Дело №5-101/2022
УИД 87RS0002-01-2022-000341-92
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г.п. Угольные Копи 20 мая 2022 года
ул. Школьная,13
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Рузавин М.С. в помещении Анадырского районного суда Чукотского автономного округа, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, г.п. Угольные Копи, ул. Школьная, д. 13, с участием защитника ООО «Берингпромуголь» К.Д,В., действовавшего на основании доверенности, выданной генеральным директором ООО «Берингпромуголь» от ДД.ММ.ГГГГ№, должностного лица Управления Росгвардии по Чукотскому автономному округу К.И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Берингпромуголь», ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/870101001, адрес юридического лица: 689100, Чукотский автономный округ, Анадырский район, пгт. Беринговский, ул. Мандрикова, д.3, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л :
В Анадырский районный суд поступил протокол №ОГК№ от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 КоАП РФ, из которого следует, что Управлением Росгвардии по Чукотскому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут выявлен факт совершения юридическим лицом ООО «Берингпромуголь» на объекте Разрез Угольный по адресу: Чукотский АО, Анадырский район, пгт. Беринговский, ул. Мандрикова, д.3, административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.30 КоАП РФ - «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».
В соответствии с пунктом 2 Плана проведения Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чукотскому автономному округу плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2022 год, утвержденного 13.10.2021, в период с 15.02.2022 10 часов 00 минут по 24.02.2022 12 часов 00 минут Управлением Росгвардии по Чукотскому автономному округу проведена плановая выездная проверка обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса (далее –ТЭК) Разрез Угольный ООО «Берингпромуголь», расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, пгт. Беринговский, ул. Мандрикова, д.3.
По результатам проверки на объекте выявлены нарушения пунктов 64, 68, 70, 109, 231, 232 Правил, по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458 ДСП (далее - Правила), что подтверждается Актом проверки от 24 февраля 2022 года №Т-2/22, а именно:
В нарушение требований п.64 Правил на объекте отсутствуют противотаранные заграждения (шлагбаумы), предназначенные для остановки автотранспортных средств. Выполняется в виде железобетонного цоколя основного ограждения, барьера из железобетонных блоков, металлического ежа или специального шлагбаума, а также другой конструкции, создающей гарантированное препятствие переезду или пролому.
В нарушение требований п.68, 70 Правил на протяженности большей части периметра объекта отсутствует основное ограждение, что не исключает несанкционированного прохода людей и въезда транспорта на объект.
В нарушение требований п.109 Правил на объекте отсутствуют контрольнопропускные пункты, предназначенные для осуществления пропускного режима на охраняемую территорию.
В нарушение требований п.231 и 232 Правил система охранная телевизионная не обеспечивает объективный контроль за обстановкой на охраняемом объекте и прилегающей к нему территории.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона № «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ДСП.
В соответствии с п.13 ст.2 Федерального закона субъекты ТЭК - это физические и юридические липа, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона субъекты ТЭК обязаны выполнять требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
В соответствии с паспортом безопасности объекту ТЭК Разрез Угольный ООО «Берингпромуголь» присвоена низкая категория опасности.
Факт выявленных нарушений подтверждается: Актом проверки.
В судебном заседании защитник юридического лица ООО «Берингпромуголь», привлекаемого к административной ответственности – К.Д,В. факт установленных должностным лицом Управления Росгвардии по Чукотскому автономному округу нарушений требований обеспечения безопасности объектов ТЭК и требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК признал, однако против привлечения юридического лица к административной ответственности возражал в связи с грубым нарушением должностным лицом Управления Росгвардии по Чукотскому АО установленных Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.10.2016 №1067) положений по организации и проведению проверок, а также истечению сроков давности привлечения юридического лица к административной ответственности. Указал на неполное отражение в протоколе об административном правонарушении диспозиции вменяемого юридическому лицу правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.30 КоАП РФ. Полагал, что производство по делу должно быть прекращено.
Инспектор отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Чукотскому автономному округу К.И.А. в судебном заседании просил суд привлечь ООО «Берингпромуголь» к административной ответственности по ч.1 ст.20.30 КоАП РФ. Между тем, пояснил, что выезжал в пгт. Беринговский с целью проверки требований обеспечения безопасности объектов ТЭК и требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК ООО «Берингпромуголь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Прибыв ДД.ММ.ГГГГ в пгт. Беринговский, ДД.ММ.ГГГГ вручил уведомление о проведении плановой проверки юридического лица, ДД.ММ.ГГГГ осуществил проверку Разреза Угольный ООО «Берингпромуголь», расположенного на удалении 35 км от пгт. Беринговский, а ДД.ММ.ГГГГ убыл в <адрес>.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.07.2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон №256-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно п.13 ст.2 Федерального закона №256-ФЗ, субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В силу п. п. 1, 4 ст.6 Федерального закона №256-ФЗ, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 20.10.2016 года №1067 утверждены Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила), согласно п.1 которых настоящие Правила устанавливают порядок осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер (п.3 Правил №).
