ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-102/2021 от 25.02.2021 Азовского городского суда (Ростовская область)

Административное дело № 5-102/2021

УИД: 61RS0009-01-2021-000140-85

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть оглашена 25 февраля 2021 года

Судья Азовского городского суда Ростовской области Яковлева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием лица, в отношении которого ведется дело об АП Шарова О.В., его защитника Николаева И.Б., лица составившего протокол об АП Бабаевой А.И. дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Шарова Олега Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела охраны объектов культурного наследия комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Бабаевой А.И. в отношении Шарова Олега Васильевича, был составлен протокол об АП , ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Основанием для составления протокола послужил факт того, что проведение полевыми археологическими работами на земельном участке осуществлялись в отсутствии держателя открытых листов (разрешений) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Шарова О.В., что противоречит п. 1.14 Положения о порядке проведения археологических работ и составления научной отчетной документации, утвержденного постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 20.06.2018 № 32, согласно которому держатель разрешения (открытого листа) является основным исполнителем выполняемых полевых работ, автором научного отчета и несет личную ответственность, вплоть до прекращения действия разрешения (открытого листа) за качество выполнения взятых на себя полевых работ, подготовку и сдачу научного отчета. Держатель разрешения (открытого листа) на месте археологических полевых работ определяет последовательность их выполнения, выбирает методику исследований, ведет полевой дневник, осуществляет контроль за ходом работ, графической и фотографической фиксацией, а также за первичной камеральной обработкой полученных материалов, в том числе, непосредственно участия в указанных полевых работах. Недопустимо продолжительное, немотивированное отсутствие держателя разрешения (открытого листа) на месте проведения работ и передача руководства археологическими полевыми работами другому лицу.

Лицо, в отношении которого ведется дело об АП Шаров О.В. и его защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Николаев И.Б. в судебное заседание явились, просили прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Дали пояснения аналогичные письменным возражениям.

Лицо составившая протокол Бабаева А.И. в судебное заседание явилась, полагала, что в действия Шарова О.В. следует квалифицировать по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4 показал, что <данные изъяты>.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Шарова О.В. и его защитника Николаева И.Б., лицо составившее протокол Бабаеву А.И.. исследовав представленные доказательства, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока привлечения физического лица – Шарова О.В. к административной ответственности, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Пункт 2 ст. 1 данного закона определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Как следует из ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно части 1 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее – археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

В силу ч. 2 и 3 ст. 45.1 Закона № 73-ФЗ, открытый лист – это документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя в соответствии с ч. 10 ст.45.1 Закона №73-Ф3 определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

На основании п. 1.8, 1.9 Положения археологические полевые работы могут проводиться юридическими лицами, уставной деятельностью которых являются проведение археологических полевых работ и (или) связанные с их проведением научные исследования, и (или) выявление и сбор музейных предметов и коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности. Открытые листы выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях юридическими лицами, отвечающими вышеуказанным требованиям.

В соответствии с пунктом 1.13 Положения, при проведении археологических полевых работ держатель открытого листа обязан непосредственно руководить ими, присутствуя на месте ведения работ. Не допускается передача руководства археологическими полевыми работами другому лицу.

При этом разделом 3 Положения установлено, что в ходе археологических разведок исследователь производит визуальный осмотр местности, фиксирует выходы культурного слоя и остатки древних сооружений и проводит сбор древних предметов на современной поверхности (пункт 3.1 Положения); места проведения и маршруты археологических разведок фиксируются на картах в масштабе не менее 1: 200 000 (пункт 3.3 Положения); сбор подъемного материала производится с обозначением местоположения находок (скоплений) на топографическом плане и составление описи с указанием данных о каждой находке (пункт 3.5 Положения); все разведочные шурфы, зачистки и зондажи должны быть документированы, в том числе фотографически (в случае отсутствия признаков объекта археологического наследия на обследуемом участке землеотвода достаточно фотографической фиксации одного из бортов каждого разведочного шурфа), и зафиксированы дневниковыми записями (пункт 3.10 Положения); весь материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследуемый объект археологического наследия, должен быть тщательно собран, снабжен этикетками с точным обозначением места и условий находки и занесен в полевую опись (пункт 3.15 Положения).

