Дело № 5-101/2020 51RS0002-01-2020-000080-94
Мотивированное постановление составлено 16.02.2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
13 февраля 20120 года г. Мурманск
Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Дурягина М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «МУРМАНСКПИВО» (далее – ООО «МУРМАНСКПИВО», Общество), ***
у с т а н о в и л:
В порядке рассмотрения обращения начальника отдела водных ресурсов *** о сбросе сточных вод в *** организацией, осуществляющей деятельность на территории пивоваренного завода в *** проведен рейдовый осмотр и установлен факт сброса сточных вод в *** через оголовок трубы в точке с координатами ***.
По данному факту определением от *** государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по *** в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования должностным лицом *** межрегионального управления Росприроднадзора установлено, что на территории пивоваренного завода, расположенного по адресу: *** земельный участок с кадастровым номером ***, осуществляют деятельность ООО «***» на основании договора аренды недвижимого имущества от ***, а также ООО «МУРМАНСКПИВО» на основании договора субаренды недвижимого имущества от ***. Собственником земельного участка и строений на нем, а также арендодателем является ИП ФИО1 При этом ООО «***» осуществляет закупку сырья и оборудования, необходимого для функционирования пивоваренного завода, а также реализацию продукции. Производственный процесс и связанный с ним сброс сточных вод в канализацию осуществляет ООО «МУРМАНСКПИВО».
Протоколом осмотра от *** зафиксировано наличие на территории пивоваренного завода насосной станции, забирающей питьевую воду, поставляемой ГОУП «***», и производственной канализации, через которую вода самотеком поступает в ***. Выявленная канализационная сеть является бесхозяйной.
Разрешительная документация на использование водного объекта с целью сброса сточных вод у ООО «МУРМАНСКПИВО» отсутствует.
По результатам проведения экспертизы сточных вод, сбрасываемых ООО «МУРМАНСКПИВО» через бесхозяйную канализационную сеть в ***, *** ФГБУ «***» составлено экспертное заключение №*** о выявленном превышении концентраций загрязняющих веществ в сточных водах над нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552, по содержанию ***
По факту несанкционированного сброса сточных вод с превышением установленных показателей административным органом в отношении ООО «МУРМАНСКПИВО» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, который передан на рассмотрение Первомайского районного суда г.Мурманска.
В судебное заседание законный представитель ООО «МУРМАНСКПИВО» не явился, защитника не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще.
Исследовав материалы дела, прихожу к выводу о том, что факт совершения ООО «МУРМАНСКПИВО» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод с превышением установленных показателей в водный объект - ****** в *** на территории фактического осуществления деятельности по адресу: ***, подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, а именно:
- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от *** (л.д.92);
- Копией договора холодного водоснабжения и приложения к нему от ***№*** (л.д.79-88;
- Письмом генерального директора ГОУП «***» от ***№*** (л.д.76-78);
- Копией Устава ООО «МУРМАНСКПИВО» в редакции от *** (л.д.51-73);
- Копией выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «МУРМАНСКПИВО» (л.д.47-50);
- Копией договора аренды, заключенного *** между ИП ФИО1 и ООО «***» (л.д.39-45);
- Копией решения единственного участника ООО «МУРМАНСКПИВО» от *** о назначении ФИО2 директором общества (л.д.46);
- Копией договора субаренды имущества, заключенного *** между ООО «***» и ООО «МУРМАНСКПИВО» (л.д.35-35-38);
- Копией решения *** суда *** от *** (л.д.25-32);
- Объяснениями ФИО3 от *** (л.д.24);
- Протоколом осмотра от *** (л.д.22,23);
- Заключением экспертной организации от ***№*** (л.д.7-17);
-Протоколом об административном правонарушении в отношении ООО «МУРМАНСКПИВО» (л.д.2-4), а также иными документами, представленными в административном материале.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных названным Кодексом целей.
Частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Как следует из части 1 статьи 44 данного Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, помимо прочего, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Проанализировав положения названных выше правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что в нарушение требований ч.4 ст. 35, ч.6 ст. 56, ч.6 ст. 60 Водного кодекса российской Федерации ООО «МУРМАНСКПИВО» осуществляет сброс сточных вод с превышением установленных показателей, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку источники сбросов образуются в результате осуществления обществом хозяйственной деятельности на объектах, которые принадлежат обществу на праве субаренды, то есть находятся в законном владении и пользовании, ООО «МУРМАНСКПИВО» является надлежащим субъектом ответственности по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные в ходе административного расследования доказательства свидетельствуют о том, что юридическим лицом – ООО «МУРМАНСКПИВО» в нарушение требований ч.4 ст. 35, ч.6 ст. 56, ч.6 ст. 60 Водного кодекса российской Федерации при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности производится сброс сточных вод с превышением установленных показателей в бесхозяйную канализацию, через которую самотеком поступает в ***.
При этом обстоятельств, препятствующих юридическому лицу соблюдать требования законодательства, не установлено.
ООО «МУРМАНСКПИВО» имело возможность соблюсти экологические требования по охране водного объекта и окружающей среды, в частности, принять заблаговременные меры к санитарной очистке и обезвреживанию сточных вод, однако, не сделало этого.
Сведений о том, что обществом принимались своевременные меры по соблюдению требований природоохранного законодательства, материалы дела не содержат.
В ходе производства по делу об административном правонарушении объективных обстоятельств, препятствующих выполнению экологических требований в ходе производственной деятельности, не установлено.
Административное правонарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от общества в целях надлежащего исполнения экологических требований, правонарушение было бы не допущено.
С учетом изложенного, действия правонарушителя квалифицирую по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Решая вопрос о назначении наказания, исхожу из следующего.
При назначении наказания, согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, имущественное положение общества.
Учитывая характер допущенного обществом правонарушения, и отсутствие совокупности обстоятельств, предусмотренных ст. 3.4 КоАП РФ, оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не усматриваю.
При назначении наказания, согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, - совершение однородного административного правонарушения впервые; отсутствие отягчающих обстоятельств, а также материальное положение юридического лица, полагаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Оснований для отнесения совершенного обществом административного правонарушения к малозначительному, и освобождения его от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется, поскольку общество совершило административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, сопряженное с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушающее охраняемые общественные отношения.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, в связи с чем, в силу ст. 26.11 КоАП РФ является достоверным и допустимым доказательством наличия в действиях ООО «МУРМАНСПИВО» события административного правонарушения.
Должностным лицом соблюдены положения ст. 1.6 КоАП РФ об обеспечении законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.
Каких-либо доводов, имеющих правое значение для рассматриваемого дела и влекущее к прекращению производства по делу, стороной защиты не заявлено.
Оснований, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 8.14, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «МУРМАНСКПИВО» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:
***
***
***
***
***
***
Наименование (Назначение) платежа: оплата штрафа по протоколу об административном правонарушении от ***№***.
Разъяснить, что согласно ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Разъяснить, что неуплата административного штрафа в срок влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в виде двукратного размера суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья М.С. Дурягина