Согласно ст.5 Федерального закона №256-ФЗ, для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: объекты высокой категории опасности, объекты средней категории опасности и объекты низкой категории опасности.
В соответствии с п. п. 8, 18, 19 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта.
По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №460.
Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.
Согласно имеющегося в материалах дела Плана проведения Управлением Росгвардии по Чукотскому АО плановых проверок объектов ТЭК на 2022 год, ООО «Берингпромуголь» было включено в план проверок на 2022 год как объект низкой категории опасности. Плановая выездная проверка была запланирована в феврале 2022 года сроком 20 рабочих дней (л.д.41-42).
Из Акта проверки №Т-2/22 от 24.02.2022 следует, что Управлением Росгвардии по Чукотскому АО с 10 часов 00 минут 15.02.2022 по 12 часов 00 минут 24.02.2022 проведена плановая выездная проверка Разреза Угольного ООО «Берингпромуголь», расположенного по адресу: Чукотский АО, пгт. Беринговский, <адрес> (л.д.9-11).
Между тем, согласно пояснений защитника ООО «Берингпромуголь» К.Д,В. и инспектора отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Чукотскому автономному округу К.И.А., данных в судебном заседании, инспектор отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Чукотскому автономному округу К.И.А. выезжал в пгт. Беринговский с целью проверки требований обеспечения безопасности объектов ТЭК и требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК ООО «Берингпромуголь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Прибыв ДД.ММ.ГГГГ в пгт. Беринговский, должностное лицо Управления Росгвардии по Чукотскому автономному округу К.И.А.ДД.ММ.ГГГГ вручил уведомление о проведении плановой проверки юридического лица, ДД.ММ.ГГГГ осуществил проверку Разреза Угольного ООО «Берингпромуголь», расположенного на удалении 35 км от пгт. Беринговский, а ДД.ММ.ГГГГ убыл в <адрес>.
Данные сведения о реальных сроках проведения внеплановой выездной проверки подтверждены представленными в судебном заседании и приобщенными к материалам дела об административном правонарушении объяснениями сотрудников ООО «Берингпромуголь» А,О.Г. и К.Р.М.
Таким образом, судом установлено несоответствие реальных сроков проведенной плановой проверки юридического лица со сроками, указанными в акте №Т-2/22 от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, судом в судебном заседании из пояснений сторон, уведомления о плановой проверке от ДД.ММ.ГГГГ, врученного ООО «Берингпромуголь» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40) установлено, что в нарушение п.15 Правил (утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) о проведении плановой проверки ООО «Берингпромуголь» было уведомлено менее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения, поскольку должностное лицо Управления Росгвардии по Чукотскому АО уже ДД.ММ.ГГГГ осуществило выезд на проверяемый объект и выявило указанные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении нарушения требований обеспечения безопасности объекта ТЭК и требований антитеррористической защищенности объекта ТЭК.
Пунктом 59 Правил № установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных положений по организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и подлежат отмене органом государственного контроля (надзора) на основании заявления субъекта топливно-энергетического комплекса.
При этом в силу п. 60 Правил № к грубым нарушениям относятся: а) нарушение срока уведомления о проведении проверки; б) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки; в) непредставление уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса акта проверки; г) проведение проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок; д) непредставление уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса копий документов, послуживших основанием для назначения внеплановой проверки.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
В данном случае должностным лицом в качестве доказательства по делу об административном правонарушении представлен акт проверки №Т-2/22 от 24.02.2022, который в силу нарушения срока уведомления о проведении проверки, а также несоответствия реальных сроков проверки срокам, отраженным в акте проверки, не может быть признан допустимым доказательством, поскольку получен с нарушением закона.
При этом протокол об административном правонарушении, составленный на основании акта проверки, по мнению судьи, не может являться необходимым и достаточным доказательством, подтверждающим вину ООО «Берингпромуголь» в совершении инкриминируемого административного правонарушения и основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Таким образом, вина ООО «Берингпромуголь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.30 КоАП РФ, не установлена и не доказана, соответственно, в действиях ООО «Берингпромуголь» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.30 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Поскольку производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, суд не входит в обсуждение доводов защитника юридического лица об истечении сроков давности привлечения юридического лица к административной ответственности и о наличии недостатков в протоколе об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.8, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья
решил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.30 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Берингпромуголь» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.С. Рузавин