ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-103/2021 от 27.08.2021 Зарайского городского суда (Московская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

резолютивная часть Постановления

объявлена 24.08.2021 года

27.08.2021 г. г. Зарайск

Судья Зарайского городского суда Московской области Сподина Ю. Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-103/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Администрации городского округа Зарайск Московской области, расположенного по адресу: <...>,

У С Т А Н О В И Л:

Администрацией городского округа Зарайск Московской области совершено административное правонарушение: нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 7.13 КоАП РФ, - при следующих обстоятельствах:

В ходе проведения главным специалистом отдела проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Главного управления культурного наследия Московской области (далее по тексту – Главное управление) ФИО1 на основании задания начальника Главного управления от 23.03.2021 № 67-21 и обращения <данные изъяты>2, поступившего посредством системы Единая книга жалоб и предложений Московской области (Добродел) от 14.03.2021 № 5162250, внепланового мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения - «Дом жилой, конец XVII в.», расположенного по адресу: <...> (далее по тексту - Объект культурного наследия), было установлено следующее:

Объект культурного наследия поставлен под государственную охрану на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

Предмет охраны Объекта культурного наследия утвержден распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 02.07.2020 № 35РВ-219 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой, кон. XVII в.».

Границы территории Объекта культурного наследия и режим ее использования утверждены распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 31.03.2017 № 45РВ-153 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения Дом жилой, кон. XVII в.», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Зарайск, <...>».

Объект культурного наследия находится в собственности городского округа Зарайск Московской области.

Охранное обязательство на Объект культурного наследия утверждено Распоряжением Главного управления от 26.02.2019 № 35РВ-48 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - «Дом жилой, кон. XVII в.».

21.05.2019 г. составлен акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории. Составлен план проведения работ по сохранению Объекта культурного наследия. В целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования «Собственник» обязан провести следующие работы:

Исследовательская и проектно-сметная документация:

Разработать проектную документацию по сохранению Объекта культурного наследия в полном объеме, - срок выполнения: 2019-2021 г.г.

Ремонтно-восстановительные работы:

1. Выполнить консервационные (противоаварийные) работы на Объекте культурного наследия, - срок выполнения: 2019-2020 г.г.

2. Выполнить работы по сохранению Объекта культурного наследия и его приспособлению для современного использования, - срок выполнения 2019- 2024 г.г.

3. Установить на Объект культурного наследия информационную надпись (обозначение), - срок выполнения: до 2025 г.г.

4. Выполнять необходимые сезонные работы по благоустройству территории, связанной с объектом культурного наследия (в границах сформированного земельного участка) с учетом проведения работ по сохранению, - срок выполнения: 2019-2024 г.г.

В настоящее время у здания отсутствует крыша, перекрытия, внутренняя отделка, а также дверные и оконные заполнения. Интерьер здания завален фрагментами перекрытий, стволами обгоревших деревьев, строительным и бытовым мусором. Общее состояние Объекта культурного наследия руинированное. В северо-западном углу здания, на цоколе и в нижней части наружных стен имеются утраты белокаменной и кирпичной кладки. Состояние фундаментов по результатам визуального осмотра - неудовлетворительное. На западном фасаде цоколя имеются значительные утраты покрасочного и штукатурного слоя. В местах утрат видна белокаменная кладка со сколами и выветриваением раствора. На цоколе южного фасада имеются трещины покрасочного слоя. Цоколь северного и восточного фасадов здания завален бытовым мусором. Состояние цоколя - неудовлетворительное. Западный и южный фасады Объекта культурного наследия оштукатурены и окрашены. На западном фасаде имеются значительные утраты покрасочного и штукатурного слоя. Северный и восточный фасады не оштукатурены и не окрашены. На северном и восточном фасадах Объекта культурного наследия имеются значительные утраты штукатурного слоя, выветривания раствора, эрозия кирпичной кладки, а также утраты отдельных кирпичей. В южной части восточного фасада имеется значительная утрата кирпичной кладки. Над оконными проемами первого этажа восточного фасада имеются наклонные трещины. В верхней части северо-восточного угла здания имеются наклонные трещины и утрата кирпичной кладки. Верхняя часть всех фасадов здания имеет деформации либо утраты кирпичной кладки. Состояние наружных стен - неудовлетворительное, с аварийными сами. На поверхности внутренних стен имеются трещины, сколы, эрозия кирпичной кладки в местах утрат отделочного покрытия, утраты отдельных кирпичей. Состояние внутренних стен - руинированное. Часть оконных проемов заложена.

