Дело № 5-103/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 января 2021 года г. Хабаровск
Судья Центрального районного суда г. Хабаровска Владимирова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Хабаровск, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, официально не работающего, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка,
УСТАНОВИЛ:
24.10.2020 в период времени с 12 час. 30 мин. до 13 час 30 мин. ФИО1 принимал участие в несанкционированном публичном мероприятии - шествии в поддержку бывшего Губернатора Хабаровского края ФИО2, с количеством участников мероприятия около 373 человек, двигался в шествующей колонне, полностью перекрывая пешеходные переходы и проезжую часть, что повлекло создание помех движению пешеходов и транспортных средств по всему пути шествия в г. Хабаровске: площадь им. В.И. Ленина - ул. Гоголя - ул. Муравьева Амурского - до площади Комсомольской и в обратном направлении - ул. Муравьева Амурского - ул. Пушкина - площадь им. В.И. Ленина (<адрес>), остановившись у здания <адрес>), при этом производил видеосъемку и активно выражал позицию участника несанкционированного публичного мероприятия, в поддержку участников несанкционированного публичного мероприятия, при этом не соблюдал масочный режим, установленный п.п. 3.1 п. 3 Постановления Правительства Хабаровского края от 10.06.2020 г. № 252-пр «О снятии отдельных ограничительных мероприятий, установленных в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», чем нарушил п. 1 ст. 3. п. 3 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, п. 4.1 Правил дорожного движения РФ утвержденных постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
В судебном заседании ФИО1 вину не признал, суду пояснил, что является корреспондентом «Арсеньевские вести» свою профессиональную деятельность журналиста осуществлял согласно ФЗ «О средствах массовой информации» на основании редакционного задания, он освещает события, связанные с политической деятельностью, митингами, шествиями, жизнью горожан в г. Хабаровске, не принимая в них личного участия, ведет репортажи, съемку событий. Указал, что не допускал нарушений требований законодательства Российской Федерации, никто из сотрудников полиции не предъявлял к нему требований о предоставлении документов, подтверждающих его статус журналиста, оснований для составления в отношении него протокола не имелось. Права ему при составлении протокола не разъяснялись.
Защитник Дудкин М.В. в судебном заседании пояснил, что его подзащитный привлекается к административной ответственности по ч. 6.1. ст. 20.2 КоАП РФ незаконно. Пояснил, что ФИО1 в силу своей профессиональной деятельности имеет права, обусловленные п.7 ст.47 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»; в силу ст. 49 указанного закона ФИО1 обязан предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста по первому требованию, однако данных требований со стороны сотрудников полиции не предъявлялось. Просил прекратить производство по административному делу в отношении ФИО1 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Кроме того, подзащитному при составлении протокола об административном правонарушении права и обязанности не разъяснялись. Просил учесть, что у ФИО1 на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок, которого он воспитывает один.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении – старший инспектор ОИАЗ УМВД России по г. Хабаровску ФИО3 в судебном заседании пояснила, что ему на исполнение поступил материал в отношении ФИО1 Поскольку вина последнего в совершении административного правонарушения подтверждалась собранными доказательствами, в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ. Также пояснил, что при составлении протокола права и обязанности предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ ФИО1 были разъяснены, копию протокола последний получил.
Прокурор Центрального района г. Хабаровска Ненашева И.А. в судебном заседании пояснила, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждена совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании. ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в пределах санкции указанной статьи.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Часть 6.1 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно ст.15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, следовательно, установленные законом обязанности.
Вступая в правоотношения в сфере проведения публичных массовых мероприятий, лицо должно знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
Положениями Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлены принципы, порядок организации и проведения публичного мероприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.3 ст.6 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участники публичного мероприятия соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Согласно п.4.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
На основании пункта 1.3 ПДД РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
По правилам, установленным главой 4 ПДД РФ, движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного (пункт 4.2 ПДД).
В соответствии с пп.2.1 п.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 28.08.2020 № 364-пр «О снятии отдельных ограничительных мероприятий, установленных в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», гражданам, находящимся на территории Хабаровского края в числе прочего необходимо соблюдать обязательный масочный режим при нахождении во всех общественных местах, предприятиях, организациях, учреждениях всех форм собственности, в том числе: в медицинских организациях, аптеках и аптечных пунктах, помещениях (площадях) объектов розничной торговли, других организаций, связанных с обслуживанием (оказанием услуг) населения; в федеральных государственных органах и их территориальных органах, государственных органах Хабаровского края, органах местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края; в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных (морских) вокзалов, речных (морских) портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения, а также во всех видах транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения, в том числе такси.
Из материалов дела следует, что 24.10.2020 в период времени с 12 час. 30 мин. до 13 час 30 мин. ФИО1 принимал участие в несанкционированном публичном мероприятии - шествии в поддержку бывшего Губернатора Хабаровского края ФИО2, с количеством участников мероприятия около 373 человек, двигался в шествующей колонне, полностью перекрывая пешеходные переходы и проезжую часть, что повлекло создание помех движению пешеходов и транспортных средств по всему пути шествия в г. Хабаровске: площадь им. В.И. Ленина - ул. Гоголя - ул. Муравьева Амурского - до площади Комсомольской и в обратном направлении - ул. Муравьева Амурского - ул. Пушкина - площадь им. В.И. Ленина (<адрес>), остановившись у здания Правительства Хабаровского края (ул. Карла Маркса, д.56), при этом производил видеосъемку и активно выражал позицию участника несанкционированного публичного мероприятия, в поддержку участников несанкционированного публичного мероприятия, при этом не соблюдал масочный режим.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании, а именно протоколом об административном правонарушении; рапортом инспектора УМВД России по г. Хабаровску ФИО4, объяснением ФИО1, рапортом о/у ОП УМВД России по г. Хабаровску ФИО5, протоколом о доставлении, протоколом об административном задержании, сведениями администрации г. Хабаровска, сведениями о лице, фото и видеоматериалом, иными документами.