Часть 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела охраны объектов культурного наследия комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Бабаевой А.И. в отношении Шарова Олега Васильевича, был составлен протокол , об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> в рамках осуществления мероприятий по заданию от ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом отдела по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов археологического наследия комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области ФИО5, на земельном участке, не относящемся к объекту осмотра (согласно заданию) зафиксировано фактическое обнаружение проведения археологических полевых работ на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес> на территории объектов археологического наследия федерального значения – «Городище Азака-Тана с некрополем» и «Некполь Крепостного городища», состоящих на государственной охране на основании решения малого Совета Ростовского областного Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.11.1992 № 301 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры в <адрес>» в отсутствие держателя открытых листов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Шарова О.В. Археологические полевые работы производились под руководством ФИО4, у которого не имелось открытого листа (разрешения) на проведение вышеуказанных работ.

Открытый лист от ДД.ММ.ГГГГ получен Шаровым О.В., наделяющим его правом проведения археологических полевых работ на территории объектов культурного наследия в зоне благоустройства набережной р. Азовки в районе спуска Молокова до подвесного моста в г. Азове Ростовской области, а именно археологических раскопках на объектах культурного наследия в целях их изучения и сохранения. В открытом листе от ДД.ММ.ГГГГ также указано, что передоверие права на проведение археологических полевых работ по данному открытому листу другому лицу запрещается. Срок действия открытого листа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Открытый лист от ДД.ММ.ГГГГ получен Шаровым О.В., наделяющим его право проведения археологических полевых работ на территории объектов культурного наследия в зоне благоустройства набережной р. Азовки в районе спуска Молокова до подвесного моста в г. Азове Ростовской области, а именно археологического наблюдения на указанных объектах археологического наследия. В открытом листе от ДД.ММ.ГГГГ также указано, что передоверие права на проведение археологических полевых работ по данному открытому листу другому лицу запрещается. Срок действия открытого листа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Так проведение археологических полевых работ на земельном участке с кадастровым номером 61:45:0000000:4011 в отсутствии держателя открытых листов (разрешений) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Шарова О.В., противоречит п. 1.14 Положения о порядке проведения археологических работ и составления научной отчетной документации, утвержденного постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 1.1 Положения держатели разрешения (открытого листа), организующие проведение археологических работ, несут ответственность за качество выполнения работ.

Таким образом, Шарову О.В. как держателю открытого листа было известно о порядке производства археологических полевых работ (археологических разведок) по данному открытому листу, данное лицо в силу требований Положения несло обязанность по их надлежащему проведению, однако данным лицом не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении археологических полевых работ.

В связи с чем суд полагает, что проведение полевых археологических работ на земельном участке с кадастровым в отсутствии держателя открытых листов Шарова О.В. свидетельствует о наличии события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами, служебной запиской, объяснениями, открытыми листами и , а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

При этом, каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности физического лица – Шарова О.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и направлен Шарову О.В., о чем имеется соответствующая отметка.

Довод Шарова О.В. и его защитника Николаева И.Б. о том, что археологические полевые работы по адресу: <адрес> не проводились, поскольку работы проводились в г. Азове, по спуску Молокова, несостоятелен.

Поскольку место проведения археологических полевых работ специалистом-экспертом отдела по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов археологического наследия комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области было определено на основании места расположения проведения археологических полевых работ на публично кадастровой карте. Кроме того, согласно плану проведения археологических полевых работ на территории объектов археологического наследия «Городище Азака-Таны с некрополем» и «Некрополь крепостного городища», расположенных в зоне планируемых строительных работ проект называется «I этап благоустройства набережной р. Азовка в районе спуска Молокова до подвесного моста в г. Азове» на земельном участке площадью 0,52 га (КОРРЕКТИРОВКА), то есть местом проведения спасательных археологических работ является не только спуск Молокова, а место, расположенное в районе спуска Молокова, как это указано в названии проекта.

Кроме того, Шаров О.В. показал, что ДД.ММ.ГГГГ, со слов ФИО4<данные изъяты>.

Вместе с тем в соответствии с согласованным комитетом «Планом проведения спасательных археологических работ на территории объектов археологического наследия: «Городище Азака-Таны с некрополем», и «Некрополь Крепостного городища», расположенных в зоне планируемых строительных работ по проекту: «I этап благоустройства набережной р. Азовка в районе спуска Молокова до подвесного моста в г. Азове» на земельном участке площадью 0,52 га (КОРРЕКТИРОВКА), на участке работ по сооружению двухмаршевого лестничного спуска в качестве мероприятий по обеспечению сохранности объектов археологического наследия определен вид работ – археологическое наблюдение на площади – 851 кв. м.