Проектная документация по сохранению объекта культурного наследия в Главное управление не предоставлялась, разрешение на производство работ по сохранению не выдавалось.

В нарушение п.п. 1 п. 1, п. 2 ст. 47. 3, п. 11 ст. 47.6. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственником Объекта культурного наследия не исполнена обязанность по поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, по выполнению требований к сохранению Объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания Объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны Объекта культурного наследия. Охранное обязательство собственником Объекта культурного наследия не выполнено. Консервационные (противоаварийные) работы на Объекте культурного наследия со сроком исполнения 2019 - 2020 гг., предусмотренные актом технического состояния, не выполнены.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения настоящего дела судом надлежащим образом.

В судебном заседании интересы Администрации городского округа Зарайск Московской области представляла защитник <данные изъяты>3, которая пояснила, что Администрация городского округа Зарайск Московской области не признает свою вину в совершении вменяемого ей правонарушения, считая, что в отношении Объекта культурного наследия не было допущено факта бездействия, обосновывая данную свою позицию следующим:

Во исполнение требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, охранного обязательства, утвержденного Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 26.02.2019 № 35 РВ-48, Акта технического состояния Объекта культурного наследия от 21.05.2019 г., Задания, утвержденного Главным управлением 04.07.2019 г., Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Зарайск, осуществляющим полномочия собственника, было подготовлено техническое задание на проведение работ по разработке научно-проектной документации, на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия.

08.11.2019 г. между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа <данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт <данные изъяты> на проведение следующих работ:

- разработке научно-проектной документации, на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- проведение историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия,

- согласование актов историко-культурной экспертизы с Главным Управлением культурного наследия Московской области «Эскизный проект реставрации» в установленном порядке.

14.03.2020 г. было получено положительное заключение государственной историко- культурной экспертизы (исполнитель экспертизы ООО «Эксперт Наследие») - Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению Объекта культурного наследия.

02.07.2020 г. Распоряжением № 35РВ-219 Главного управления «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой, кон. XVII в.» определен предмет охраны объекта культурного наследия.

07.10.2020 г. Главным управлением была согласована научно-проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, что подтверждается письмом Главного управления от 07.10.2020 года №35Исх-5342.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, квартиры с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенные по адресу: <...>, принадлежат гражданам. Жилые помещения с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, - принадлежат муниципальному образованию городской округ Зарайск.

Таким образом, орган местного самоуправления приступил к реализации плана проведения работ по сохранению Объекта культурного наследия, предусмотренного разделом II Акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 21.05.2019 года.

Работы по сохранению Объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта, проводятся в соответствии с требованиями названного выше Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушений требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Нарушения режима использования земель в границах территории Объекта культурного наследия либо несоблюдения ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия органом местного самоуправления допущено не было.

На основании изложенного, защитник <данные изъяты>3 просила суд прекратить производство по настоящему делу об административном правонарушении.

В случае признания Администрации городского округа Зарайск МО виновной в совершении вменяемого Администрации правонарушения, защитник <данные изъяты>3 просила при назначении наказания учесть, что орган местного самоуправления приступил к реализации плана проведения работ по сохранению Объекта культурного наследия, предусмотренного разделом II Акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 21.05.2019 года, в соответствии с требованиями к его сохранению, на что было затрачено 3 449 654 рубля 69 копеек, а также принять во внимание негативное воздействие на экономику факторов, вызванных пандемией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и высокую дотационность бюджета городского округа Зарайск МО. Обратила внимание суда, что совершенное правонарушение не повлекло последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, а Администрация городского округа Зарайск Московской области содействовала органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, в связи с чем ходатайствовала о применении при назначении наказания положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, исследовав материалы дела, суд считает вину Администрации городского округа Зарайск Московской области в совершении данного правонарушения полностью доказанной.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи КоАП РФ, в виде: административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 73-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 73-ФЗ, в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

В силу положений пункта 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, наряду с иными мероприятиями, перечисленными в ст. 33 Закона № 73-ФЗ, обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, с составлением Актов технического состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности (п.п. 14 п. 2 ст. 33 Закона № 73-ФЗ)

Требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (п. 1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ).

