Дело № 5-1025/27-2016г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 ноября 2016 года г. Курск
Судья Ленинского районного суда г. Курска Токмакова Е.В., с участием представителя ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» – главного юриста, начальника юридического отдела ФИО5, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет<данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский районный суд города Курска поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВО «Курский государственный университет») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, из которого усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность ФИО6 составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлены нарушения со стороны ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», а именно нарушены пп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966 и требования ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требования федеральных государственных образовательных стандартов.
В судебном заседании представитель ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» ФИО5, действующий на основании доверенности, полагал, что в соответствии с п. 2 ч. 1 п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении университета, возбужденному по результатам внеплановой проверки Рособнадзором, подлежит прекращению. В обоснование своей позиции, представил письменные объяснения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзора) просил рассмотреть дело об административном правонарушении в их отсутствие.
Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» - ФИО5, действующего на основании доверенности, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии пп. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. "д" п. 6 Положения.
В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 05 мин. по адресу: 305000, <адрес>, на основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзар) от 28.09.2016г. № «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет», от 14.10.2016г. № «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от №» проводилась внеплановая выездная проверка в отношении ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (далее лицензиат/университет), по вопросу контроля соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 20.10.2016г. № в ходе которой, было установлено, что:
в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966, статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - в Университете отсутствуют привлеченные на законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам магистратуры, и соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов:
а) лицензиатом приняты на должности профессорско-преподавательского состава лица, не соответствующие установленному уровню квалификации работника для выполнения должностных обязанностей в нарушение требований пункта 3 Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013г. № 678, раздела III (в части требований к квалификации) раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н:
ФИО8, занимающий должность «заведующий кафедрой» (приказ ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-к), не имеет ученого звания;
ФИО9, занимающая должность «заведующий кафедрой» (приказ ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-к), не имеет ученого звания;
ФИО10, занимающий должность «заведующий кафедрой» (приказ ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-к), не имеет ученого звания;
ФИО11 занимающая должность «заведующий кафедрой» (приказ ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-к), не имеет ученого звания;
ФИО12, занимающая должность «доцент» сроком более одного года (приказ ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-к), не имеет ученую степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника);
ФИО13, занимающая должность «доцент» сроком более одного года (приказ ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-к), не имеет ученую степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника);
ФИО14, занимающий должность «доцент» сроком более одного года (приказ ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-к), не имеет ученую степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника);
ФИО15, занимающий должность «профессор» сроком более одного года (приказ ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-к), не имеет ученую степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет или ученое звание профессора;
б) лицензиатом не проводился конкурс на замещение вакантных должностей научно-педагогических работников - руководителей программ магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), назначенных приказом ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-к «О внесении изменений в приказ о выпускающих кафедрах, назначении руководителей магистерских программ, председателей методических комиссий по направлениям», в отношении ФИО1 (руководителя программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, профиль:
«Экономическое правосудие», ФИО2 (руководитель программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, профиль:
«Уголовное судопроизводство», ФИО3 (руководитель программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, профиль: «Налоговый юрист»;
в) лицензиатом организовано проведение учебных занятий с нарушением должностных обязанностей профессорско-преподавательского состава:
ассистент кафедры «Конституционного и административного права» ФИО4 в соответствии с карточкой учебных поручений на 2016/2017 учебный год, утвержденной проректором по учебной работе университета, без даты утверждения, читает лекции по дисциплине «Экологическое право» (требование раздела III приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н - Ассистент. Должностные обязанности. Организует и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий, за исключением чтения лекций);
г) у лицензиата общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы осуществляется штатным научно-педагогическим работником вуза, не имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля: приказом ректора университета от №-к «О внесении изменений в приказ о выпускающих кафедрах, назначении руководителей магистерских программ, председателей методических комиссий по направлениям» научным руководителем программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция профиль: «Международное право», назначена ФИО16, имеющая ученую степень доктора исторических наук и ученое звание профессора по кафедре всеобщей истории.
д) у лицензиата доцент ФИО17 одновременно руководит более чем десятью магистрами (во исполнение приказа ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-д «Об утверждении тем магистерских диссертаций» ФИО17 руководит тремя магистрами очной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»); приказа ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении тем магистерских диссертаций» ФИО17 руководит десятью магистрами заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»));
е) у лицензиата реализация образовательной программы магистратуры не обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины:
профессор ФИО18 (в соответствии с карточками учебных поручений на 2016/2017 учебный год, утвержденными проректором по учебной работе университета, без даты утверждения) преподает учебные дисциплины Международное право трудовых ресурсов, Международное экономическое право, при этом ФИО18 (в соответствии с дипломом с отличием от ДД.ММ.ГГГГ Щ №, регистрационный №) присвоена квалификация «Учитель истории и обществознания» и звание «Учитель средней школы»;
профессор ФИО19 (в соответствии с карточками учебных поручений на 2016/2017 учебный год, утвержденными проректором по учебной работе университета, без даты утверждения) преподает дисциплины Актуальные проблемы арбитражного процесса, Актуальные проблемы правоохранительной деятельности, при этом ФИО19 (в соответствии с дипломом с отличием от ДД.ММ.ГГГГ Г-1 №, регистрационный №) присвоена квалификация «Учитель истории и обществознания» и звание «Методист воспитательной работы».
