ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-101/2018 от 13.07.2018 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13.07.2018 г. Пыть-Ях

Судья Пыть-Яхского городского суда ХМАО - Югры Ступин Р.Н., с участием представителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре ФИО1 и представителя общества с ограниченной ответственностью лечебного учреждения «Витамин+» (далее - ООО ЛУ «Витамин+») ФИО2, в здании Пыть-Яхского городского суда ХМАО - Югра, расположенного по адресу: ХМАО - Югра, <...>, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО ЛУ «Витамин+», привлекаемого по ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Заместителем руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре издано распоряжение о проведении плановой проверки ООО ЛУ «Витамин+» относительно соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Данная проверка начата 04.04.2018 и окончена 20.04.2018, проведена сотрудниками территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и в г. Пыть-Яхе, о чём составлен акт проверки.

При проверке деятельности ООО ЛУ «Витамин+» на объекте, расположенном по адресу: ХМАО - Югра, г. Пыть-Ях, выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Представитель ООО ЛУ «Витамин+» ознакомлен с распоряжением о проведении плановой проверки 05.04.2018, с актом проверки - 27.04.2018.

По результатам проверки заместителем начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и в г. Пыть-Яхе в отношении ООО ЛУ «Витамин+» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ - Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В судебном заседании представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре ФИО1 пояснила, что вина ООО ЛУ «Витамин+» во вмененном правонарушении доказана, действия квалифицированы верно. Представитель ФИО1 также пояснила, что распоряжение и уведомление о проверке было направлено 26.03.2018 на адрес электронной почты ООО ЛУ «Витамин+», который указан на сайте данной организации в сети Интернет. Данные документы не были подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, поскольку таковой в управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре не имеется. В едином государственном реестре юридических лиц нет адреса электронной почты ООО ЛУ «Витамин+» и данная организация официально не предоставляла в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре адрес электронной почты. Вместе с тем, ранее, когда именно представитель ФИО1 не помнит, адвокат, чьи данные она также не может вспомнить, представлял интересы ООО ЛУ «Витамин+» и устно сообщил кому-то из работников управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре адрес электронной почты ООО ЛУ «Витамин+». Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии ООО ЛУ «Витамин+» всем необходимым требованиям законодательства были выданы управлением 15.03.2017 на основании предоставленных ООО ЛУ «Витамин+» документов, включая заключений независимых экспертиз. При этом, достоверность независимых экспертиз под сомнения не ставилась, но при плановой проверке в 2018 г. нарушения у ООО ЛУ «Витамин+» были выявлены.

Представитель ООО ЛУ «Витамин+» ФИО2 вину юридического лица не признала, просила прекратить производство по делу, указала, что распоряжение и уведомление о проверке по электронной почте ООО ЛУ «Витамин+» не получало. Никто из представителей ООО ЛУ «Витамин+» не сообщал, а общество не направляло в управление официально письма об адресе электронной почты.

Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон).

В соответствии с п. 12 ст. 9 Закона о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом

Содержание административного действия по уведомлению о проведении проверки заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора следующих действий: 1) направление в адрес лиц, подлежащих проверке, уведомления о проведении проверки; 2) обеспечение получения доказательств, подтверждающих факт получения лицами, подлежащими проверке, уведомления о проведении проверки (п. 38 Административного регламента исполнения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 (далее - Административный регламент).

Судья приходит к выводу, что в нарушение п. 12 ст. 9 Закона и п. 38 Административного регламента о проведении плановой проверки ООО ЛУ «Витамин+» не было уведомлено управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре не позднее чем за три рабочих дня до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, или иным доступным способом.

Судья не принимает вышеизложенные доводы представителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре ФИО1, поскольку нельзя признать надлежащим уведомлением направление копии распоряжения и уведомления о проведении проверки, которые не подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью и направлены на адрес электронной почты, который отсутствует в едином государственном реестре юридических лиц, ранее не предоставлялся юридическим лицом в орган государственного контроля (надзора).

В нарушении вышеприведённых требований Закона и Административного регламента территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО - Югре в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и в г. Пыть-Яхе произвёл проверку до получения доказательств, подтверждающих факт принятия ООО ЛУ «Витамин+» уведомления о проведении проверки.

В силу ч. 2 ст. 20 Закона к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в частности ч. 12 ст. 9 указанного Закона.

Результаты проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица (ч. 1 ст. 20 названного Закона).

Допущенные в отношении общества при проведении проверки нарушения, на наличие которых указано представителем ООО ЛУ «Витамин+» ФИО2, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона являются грубыми. Результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения, вмененного обществу по настоящему делу.

Приведённые обстоятельства, с учётом ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не позволяют признать указанное распоряжение о проведении проверки, а также составленные по её результатам акт и протокол об административном правонарушении в отношении ООО ЛУ «Витамин+», в части деятельности на объекте, расположенном по адресу: ХМАО - Югра, г. Пыть-Ях, допустимыми доказательствами.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вследствие указанных обстоятельств, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО ЛУ «Витамин+» подлежит прекращению п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.7 - 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО ЛУ «Витамин+», в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в суд ХМАО -Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: подпись

верно: судья Р.Н. Ступин

Подлинник постановления находится в Пыть-Яхском городском суде, дело № 5-101/2018

«Постановление не вступило в законную силу».