Из положений пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ следует, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 Закона № 73-ФЗ, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 Закона № 73-ФЗ.

В силу положений статьи 56.1 Закона № 73-ФЗ:

Обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (п. 1 ст. 56.1 Закона № 73-ФЗ).

В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ст. 56.1 Закона № 73-ФЗ).

В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что «Дом жилой, конец XVII в.», расположенный по адресу: <...>, включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".

Жилой дом, расположенный по адресу: <...>, и расположенные в нем жилые помещения с кадастровыми номерами: <данные изъяты> – являются муниципальным имуществом городского округа Зарайск Московской области. Указанное обстоятельство подтверждено имеющейся в материалах настоящего дела Выпиской из реестра муниципального имущества городского округа Зарайск Московской области по состоянию на 09.08.2021 г. (л. д. 121).

Расположенные в жилом доме по адресу: <данные изъяты>, жилые помещения с кадастровыми номерами <данные изъяты> принадлежат на праве собственности физическим лицам (Сведения из ЕГРН на указанные объекты недвижимости) (л. <...>).

Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 26.02.2019 № 35РВ-48 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца (далее по тексту – Охранное обязательство) объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - «Дом жилой, кон. XVII в.», расположенного по адресу: <...>. (л. д. 122-129).

В п. 13 раздела 2 Охранного обязательства указано, что состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранения Объекта культурного наследия, определяются Главным управлением культурного наследия Московской области на основании Акта технического состояния Объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ.

Материалами дела подтверждено, что 21.05.2019 г. представителем Главного управления, с одной стороны, и представителем администрации городского округа Зарайск Московской области, в лице Главы городского округа Зарайск Московской области <данные изъяты>4, с другой стороны, был составлен Акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории, которым на администрацию городского округа Зарайск Московской области возложена обязанность провести следующие работы:

Исследовательская и проектно-сметная документация:

Разработать проектную документацию по сохранению Объекта культурного наследия в полном объеме, - срок выполнения: 2019-2021 г.г.

Ремонтно-восстановительные работы:

1. Выполнить консервационные (противоаварийные) работы на Объекте культурного наследия, - срок выполнения: 2019-2020 г.г.

2. Выполнить работы по сохранению Объекта культурного наследия и его приспособлению для современного использования, - срок выполнения 2019-2024 г.г.

3. Установить на Объект культурного наследия информационную надпись (обозначение), - срок выполнения: до 2025 г.г.

4. Выполнять необходимые сезонные работы по благоустройству территории, связанной с объектом культурного наследия (в границах сформированного земельного участка) с учетом проведения работ по сохранению, - срок выполнения: 2019-2024 г.г. (л. <...>).

04.07.2019 г. Главным управлением утверждено Задание на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия № 045/19-Ф, собственником которого является Администрация городского округа Зарайск Московской области. (л. д. 138-140).

08.11.2019 г. между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа <данные изъяты> был заключен муниципальный контракт <данные изъяты> на проведение следующих работ:

- по разработке научно-проектной документации, на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- проведение историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия,

- согласование актов историко-культурной экспертизы с Главным Управлением культурного наследия Московской области «<данные изъяты>» в установленном порядке. (л. д. 141-156).

14.04.2020 г. <данные изъяты>» составлен Акт государственной историко-культурной экспертизы на Объект культурного наследия (л. д. 157-172).

Письмом и. о. начальника Главного управления от 07.10.2020 г. № 35 исх-5342 генеральному директору <данные изъяты> сообщено о согласовании Главным управлением представленной проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия (л. д.173-175).

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что предусмотренная требованием Охранного обязательства обязанность собственника Объекта культурного наследия – администрации городского округа Зарайск МО выполнить предусмотренные Актом технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 21.05.2019 г. консервационные (противоаварийные) работы на Объекте культурного наследия - в установленный указанным Актом срок 2019-2020 г.г. исполнена не была.

Представленные защитником юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, документы, подтверждающие выполнение администрацией городского округа Зарайск в установленный Актом от 21.05.2019 г. срок иных работ, в частности, разработки проектной документации по сохранению Объекта культурного наследия, по мнению суда, не являются основанием для освобождения администрации городского округа Зарайск МО от предусмотренной законом административной ответственности, поскольку факт нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выразившийся в невыполнении в установленный Актом от 21.05.2019 г. срок консервационных (противоаварийных) работ на Объекте культурного наследия, в ходе рассмотрения судом настоящего дела был подтвержден перечисленными выше доказательствами по делу, и юридическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не оспаривался.

При изложенных обстоятельствах, бездействия администрации городского округа Зарайск Московской области по признакам нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 7.13 КоАП РФ, - суд квалифицирует по ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

При назначении наказания суд также учитывает, что исходя из общих правил назначения административного наказания, основанных на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Давая оценку имущественному и финансовому положению юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, судьей также принята во внимание письменная информация, содержащаяся в служебной записке начальника Финансового управления Администрации городского округа Зарайск от 11.08.2021 г., из которой следует, что бюджет городского округа Зарайск Московской области является высокодотационным. Доля безвозмездных поступлений из бюджета Московской области, с учётом отчислений НДФЛ по дополнительному нормативу, в общем объеме доходов в 2020 году составила 88,6%. При определении расходов бюджета городского округа Зарайск применяется нормативный метод планирования (минимальный), что не позволяет снизить утвержденные расходы. Негативное воздействие на экономику факторов, вызванных пандемией, повлекло снижение доходов бюджета в 2020 году. Темп роста налоговых и неналоговых доходов резко снизился. Прирост налоговых и неналоговых доходов в 2019 году составил 8,5%, в 2020 году 0,6%. Учитывая сложившуюся ситуацию выделить дополнительные средства из бюджета городского округа Зарайск в 2020 году на финансирование консервационных работ на объекте культурного наследия, расположенного по адресу: <...>, не представлялось возможным.

Учитывая изложенное, конкретные обстоятельства совершения правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, судья приходит к выводу, что назначение Администрации городского округа Зарайск МО административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, не будет соответствовать характеру совершенного административного правонарушения.

Судья считает, что цель административного наказания будет достигнута при назначении Администрации городского округа Зарайск МО административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ.

При этом, судья считает необходимым отметить, что обстоятельства, изложенные в приведенной выше служебной записке начальника Финансового управления Администрации городского округа Зарайск от 11.08.2021 г., не свидетельствуют от отсутствии у привлекаемого к административной ответственности юридического лица возможности для соблюдения требований законодательства об охране Объекта культурного наследия, и, как следствие, для освобождения Администрации от предусмотренной Законом административной ответственности за совершенное по настоящему делу правонарушение, поскольку Акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории, которым на администрацию городского округа Зарайск Московской области, наряду с иными, была возложена обязанность в 2019-2020 г.г. выполнить консервационные (противоаварийные) работы на Объекте культурного наследия, был составлен и, как было указано выше, подписан Главой городского округа Зарайск МО 21.05.2019 г., когда бюджет на 2020 г. еще не был утвержден. Доказательств, подтверждающих, что необходимые денежные средства на проведение консервационных (противоаварийных) работ на Объекте культурного наследия не имелось возможности заложить в бюджет городского округа Зарайск МО на 2020 г. при его формировании, суду представлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Администрацию городского округа Зарайск Московской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание с применением ст. 4.1 ч. 3.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.

Реквизиты получателя штрафа: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>), Банк: операционный департамент Банка России, <...>, ИНН: <***>, КПП: 770301001, БИК: 044501002, р/с: <***>, ОКТМО: 45382000, КБК: 054 1 16 01071 01 0013 140. В назначении платежа указать код классификации доходов: 05411601071010013140.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья Ю. Е. Сподина