Согласно ч. 7 ст. 45.1 Закона № 73-ФЗ видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения:

1) археологические разведки – проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

2) археологические раскопки – проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3) археологические наблюдения – проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

Учитывая изложенное, для проведения археологического наблюдения необходимо разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ.

Кроме того согласно плану проведения археологических полевых работ на территории объектов археологического наследия «Городище Азака-Таны с некрополем» и «Некрополь крепостного городища», расположенных в зоне планируемых строительных работ проект называется «I этап благоустройства набережной р. Азовка в районе спуска Молокова до подвесного моста в г. Азове» на земельном участке площадью 0,52 га (КОРРЕКТИРОВКА) строительные и иные виды земляных работ в этой части благоустсройтсва в соответствии с п. 7.3 ч. 1 ст. 45 ФЗ-73 должны вестись под наблюдением археологов с осуществлением зачисток и фиксаций разрезов и планов, подтверждающих отсутствие признаков ОАН. Указанные работы должны осуществляться до глубины проектных отметок заложения фундаментов и иных инженерных сооружений строящегося объекта (лист 17 корректировки).

Также в судебном заседании Шаров О.В. пояснил, что отсутствовал при проведении спасательных полевых археологических работ лишь один день по болезни, что является непродолжительным временем отсутствия при проведении вышеуказанных работ.

Так из документов, представленных в рамках административного расследования, усматривается, что Шаров О.В. отсутствовал не один день на месте проведения спасательных археологических работ. Поскольку сам Шаров О.В. в представленных объяснениях утверждает, что ДД.ММ.ГГГГ днем он уехал для прохождения лечения и вернулся к работам ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, выявлено его отсутствие при проведение спасательных археологических работ ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, в обосновании своих доводов Шаров О.В. не представил в материалы дела больничный лист, либо иные доказательства, подтверждающие уважительность отсутствия последнего на месте проведения спасательных археологических работ ДД.ММ.ГГГГ.

Представленные в судебном заседании документы, а именно табель учета рабочего времени от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о переносе выходных дней от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка Шарова О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительная записка ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительная записка ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ не могут являться бесспорным доказательством по делу об АП, подтверждающие уважительность отсутствия Шарова О.В. при проведении археологических работ, поскольку не согласуются с представленными в материалах дела об АП иными доказательствами такими как: протокол об АП от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом опроса свидетеля ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительной запиской Шарова О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ.

Непредставление вышеуказанных документов Комитету по охране объектов культурного наследия Ростовской области в рамках проведения административного расследования и не представление в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ, рассматриваю как способ избежание административной ответственности.

Представленное стороной защиты письмо Российской академии наук отделение историко-филологических наук от ДД.ММ.ГГГГ о разъяснении непродолжительности времени отсутствия держателя открытого листа при проведении археологических полевых работ носит рекомендательный характер и не может служить руководством при проведении археологических полевых работ, так как Положением регламентировано присутствие держателя открытого листа при проведении археологических полевых работ.

Кроме того, доводы о том, что на ФИО4 оказывалось давление, нахожу несостоятельными, поскольку доказательств по данному факту не представлено, кроме того из представленных стороной защиты объяснительных записок не усматривается об оказании сотрудником комитета давления на ФИО4

Довод защитника Николаева И.Б. о том, что отсутствует акт осмотра при выявления отсутствия Шарова О.В. на месте проведения археологических полевых работ, несостоятелен, поскольку его обязательное процессуальное оформление законодательством не предусмотрено.

Как следует из ч. 1 ст. 28.1.1 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. То есть вышеуказанной нормой, в обязательном порядке, закреплено составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения, предусмотренные статьями 12.24 или частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ и исключающих производство по делу об административном правонарушении в ходе рассмотрения дела, выявлено не было.

На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что в данном случае имеются основания для привлечения Шарова О.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

При назначении наказания, учитываю характер административного правонарушения, разъяснения данные в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность Шарова О.В., санкцию, предусмотренную за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ и полагаю возможным назначить Шарову О.В. наказание в виде наложения административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Шарова Олега Васильевича, 06.05.19603 г.р., уроженца <данные изъяты>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Реквизиты для оплаты административного штрафа: <данные изъяты>.

Оригинал платежного документа об оплате штрафа необходимо предоставить в Азовский городской суд Ростовской области.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В случае несвоевременной оплаты штрафа, согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

Административное дело № 5-102/2021

УИД: 61RS0009-01-2021-000140-85