Таким образом, в нарушениеФедерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»,федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Курский государственный университет», расположенным по адресу: <адрес>, не выполняются лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности.Указанныеобстоятельства подтверждаются имеющимися в федеральномгосударственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Курский государственный университет» документами и свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии)федерального государственного бюджетногообразовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет», признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, которая устанавливаетответственность юридического лица, допустившего административноеправонарушение.
Изучив представленные материалы дела, судья приходит к выводу, что в действиях ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», отсутствует состав административного правонарушения, по следующим основаниям.
Согласно абз. 11 ст. 322 Трудового кодекса Российской Федерации должность заведующего кафедрой является выборной. Порядок проведения выборов на указанную должность устанавливается уставами образовательных организаций высшего образования.
Выборы на указанную должность, как и конкурс, проводятся путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников, имеющих ученые степени и ученые звания. Решение ученого совета об избрании (акт избрания) заведующего кафедрой утверждается приказом ректора вуза. По результатам выборов на должность заведующего кафедрой с избранным лицом заключается трудовой договор, его зачисление на соответствующую должность проводится приказом ректора.
Как следует из представленных материалов дела,
- ФИО8 выбран на должность зав. кафедрой гражданского права;
- ФИО9 выбрана на должность зав. кафедрой теории и истории государства и права;
- ФИО10 выбран на должность зав. кафедрой гражданского и арбитражного процесса (и.о.);
- ФИО11 выбран на должность зав. кафедрой предпринимательского и трудового права.
При этом, каких-либо претензий к данным сотрудникам, жалоб со стороны обучающихся и их законных представителей зарегистрировано не было.
Претензий к работе указанных сотрудников, жалоб со стороны обучающихся и их законных представителей не зарегистрировано.
В соответствии с абзацем первым п. 11 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.»
В соответствии с п. 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678 должность, заведующего кафедрой относится к должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.
Согласно абз. 4 ст. 332 ТК РФ конкурс на замещение должности заведующего кафедрой не проводится.
В соответствии с пунктом 5.29 Устава КГУ в редакции 2011 года (приказ Минобрнауки России от 25.05.2011 № 1755), пунктом 4.41 Устава КГУ в редакции 2016 года (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 № 263) должность заведующего кафедрой является выборной, в силу чего при наличии акта избрания (протокола соответствующей счетной комиссии ученого совета вуза) руководитель вуза обязан заключить трудовой договор с избранным на должность заведующего кафедрой.
В отношении вышеуказанных сотрудников: ФИО8, ФИО11, ФИО9 избранию на ученом совете вуза предшествовало выдвижение на ученом совете факультета кандидатур к избранию на должность заведующего кафедрой, а также обсуждение кандидатур на заседаниях соответствующих кафедр, выполняющих функции комиссий по аттестации кандидатов на должности ППС в соответствии с приказом ректора КГУ от ДД.ММ.ГГГГ№. По всем кандидатурам даны положительные рекомендации, что подтверждается выписками из протоколов заседания Ученого совета и выписками из соответствующих приказов, копии которых имеются в материалах дела.
Кроме того, указание в протоколе об административном правонарушение на тот факт, что ФИО10 занимает должность заведующего кафедрой, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку на период проведения проверки Рособрнадзора последний исполнял обязанности заведующего кафедрой, что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с абз. 2 ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
В соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 26.11.2002 N 4114 (действовавшем на момент избрания на должность профессора ФИО15), ФИО15 прошел конкурсный отбор на вакантную должность профессора кафедры теории и истории государства и права, кандидатура последнего обсуждалась на заседании Ученого совета ФГБОУ ВПО «Курского государственного университета», была принята абсолютным большинством голосов. По результатам конкурсного отбора, с ФИО15 был заключен трудовой договор (№ от ДД.ММ.ГГГГ), ректором университета ФИО21 издан соответствующий приказ о приеме на научно-педагогическую должность по соответствующей кафедре, научному структурному подразделению, что соответствует требования Положения (п.п. 3, 6, 7, 10). Указанные обстоятельства объективно подтверждаются: выпиской из протокола № заседания кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из протокола № заседания Ученого совета ФГБОУ ВПО «Курского государственного университета» от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
Замещение ФИО12, ФИО13, ФИО14 должностей доцента, осуществлялось посредством избрания по конкурсу в установленном порядке, в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 04.12.2014 N 1536 (действовавшем на момент избрания на должность доцента ФИО12, ФИО13, ФИО14).
В соответствии с указанным Положением, избранию ФИО12, ФИО13, ФИО14 по конкурсу так же предшествовало обсуждение их кандидатур на кафедрах. По всем указанным кандидатурам были даны положительные заключения кафедр, что подтверждается соответствующими выписками из протоколов заседаний Ученого совета, выписками из приказа, копии которых имеется в материалах дела.
