ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10403/20 от 30.11.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

30 ноября 2020 года <адрес>

Судья Сургутского городского суда <адрес> – Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Россети Тюмень», ОГРН , юридический адрес: <адрес>

установил:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела по надзору в энергетике в <адрес> Северо-Уральского управления Ростехнадзора в отношении АО «Россети-Тюмень» составлен протокол, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ с 09-10 до 11-00 государственным инспектором совместно с прокурором <адрес>ной прокуратуры при осмотре земельного участка, являющегося не разграниченной собственностью администрации Голышмановского городского округа, площадью 16722 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , установлено следующее.

КЛ - 10 кВ (кабельная линия электропередачи), имеющая электрическую связь с BJI - 10 кВ ф. Хмелевка от ПС 110/10 кВ Малышенка, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами по адресу <адрес>, 500 м западнее д. Новая Хмелевка (далее - Объект) эксплуатируется с нарушениями.

Кабельная линия 10кВ с кадастровым номером ОКС , проложена по поверхности земли; нарушено требование п. 1.2.2. Правил технической эксплуатации электрических станций сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 229 ( далее ПТЭЭП), п. 1.1.3 ПТЭЭСиС, п. ДД.ММ.ГГГГ правил устройства электроустановок ( далее ПУЭ).

В соответствии с п. 1.1.3. ПТЭЭСиС «Безопасная эксплуатация оборудования, зданий и - сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно - технических документов».

В соответствие с п. 1.2.2 ПТЭЭП «Потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД);

своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок...».

В соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ «Глубина заложения кабельных линий от планировочной отметки должна быть не менее: линий до 20 кВ 0,7 м;.. ..Прокладка кабельных линий 6-10 кВ по пахотным землям должна производиться на глубине не менее 1 м, при этом полоса земли над кассой может быть занята под посевы».

2.В начале кабельной линии ЮкВ, на ж\б опоре 10кВ не выполнена защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении (защитное заземление брони кабеля, ограничителей от перенапряжения 10кВ, приемной траверсы ж\б опоры ЮкВ)

В соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ «Для защиты от поражения электрическим током в случае повреждения изоляции должны быть применены по отдельности или в сочетании следующие меры защиты при косвенном прикосновении: защитное заземление...»

3.В начале кабельной линии ЮкВ, выполнена последовательно защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении (защитное заземление открытой проводящей части распределительного пункта РП-10кВ)

В соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ «Присоединение каждой открытой проводящей части электроустановки к нулевому защитному или защитному заземляющему проводнику должно быть выполнено при помощи отдельного ответвления. Последовательное включение в защитный проводник открытых проводящих частей не допускается...»

В начале кабельной линии 10кВ, разрушена строительная часть распределительного пункта РП-10кВ

В соответствие с пп. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ «Конструкция, исполнение, способ установки, класс и характеристики изоляции применяемых машин, аппаратов, приборов и прочего электрооборудования, а также кабелей и проводов должны соответствовать параметрам сети или электроустановки, режимам работы, условиям окружающей среды и требованиям соответствующих глав ПУЭ.

«Строительная и санитарно-техническая части электроустановок (конструкция здания и его элементов, отопление, вентиляция, водоснабжение и пр.) должны выполняться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП) при обязательном выполнении дополнительных требований, приведенных в ПУЭ.

5.В начале кабельной линии ЮкВ, не закрыты на замок двери распределительного пункта РП- ЮкВ

В соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ. ПТЭЭСиС «На столбовых трансформаторных подстанциях, переключательных пунктах и других устройствах, не имеющих ограждений, приводы разъединителей и шкафы щитков низкого напряжения должны быть заперты».

В соответствие с п. 2.2.4. ПТЭЭП « Все РУ (щиты, сборки и т.д.) должны иметь запирающие устройства...».

В судебное заседание представитель административного органа не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещён.

В судебном заседании защитник юридического лица ФИО3 вину в совершении вменяемого правонарушения не признала, пояснила, что АО «Россети Тюмень» не является субъектом вменяемого правонарушения, так как собственником электросетевого имущества является ФИО4, соответственно данное имущество не является бесхозяйным, на баланс обслуживающей организации не передано, факт принадлежности КЛ - 10 кВ, ф. Хмелевка от ПС 110/10 кВ Малышенка, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами по адресу <адрес>, 500 м западнее д. Новая Хмелевка, должностным лицом не установлен. В действиях общества отсутствует и объективная сторона правонарушения.

Заслушав защитника, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правила устройства электроустановок утверждаются приказами Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и содержат общие требования к устройству электроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок.

Требования Правил устройства электроустановок являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением к прокурору Голышмановского городского округа и к исполняющему обязанности заместителя генерального директора АО «Россети Тюмень» обратился ФИО5, который сообщил, что лесном массиве вблизи д. Новая Хмелевка на земле обнаружил электрический кабель, защитная обмотка кабеля повреждена, местами кабель оголен. К заявлению приложены фотоснимки ( л.д.22-37).

На основании данного заявления ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации Голышмановского городского округа совместно с главным государственным инспектором отдела по надзору в энергетике в <адрес> Северо-Уральского управления и ФИО5 проведён осмотр земельного участка площадью 16772 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, 500 м западнее д. Новая Хмелёвка, кадастровый . Обнаруженная в ходе осмотра ВЛ-1 находится в собственности ФИО4, что подтверждается выпиской из ЕГРН. По результатам осмотра главным специалистом комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации Голышмановского городского округа составлен акт, главным государственным инспектором отдела по надзору в энергетике в <адрес> Северо-Уральского управления ФИО6 справка.

