Дело № 5-102/19
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08 февраля 2019 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,
при секретаре Кулаковой В.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «КДШИНА» (<данные изъяты>), по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, в отношении ООО «КДШИНА».
Как следует из представленных материалов, 09.10.2018 года на Московском таможенном посту Калининградской областной таможни ООО «КДШИНА» зарегистрирована транзитная декларация (далее - ТД) № 10012040/091018/0008928 для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товара Евразийского экономического союза (далее - Союз), а именно:
- товар № 1: «шины пневматические, резиновые, бывшие в употреблении», код ТН ВЭД ЕАЭС – 401220, в количестве 978 штук (грузовых мест), из которых 846 штук – для легковых автомобилей и 132 штуки – для грузовых автомобилей, общим весом брутто 18200 кг;
- товар № 2: «шины пневматические, резиновые, новые», код ТН ВЭД ЕАЭС – 401110, в количестве 4 штук (грузовых мест), общим весом брутто 53,20 кг.
Отправителем товара является ООО «КДШИНА» (<адрес>), получатель – ИП И.Д.С. (<адрес>).
В качестве транзитной декларации обществом в таможенный орган представлен пакет документов, ее составляющих, в том числе: международная товарно-транспортная накладная (CMR) б/н от 09.10.2018, счет-фактура № 100 от 09.10.2018, счет-фактура № 16 от 09.10.2018, декларации на товары (далее - ДТ) №№ 10012020/051018/0054316, 10012020/081018/0055426.
Представленные декларантом таможенному органу ДТ №№ 10012020/051018/0054316, 10012020/081018/0055426 подтверждают статус указанного товара, как товара Союза.
В рамках системы управления рисками таможенным органом принято решение о назначении таможенного досмотра в целях идентификации товара.
По результатам таможенного досмотра обнаружена часть товара «шины пневматические, резиновые, бывшие в употреблении», общим количеством 385 штук (из них 66 штук - для грузовых автомобилей, 319 штук – для легковых автомобилей), сведения о котором не соответствовали сведениям, заявленным в ДТ №№ 10012020/051018/0054316, 10012020/081018/0055426, представленным в подтверждение статуса данного товара, как товара Союза, в том числе о торговой марке, стране происхождения, размерах и других качественных характеристиках.
Иных документов, подтверждающих статус указанного товара как товара Союза, декларантом ООО «КДШИНА» не представлено.
29.10.2018 года по факту представления ООО «КДШИНА» комплекта недействительных документов при таможенном декларировании товаров по ТД № 10012040/091018/0008928, которые могли послужить основанием для незаконного помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, предусматривающую неприменение мер нетарифного регулирования, в отношении общества было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по окончании административного расследования 29.11.2018 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 29.10.2018 и помешен на хранение на СВХ ЗАО «Инмар» по адресу: <адрес>.
Защитник ООО «КДШИНА» по доверенности ФИО1 в судебном заседании вину общества в совершении административного правонарушения признал частично. Дополнительно указал, что общество является субъектом малого предпринимательства, каких-либо вредных последствий от совершения правонарушения не наступило, таможенные платежи его доверителем уплачены в полном объеме. Просил производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного деяния и ограничиться устным замечанием.
Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
На основании п. 1 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем в электронной и (или) письменной формах (п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС).
Для перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, товаров Союза применяется таможенная процедура таможенного транзита (подп. 2 п. 2 ст. 142 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация.
В качестве транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной (п. 3 ст. 107 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 ст. 142 ТК ЕАЭС определено, что таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с п. 2 ст. 143 ТК ЕАЭС условия помещения товаров Союза под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющимися членами Союза, определены статьями 304-306 ТК ЕАЭС.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 304 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров Союза, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, под таможенную процедуру таможенного транзита является: представление документов и (или) сведений, которыми подтверждается статус товаров Союза, за исключением случаев, определяемых Комиссией.
Перечень документов, подтверждающих статус товаров Союза для помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 139 «О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза».
Так, подп. «б» п. 1 Решения установлено, что документами, подтверждающими статус товаров Союза для помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в случае перевозки товаров с одной части таможенной территории Союза, являющейся территорией свободной (специальной, особой) экономической зоны на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, являются декларация на товары, в соответствии с которой товары были выпущены в государстве - члене Союза в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления или таможенной процедурой реимпорта, транзитная декларация, подтверждающая ввоз товаров Союза на территорию свободной (специальной, особой) экономической зоны в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, иные документы, используемые в соответствии с законодательством государств - членов Союза для подтверждения статуса товаров Союза в значении подпункта 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.
На основании ч. 8 ст. 15.1 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в отношении товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны и вывозимых с территории Особой экономической зоны, таможенные операции и таможенный контроль осуществляются таможенными органами в соответствии с правом Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и с учетом положений настоящего Федерального закона.
Таким образом, под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 10012040/091018/0008928 мог быть помещен только товар Союза, выпущенный в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления по ДТ №№ 10012020/051018/0054316, 10012020/081018/0055426, статус которого, как товара Союза, подтверждается данными таможенными декларациями.
Согласно ст. 80 ТК ЕАЭС лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций.
На основании подп. 12 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры.
Согласно п. 4 ст. 128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;
6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что декларантом таможенной процедуры таможенного транзита по ТД № 10012040/091018/0008928 выступало ООО «КДШИНА».
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры (подп. 12 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, товары, заявляемые ООО «КДШИНА» к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 10012040/091018/0008928, находились в распоряжении общества, в связи с чем, у декларанта имелась реальная возможность уточнить сведения о таких товарах, в том числе проверить их на соответствие с документами, подтверждающими статус товаров Союза.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Таким образом, ООО «КДШИНА» при таможенном декларировании товаров по ТД № 10012040/091018/0008928 представило в таможенный орган в качестве подтверждения их статуса как товара Союза комплект документов, которые не могут быть отнесены к указанному товару, и, соответственно, являются недействительными. Представленные ООО «КДШИНА» документы могли послужить основанием для незаконного помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, предусматривающую неприменение мер нетарифного регулирования, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.
По делу не установлено объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «КДШИНА» обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, которое имело правовую и реальную возможность надлежащего выполнения этих обязанностей.
Факт совершения ООО «КДШИНА» административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- документами, составляющими ТД № 10012040/091018/0008928;
- ДТ №№ 10012020/051018/0054316, 10012020/081018/0055426;
- протоколом изъятия вещей и документов от 29.10.2018;
- актом таможенного досмотра от 12.10.2018;
- протоколом опроса свидетеля Ж.Н.А, от 21.11.2018;
- письменным объяснением законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от 29.11.2018;
- протоколом об административном правонарушении от 29.11.2018, а также другими материалами дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие события и состава административного правонарушения подтверждено вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, ООО «КДШИНА» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности не усматриваю, совершенное ООО «КДШИНА» административное правонарушение, с учетом конкретных обстоятельств дела, не может быть признано судьей малозначительным.
При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства совершенного административного правонарушения, его характер, данные о юридическом лице, в отношении которого ведется административное судопроизводство.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не усматриваю, отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного правонарушения.
Санкция ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, с учетом отягчающих ответственность ООО «КДШИНА» обстоятельств, считаю необходимым назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать ООО «КДШИНА» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 29 октября 2018 года и находящегося на хранении на СВХ ЗАО «Инмар» по адресу: <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: И.С. Кузовлева