ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1037/2016 от 08.09.2016 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Краснодарский край, г. Новороссийск 08 сентября 2016 года

Судья Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края Гетманенко С.А.,

с участием: главного специалиста-эксперта Новороссийского отдела Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора) ФИО1,

представителя администрации муниципального образования город Новороссийск ФИО2,

при секретаре Статкевич Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования город Новороссийск по ст. 8.2 КоАП РФ, поступившие из Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора,

УСТАНОВИЛ:

02.08.2016 г. в Октябрьский районный суд г. Новороссийска поступил на рассмотрение протокол № 0138/03/5213/140/ПР/2016 об административном правонарушении от 24.06.2016 г. в отношении администрации муниципального образования город Новороссийск по ст. 8.2 КоАП РФ и другие материалы.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 27 мая 2016 г. на основании приказа № 140 от 20.05.2016 г. Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, основанием которого было рассмотрение обращения граждан по вопросу возможного нарушения природоохранного законодательства РФ в части загрязнения и захламления отходами производства и потребления земельного участка, расположенного в водоохранной зоне Черного моря в г. Новороссийске район пляжа Алексино, а также других доводов, изложенных в обращении, был осуществлен выезд и проведено обследование указанной территории. При проведении обследования вышеуказанной территории, доводы, изложенные в обращении в части загрязнения и захламления отходами производства и потребления нашли свое подтверждение. На земельном участке, расположенном в водоохранной зоне Черного моря в г. Новороссийске район пляжа Алексино (кадастровый квартал 23:47:0310008), в географических координатах было выявлено загрязнение и захламление верхнего слоя земли (почвы) отходами - мусором при очистке прибрежных защитных полос водоохранных зон и акваторий водных объектов (код по ФККО - 7 39 952 11 71 4). На данном земельном участке не осуществляется должным образом соответствующее накопление, сбор, вывоз, утилизация и переработка указанных отходов. Безопасные для окружающей среды условия и способы обращения с отходами надлежащим образом не были обеспечены. Места расположения и способы накопления (временного складирования) отходов не обустроены в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, исключающими загрязнение, засорение и захламление окружающей среды, отсутствуют сооружения для сбора отходов производства и потребления. Данный факт был зафиксирован 27 мая 2016 г. с 09 часов 46 минут по 09 часов 51 минуту, что подтверждается фотоматериалами. 27 мая 2016 г. составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований. 27 мая 2016 года по вышеуказанному факту было вынесено определение № 0138/03/5213/140/ПР/2016 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. 02 июня 2016 г. у администрации муниципального образования город Новороссийск определением № 0138/03/5213/140/ПР/2016 были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении. Администрация муниципального образования город Новороссийск письмом от 08.06.2016 г. № 055.9-3481/16-02 сообщила, что земельный участок, расположенный в районе пляжа Алексино г. Новороссийска, кадастровый квартал 23:47:0310008, в географических координатах находится в ведении администрации муниципального образования город Новороссийск. Указанный земельный участок в аренду либо в пользование на ином праве хозяйствующим субъектам не передавался. Таким образом, установлено, что администрация муниципального образования город Новороссийск на земельном участке с географическими координатами N расположенном в водоохранной зоне Черного моря в г. Новороссийске район пляжа Алексино, кадастровый квартал 23:47:0310008 не организовала должным образом мероприятия по охране окружающей среды, допустила загрязнение и захламление верхнего слоя земли (почвы) отходами - мусором при очистке прибрежных защитных полос водоохранных зон и акваторий водных объектов данного земельного участка. Безопасные для окружающей среды условия и способы обращения с отходами надлежащим образом администрацией муниципального образования город Новороссийск не были обеспечены. Места расположения и способы накопления (временного складирования) отходов администрацией муниципального образования город Новороссийск не обустроены в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, исключающими загрязнение, засорение и захламление окружающей среды, отсутствуют сооружения для сбора отходов производства и потребления. Администрацией муниципального образования город Новороссийск нарушены требования ст. 3, ст. 34, ст. 39, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 13, ст. 42 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 136-ФЭ «Земельный кодекс РФ», п. 16. ст. 65 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации». Администрация муниципального образования город Новороссийск при осуществлении своей деятельности обязана была обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, указанные требования были нарушены. Установлено, что администрация муниципального образования город Новороссийск имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но администрацией муниципального образования город Новороссийск не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

В судебном заседании главный специалист-эксперт Новороссийского отдела Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО1 пояснил, что указанное выше нарушение имело место. Просил суд признать администрацию муниципального образования город Новороссийск виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить наказание в пределах санкции статьи.

Представитель администрации муниципального образования город Новороссийск ФИО2 вину в совершении административного правонарушения не признал. Пояснил, что администрация муниципального образования город Новороссийск не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, так как Уставом муниципального образования город Новороссийск не предусмотрено осуществление деятельности по сбору, складированию, использованию, сжиганию, переработке, обезвреживанию, транспортировке, захоронению и иному обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Данные полномочия относятся к компетенции муниципального бюджетного учреждения муниципального образования город Новороссийск «Благоустройство и санитарная очистка города». Просил производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Выслушав пояснения участников процесса и исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные документы, суд считает, что в действиях администрации муниципального образования город Новороссийск отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно части 2 ст.13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.08.2011 г. № 3952 создано муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования город Новороссийск «Благоустройство и санитарная очистка города».

В соответствии с п.1.12.5 устава, утвержденного приказом № 7 от 29.04.2013 г. начальника Управления городского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск, для достижения поставленных перед учреждением целей муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования город Новороссийск «Благоустройство и санитарная очистка города» осуществляет ликвидацию несанкционированных свалок, а также очистку зеленых зон и акваторий вручную.

Согласно положениям ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании установлено, что администрацией МО г. Новороссийск были приняты меры для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе при обращении с отходами – для этого было создано специализированное муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования город Новороссийск «Благоустройство и санитарная очистка города», на которое возложены обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, а также очистке зеленых зон и акваторий вручную. При таких обстоятельствах в действиях администрации МО г. Новороссийск отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ земельном участке, расположенном в водоохранной зоне Черного моря в г. Новороссийске район пляжа Алексино (кадастровый квартал 23:47:0310008), в географических координатах имеет место, однако при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не может ставиться вопрос о привлечении к ответственности иного юридического лица.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования г. Новороссийск подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования город Новороссийск прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях администрации муниципального образования город Новороссийск состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна: Судья С.А. Гетманенко