспорт, совершённое при вышеуказанных обстоятельствах, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 20.2. КоАП РФ.

Установленное в протоколе время совершения правонарушения: 10.11.2019 года в период времени с 14 час. 50 мин. до 14 час. 55 мин., не противоречит данным видеозаписи о проходе ФИО1 через турникет в 14 час. 52 мин.

Суд полагает несостоятельными доводы стороны защиты о том, что действия ФИО1 надлежит квалифицировать по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, поскольку ФИО1 не являлся организатором публичного мероприятия, а только участвовал в нем, как указано в протоколе об административном правонарушении.

Частью 5 ст.20.2 предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Вместе с тем в данном случае ФИО1, исходя из представленных выше и исследованных судом видео и фотоматериалов, совершал действия, указывающие на проведение пикетирования, в ходе которого у каждого участника был отдельный с индивидуальным содержанием плакат, и каждый проводил свой пикет, то есть имела место совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией. В данном случае пять пикетов, каждый из которых формально подпадал под признаки одиночного, с достаточной очевидностью были объединены единством целей и общей организацией, проводились одновременно и территориально тяготели друг к другу, а их участники использовали ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы («# хватитповышать»).

При таких условиях согласно позиции, выраженной в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", административная ответственность наступает по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.

С учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в проведении несогласованного публичного мероприятия группой лиц в месте, где проведение собраний и митингов запрещено, суд полагает, что оснований для признания такого нарушения малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

При назначении наказания суд учитывает сведения о личности ФИО1, характер правонарушения и его общественную опасность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

На основании вышеизложенного, суд полагает возможным назначить ФИО1 наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Наименование получателя платежа:

Назначение платежа: Административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Е.В.Медведева