Кроме того, Курским государственным университетом по из запросу, было получено разъяснение Государственной инспекции труда в Курской области, подтверждающее возможность в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации принятия на работу на должности доцента или профессора вышепоименованных лиц как обладающих большим опытом практической деятельности соответствующего профиля на срок более одного года при условии избрания по конкурсу, а также на срок до одного года или на период отсутствия другого работника без проведения конкурса в случаях, установленных ст. 332 ТК РФ.
Таким образом, в этой части, выводы, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно абз. 3 ст. 332 ТК РФ допускается заключение трудового договора без избрания по конкурсу в случае приема на работу по совместительству, в связи с чем, в отношении ФИО1, ФИО22, ФИО3 конкурс на должности научно-педагогических работников - руководителей программ магистратуры не проводился. Как следует из материалов дела, ФИО22 была принята с ДД.ММ.ГГГГ в штат на постоянной основе на должность руководителя юридической клиники в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО22 была принята в качестве внутреннего совместителя профессором на кафедру уголовного права и процесса на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На основании личного заявления ФИО22 была уволена с должности руководителя юридической клиники приказом от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании личного заявления ФИО22 приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к она стала считаться работающей по основному месту работы в должности профессора кафедры уголовного права и процесса. ФИО1 в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ был принят в качестве внешнего совместителя на должность профессора на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что имел основное место работы вне КГУ. ФИО3 в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ был принят в качестве внешнего совместителя на должность профессора на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что имел основное место работы вне КГУ. На основании личных заявлений ФИО3 и ФИО1 приказами от ДД.ММ.ГГГГ№-к и от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО3 и ФИО1 стали считаться работающими по основному месту работы в должностях профессоров кафедр КГУ в связи с утратой ими основного места работы.
Так же не может рассматриваться как нарушение лицензионных требований и условий чтение лекций ассистентом кафедры конституционного и административного права ФИО4, поскольку ФИО4, как ассистент полностью соответствует квалификационным требованиям к должности ассистента, установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1н, что подтверждается копией диплома о высшем юридическом образовании, копией трудовой книжки, трудовым договором и выпиской из приказа о приеме на работу.
Приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2010 №1763 (в редакции от 31.05.2011 года) утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшее профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция квалификация (степень) магистр, согласно которому, реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Как следует из материалов дела, Лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» предоставлено право, в том числе на оказание образовательных услуг по направлению подготовки «Международные отношения». Руководство магистерской программой по профилю «Международное право» осуществляется доктором исторических наук ФИО16, имеющей ученое звание профессора по кафедре всеобщей истории. При этом, в протоколе об административном правонарушении, указывается непосредственно на нарушения статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966», однако, руководство магистерской программой по профилю «Международное право» доктором исторических наук ФИО16, не нарушает ни одного из указанных положений. Нарушения вышеуказанного ФГОСа ВПО, Университету не вменяется. В связи с чем, нарушение, вышеуказанных положений, юридическому лицу вменено незаконно.
Кроме того, как следует из материалов дела, во исполнение приказа ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении тем магистерских диссертаций» доцент ФИО17 руководит тремя магистрами очной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень/ «магистр». На основании приказа ректора университета от ДД.ММ.ГГГГ№-з «Об утверждении тем магистерских диссертаций» профессор ФИО17 руководит десятью магистрами заочной формы обучения по направлению подготовки 40.04.01. Так же является незаконным привлечение юридического лица Юриспруденция (квалификация (степень/ «магистр». Однако, данные действия, также не нарушают положения статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966», в связи с чем, нарушение, вышеуказанных положений, юридическому лицу также вменено незаконно.
Так же является необоснованным привлечение к административной ответственности юридического лица за то, что реализация образовательной программы магистратуры не обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Согласно определению, содержащемуся в Википедии, базовое образование – понятие, используемое в сфере образования и науки, которое означает предыдущую ступень завершенного (подтвержденного документом) обучения при получении дальнейшего образования (начальное образование является базовым для среднего образования, среднее образование, является базовым для высшего, высшее образование – является базовым для дальнейшего: аспирантуры, образование в аспирантуре, является базовым для докторантуры.
Психолого-педагогический словарь (составленный ФИО23, 2006 год) раскрывает понятие базовое образование, как совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в трех значениях: 1) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда, рассматривается, как исходный пункт продолжения образования в зрелом возрасте; 2) образование, сориентированное на освоений знаний и умений, минимально необходимых для полноценной жизни в обществе; 3) общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления.
Таким образом, дефиниция самого понятия «базовое образование», отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона об образовании, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Как следует из материалов дела, ФИО18 является доктором юридических наук (диплом ДДН №), ФИО19 имеет ученое звание профессора по кафедре истории государства и права (аттестат ПР №), Кроме того, ФИО18 и ФИО19 имеют значительный опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимаются научной деятельностью. Представленные списки научных и учебно-методических работ ФИО18 и ФИО19, указывают на их большой опыт работы, изучение различных правовых сфер, в том числе в области юриспруденции.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. №966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно подпункту «д» пункта 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно ст. 29.9 ч. 1.1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренныхст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
С учетом вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
На основании и руководствуясь ст. 23.1, 24.5, 29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный университет» прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г.Курска.
Судья: