Дело № 5-103/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
р.п. Городище Волгоградской области 11 марта 2022 г.
Судья Городищенского районного суда Волгоградской области Данилова О.В. (403003, <...>), рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «СтройПроектРеставрация»,
у с т а н о в и л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 01 октября 2021 г. ООО «СтройПроектРеставрация», являющейся подрядной организацией, осуществляющей работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы» 1942-1943 гг., 1957 г., расположенного по адресу: <...> на основании контракта № 0329200062220005446 от 28 сентября 2020 г., производственные работы выполнены не в соответствии с проектной документацией «Текущий ремонт объекта культурного наследия регионального значения в целях поддержания объекта культурного наследия в эксплуатационном состоянии и обеспечения его физической сохранности», некачественно и не в полном объеме на момент окончания срока действия разрешения на проведение работ 20 декабря 2020 г.
Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «СтройПроектРеставрация» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, просил производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения ООО «СтройПроектРеставрация» к административной ответственности. Указал, что работы по текущему ремонту объекта культурного значения были выполнены в декабре 2020 г., научный отчет составлен в декабре 2020 г., следовательно, срок привлечения ООО «СтройПроектРеставрация» к административной ответственности начинает исчисляться с декабря 2020 г., заканчивается в декабре 2021 г., и по состоянию на март 2022 г. истек.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не уведомила.
Выслушав представителя ООО «СтройПроектРеставрация», исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно абзацам 5 и 6 статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ, одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В пункте 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Из представленного административного материала следует, что на основании материалов служебной записки отдела сохранения объектов культурного наследия Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области «О некачественных работах, проведенных на объекте культурного наследия» от 27 мая 2021 г. № 53-09-19/14, на основании записей журнала научного отчета авторского надзора, выявлено, что ООО «СтройПроектРеставрация», являющейся подрядной организацией, осуществляющей работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы» 1942-1943 гг., 1957 г., расположенного по адресу: <...> на основании контракта № 0329200062220005446 от 28 сентября 2020 г., производственные работы по сохранению объекта выполнены не в соответствии с проектной документацией «Текущий ремонт объекта культурного наследия регионального значения в целях поддержания объекта культурного наследия в эксплуатационном состоянии и обеспечения его физической сохранности», некачественно и не в полном объеме на момент окончания срока действия разрешения на проведение работ 20 декабря 2020 г.
01 октября 2021 г. по факту выявленных нарушений должностным лицом Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в отношении ООО «СтройПроектРеставрация» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 КоАП РФ.
В силу части 2 указанной статьи в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему административное обвинение.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, состоит в действиях или бездействии, нарушающих требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекших причинение вреда объекту культурного наследия.
В протоколе об административном правонарушении от 01 октября 2021 г. указано, что ООО «СтройПроектРеставрация» производственные работы по сохранению объекта культурного наследия «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы» выполнены не в соответствии с проектной документацией, не качественно и не в полном объеме. Между тем, обстоятельства, при которых ООО «СтройПроектРеставрация» совершено данное деяние, в протоколе не описаны, состав и объем работ, которые должны быть выполнены в соответствии со сметной документацией, какие конкретно из этих работ выполнены не в соответствии с проектной документацией, не качественно и не в полном объеме, в протоколе не отражено.
Таким образом, описание события вмененного ООО «СтройПроектРеставрация» административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не является полным, противоправные (виновные) действия (бездействие) юридического лица не описаны, что влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СтройПроектРеставрация» составлен с существенным нарушением требований статей 26.1, 28.2 КоАП РФ. Устранение данных недостатков на стадии судебного рассмотрения невозможно.
Более того, не может быть положена в основу доказательств вины ООО «СтройПроектРеставрация» представленная административным органом отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», содержащая научный отчет о выполненных работах, в согласовании которой отказано Облкультнаследием, поскольку не представлена опись исполнительной документации, отражающая фактическое исполнение проектных решений и состояние объекта культурного наследия в процессе производства работ по мере завершения определенных в проектной документации работ, в журнале авторского надзора на странице 37 не указана должность, отсутствует подпись и расшифровка подписи ответственного лица, печать организации.
Кроме того, в материалах дела отсутствует и в судебное заседание не представлена сметная документация, являющаяся приложением № 1 к контракту № 0329200062220005446 от 28 сентября 2020 г.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СтройПроектРеставрация» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «СтройПроектРеставрация», прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Данилова О.В.