Кроме того, факт участия ФИО1 в публичном мероприятии подтверждается фотоматериалами, видеоматериалом в судебном заседании при просмотре СD-диска ФИО1 указал на свое изображение.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, содержит данные, перечисленные в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано.
Рапорты вышеуказанных сотрудников полиции оформлены именно теми сотрудниками, которые непосредственно выявили административное правонарушение, в рамках их должностных обязанностей, изложенные в них фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, порядок их составления соблюден, они отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
На видеозаписи видно, что ФИО1, двигается вместе с колонной по всему маршруту ее следования, осуществляя съемку данного мероприятия, по проезжей части, что создает помехи в движении транспортным средствам и пешеходам.
Доказательства получены в соответствии с требованиями закона, отвечают требованиям, предъявленным к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ, являются достаточными для обоснования вывода о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных сотрудников правоохранительных органов, составивших рапорты по обстоятельствам совершения ФИО1 административного правонарушения, а также протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 в исходе рассматриваемого дела не установлено.
Оснований для оговора ФИО1 со стороны сотрудников полиции, нарушений требований законодательства Российской Федерации при составлении протокола и материалов об административном правонарушении в отношении ФИО1 судом не установлено, исполнение сотрудником полиции, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Совокупность исследованных доказательств подтверждает наличие в действиях ФИО1 состав инкриминируемого правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ, в связи с чем, суд квалифицирует действия ФИО1 по ч. 6.1 ст.20.2 КоАП РФ как участие в несанкционированном шествии, повлекшем создание помех движению пешеходов и транспортных средств.
В силу ст.52 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется только на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения, а также на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.
В соответствии с ч.5 ст.6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.
В силу п.7 ст.47 Закона Российской Федерации от 21 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» журналист имеет право присутствовать на митингах и демонстрациях.
Пунктом 9 ст.49 данного Закона на журналиста возложена обязанность предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.
В связи с чем доводы ФИО1 и его защитника Дудкина М.В. о том, что ФИО1 является журналистом и в силу своей профессиональной деятельности имеет право на освещение любого публичного мероприятия; что ФИО1 в несанкционированном публичном мероприятии как участник, участия не принимал, судом не принимаются.
Кроме того из представленных в материалы дела доказательств не усматривается, что ФИО1 в момент участия в массовом несанкционированном мероприятии имел отличительные знаки представителя средства массовой информации.
Таким образом, представленные в материалы дела пресс-карта на имя ФИО1, редакционное задание, не может служить доказательством того, что ФИО1 участвовал в публичном мероприятии в форме шествия исключительно как корреспондент (журналист), поскольку журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации, вместе с тем, на представленном видео усматривается, что ФИО1 не имеет никаких отличительных признаков от других граждан, принявших участие в несанкционированном мероприятии, в отличие от имеющихся представителей прессы, которые имеют отличительные знаки.
Относительно доводов защитника о том, что в силу ст. 49 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» журналист обязан предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста по первому требованию, которое к ФИО1 никем не предъявлялось, суд не принимает, поскольку ФИО1, принимая участие в несанкционированном шествии, не указал свой статус журналиста.
Как следует из материалов дела ФИО1 копию протокола об административном правонарушении от 16.01.2021г. получил лично, о чем имеется его подпись. Согласно протокола об административном правонарушении ФИО1 были разъяснены права и обязанности предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ.
Должностное лицо старший инспектор ОИАЗ УМВД России по г. Хабаровску ФИО3 в судебном заседании пояснило, что при составлении протокола ФИО1 были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, копию протокола ФИО1 получил, о чем поставил подпись, в связи, с чем доводы ФИО1 и его защитника в данной части судом не принимаются.
Доводы ФИО1 и его защитника суд расценивает как линию защиты и способ уйти от ответственности.
Административное задержание применено в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ.
При назначении наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность не установлено.
Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности, не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку данное правонарушение существенно нарушило охраняемые законом общественные отношения в сфере общественной безопасности.
При назначении наказания судьей учитываются характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, установленные судом обстоятельства его совершения, личность виновного, в том числе возраст, его имущественное положение, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, наличие отягчающего административную ответственность обстоятельств, исходя из принципа справедливости, во исполнение целей административного наказания, принимая во внимание не соблюдение ФИО1 обязательного масочного режима при нахождении в общественных местах, суд считает необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Сумма штрафа подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу лицом, привлеченным к административной ответственности, через банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Хабаровскому краю (УМВД России по г. Хабаровску Хабаровский кр.) КПП 272301001, ИНН <***>, ОКТМО 08701000, номер счета получателя платежа 40101810300000010001 в Отделение по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления ЦБ РФ, БИК 040813001, наименование платежа – штраф, КБК 18811601201019000140, УИН 18880427210302183288.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, необходимо представить в суд.
Разъяснить, что соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. По истечении указанного срока, в случае непредставления в суд по месту рассмотрения дела сведений, подтверждающих уплату штрафа, в соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАП РФ постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в принудительном порядке, и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, за которое предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, обязательные работы, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания, в том числе, в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, либо с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть отсрочена судьей, вынесшими постановление, на срок до одного месяца, либо рассрочена на срок до трех месяцев.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Судья Н.В. Владимирова