На основании данных документов государственный инспектор отдела по надзору в энергетике в <адрес> Северо-Уральского управления пришел к выводу о допущенных нарушениях в сфере электроэнергетики и наличии в действиях АО «Россети Тюмень» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, должностным лицом не учтено следующее.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в ходе обеспечения безопасности использования энергетических ресурсов, устройств и объектов, их потребляющих или связанных с энергоносителями.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, составляют действия (бездействия), нарушающие установленные нормы и правила пользования энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок.

Из материалов дела не следует, что общество нарушало установленные законом нормы и правила в отношении не принадлежащего ему объекта ВЛ-10КВ КТП-100кВА.

Согласно акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 10.04.2017г. Г составленным между АО энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» и ФИО4, стороны определили, что ответственность за надежную и безопасную эксплуатацию электроустановки несёт ее собственник, в данном случае потребитель электрической энергии - ФИО4, который в своей деятельности должен соблюдать установленные законом нормы и правила.

Согласно фактическим обстоятельствам дела, выявленные нарушения, указанные в справке и включенные в протокол, были обнаружены на электросетевом объекте, принадлежащем потребителю ФИО4, который в соответствии со статьёй 210 ГК РФ должен нести бремя содержания своего имущества, а согласно п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей обязан осуществлять его безопасную эксплуатацию.

Учитывая изложенное, общество не могло нарушить ч. 1 статьи 38 Закона «Об электроэнергетике» и п. 1.1.9 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 4799) (далее - ПТЭЭСиС), т.к. в силу п.2 ст. 38 Закона требование надёжности (согласно ст.3 Закона надежность-способность электроэнергетической системы осуществлять производство, передачу электрической энергии (мощности) и снабжение потребителей электрической энергией в едином технологическом процессе и возобновлять их после нарушений) распространяется на имущество сетевых организаций, а не на энергопринимающие установки потребителя, а при проведении проверки замечаний и нарушений к эксплуатации, техническому состоянию объектов АО «Россети Тюмень» выявлено не было. Поскольку нарушений на электросетевом оборудовании общества не было выявлено, то надежность электроэнергетической системы по передаче электрической энергии потребителю (ФИО4) в этих обстоятельствах не могла утратить свою способность.

Применение п. 1.1.3, п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭСиС к АО «Россети Тюмень» не обосновано, так как согласно п. 1.1.1 ПТЭЭСиС указанные пункты правил распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам. В протоколе нарушений эксплуатации и технического состояния объектов АО «Россети Тюмень» выявлено не было, все нарушения были обнаружены вне границ эксплуатационной ответственности Общества, в связи с чем, АО «Россети Тюмень» не нарушало указанные нормы правил.

АО «Россети Тюмень» не нарушало (и не могло нарушить) п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ, п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ, п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ, п. ДД.ММ.ГГГГ, п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ, п. 1.2.2 ПТЭЭП и п. 2.2.4, ПТЭЭП, так как указанные выше нормы относятся к потребителю ( ФИО4), который согласно п. 1.1.2 ПТЭЭП, обязан обеспечить безопасную эксплуатацию принадлежащего ему имущества. Указанные правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей - ПТЭСиС.

На основании изложенного следует, что Общество не нарушало указанных в протоколе норм и правил в части надежности схемы электроснабжения потребителя. На объектах электросетевого имуществ АО «Россети Тюмень» не было выявлено ни одного замечания и нарушения влияющего на надёжность существующей схемы электроснабжения в зоне эксплуатационной ответственности Общества. Нарушения технической эксплуатации электроустановок были выявлены на объектах потребителя, который согласно ПТЭЭП должен был обеспечить их надежную и безопасную эксплуатацию.

Таким образом, государственный инспектор отдела по надзору в энергетике по <адрес> Северо-Уральского управления Ростехнадзора в протоколе, сослался на нормы нормативно-правовых актов, которые в сложившихся обстоятельствах не применимы и не могут быть применены, нарушив тем самым нормы материального права.

С учетом фактических обстоятельств нарушения технической эксплуатации электроустановок, указанные в протоколе от 02.09.2020г. и в протоколе о временном запрете деятельности от 02.09.2020г., не относятся к сетевой организации, т.к. они были выявлены на объектах потребителя в зоне его эксплуатационной ответственности.

Учитывая изложенное, в действиях АО «Россети Тюмень» отсутствует объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, т.к. оно не владело и не эксплуатировало данный объект электросетевого хозяйства и не нарушало установленные законом нормы и правила в отношении не принадлежащего ему имущества, а имеющиеся в деле доказательства подтверждают данное обстоятельство.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе прочего выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из данного принципа, учитывая позицию лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и, принимая во внимание отсутствие достаточных доказательств вины этого лица во вменяемом административном правонарушении, обстоятельства, на основании которых составлен протокол об административном правонарушении, следует признать недоказанными.

При таких обстоятельствах дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Россети Тюмень» подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава вменяемого правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Россети Тюмень» прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения.

Меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности в отношении АО «Россети Тюмень» отменить.

Постановление может быть обжаловано в суд <адрес> – Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии путем подачи жалобы через Сургутский городской суд <адрес> – Югры.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА «30»_ноября 2020 г.

Подлинный документ находится в деле

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

__________________________ А.В. Лопатнев

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________________20_____г.

Секретарь суда __________________________________