ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-104/20 от 10.06.2020 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 5-104/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 10 июня 2020 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Шлейхер Е.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении

Соколова РС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. Назарово Красноярского края, гражданина РФ, женатого, имеющего <данные изъяты><данные изъяты>, работающий управляющим директором в ООО «<данные изъяты>», зарегистрированного и проживающего по адресу: г. <адрес>, ранее занимавшего должность руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска,

УСТАНОВИЛ:

Соколов Р.С., занимавший должность руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска Соколов Р.С. совершил правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ - нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов.

В судебном заседании представитель прокуратуры города Красноярска Савченко З.Р. поддержала изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении обстоятельства, указывая на наличие в действиях Соколова Р.С. состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Соколов Р.С. в судебном заседании вину в совершении правонарушении не признал, указывая, что он предпринял все зависящие от него меры по проведению мероприятий, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель Соколова Р.С. – Шикунов С.А., допущенный к участию в судебном заседании по устному ходатайству Соколова Р.С., поддержал позицию доверителя. При этом, суду пояснил, что 14 марта 2019 года между министерством образования Красноярского края и администрацией города заключено соглашение № 7 по реализации в 2019 года государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Непосредственно сразу же после заключения указанного соглашения департаментом градостроительства неоднократно направлялись запросы в строительные компании о получении ценовой информации на 1 кв.м. жилых помещений городу. После поступления ценовой информации в июне 2019 года, департаментом формирована начальная (максимальная) цена контракта на 1 кв.м. для приобретения жилых помещений для детей указанной категории. По мере формирования цены контракта, документация об электронном аукционе была направлена в департамент муниципального заказа для размещения. Было заключено 163 муниципальных контракта. Впоследствии в министерство образования края направлено письмо об отсутствии возможности приобретения квартир для лиц указанной категории (остаток невостребованных в 2019 году средств составил 140 638,19 рублей), с целью эффективной реализации мероприятий в рамках государственной программы. Полагает, что Соколов Р.С. со своей стороны предпринял все возможные меры по проведению мероприятий по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной выше категории.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В судебном заседании установлено, что решением Красноярского городского Совета депутатов от 18.12.2018 г. № 1-12 «О бюджете города на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» утверждены объемы бюджетных ассигнований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках подпрограммы «Дом» муниципальной программы «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» в размере 502 076 800 руб., из них: средства федерального бюджета – 157 103 400 руб., средства краевого бюджета – 344 973 400 руб.

14.03.2019 г. Министерством образования Красноярского края с администрацией города Красноярска заключено соглашение № 7 о взаимодействии по реализации в 2019 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 19-34).

Предметом заключенного соглашения является предоставление из краевого бюджета в 2019 году администрации города субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 502 076 800 (пятьсот два миллиона семьдесят шесть тысяч восемьсот) рублей.

Механизм расходования средств выделенных субвенций определен Порядком расходования указанных субвенций, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края № 324-п от 25.06.2019 г.

В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка, расходование субвенций осуществляется уполномоченными органами в соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», Закона Красноярского края от 19.12.2019 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с пунктом 10 Порядка - средства субвенций, не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в краевой бюджет в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Распоряжением Администрации г. Красноярска от 17.08.2010 г. № 114-р утверждено Положение о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, в соответствии с пунктами 2.5, 3.23 которого департамент осуществляет деятельность по планированию и исполнению бюджета города в области инвестиционной политики в пределах своей компетенции, а также обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств департаментом и подведомственными муниципальными учреждениями, муниципальными предприятиями.

В силу пункта 6.2.2 указанного Положения департамент несет ответственность за целевое использование бюджетных средств, соблюдение установленного порядка оказания услуг населению подведомственными муниципальными учреждениями и муниципальными предприятиями.

В соответствии с должностной инструкцией руководитель департамента градостроительства администрации города Красноярска (л.д. 88-95):

- осуществляет деятельность в области планирования и исполнения бюджета города в пределах своей компетенции (п. 2.14 инструкции);

- участвует в разработке и обеспечивает реализацию мероприятий краевых программ, краевой адресной инвестиционной программы, законов Красноярского края, предусматривающих обеспечение жильем молодых семей, ветеранов войны и труда, граждан, признанных в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, переселение жителей северных территорий края, а также граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде на территории города (п. 2.18 инструкции);

- выступает муниципальным заказчиком и заключает муниципальные контракты в порядке, установленном действующим законодательством, в пределах компетенции департамента градостроительства (п. 2.21 инструкции);

- обеспечивает планирование соответствующих расходов бюджета, разрабатывает обоснования лимитов финансирования департамента градостроительства (п. 2.22 инструкции);

- осуществляет финансовый контроль в части обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств подведомственными муниципальными учреждениями (п. 2.28 инструкции).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Соколов Р.С. принят на должность муниципальной службы - начальника строительного отдела Департамента градостроительства администрации города Красноярска 03.06.2013 г. (л.д. 131), а 26.02.2018 г. с должности муниципальной службы заместителя руководителя департамента градостроительства администрации города переведен на должность муниципальной службы руководителя департамента градостроительства администрации города (л.д. 132).

Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств, каковым является руководитель Департамента градостроительства администрации г. Красноярска – Соколов Р.С.

Приложением к соглашению № 7 от 14.03.2019 г. (л.д. 25-34) утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2019 году. В указанный список включено 264 человека, с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением № 7-1 от 17.12.2019 г. – 242 человека (л.д. 37-46).

18.12.2019 г., на основании решения Красноярского городского Совета депутатов от 18.12.2018 г. № 1-12 «О бюджете города на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» до администрации г. Красноярска доведено уведомление о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств на 2019 год (л.д. 16-18), которое, в том числе, в разделе «Социальная политика» содержит сумму финансирования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках подпрограммы «Дом» муниципальной программы «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.

В дальнейшем до администрации города Красноярска доведены лимиты бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: из краевого бюджета - 344 973 400 руб. – на основании уведомления № 075_МБТ_ЛСФО от 01.01.2019 г. (л.д. 96), из федерального бюджета – 157 103 400 руб. – на основании уведомления № 075_МБТ_ЛСФК от 01.01.2019 г. (л.д. 99).

Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что на 01.01.2019 г. департаменту градостроительства администрации г. Красноярска было достоверно известно о наличии финансирования на приобретение жилых помещений для указанной выше категории граждан на 2019 год, а также об объемах такого финансирования.

Однако, в соответствии с установленным механизмом расходования средств выделенных субвенций, департаментом градостроительства администрации г. Красноярска запросы застройщикам о предоставлении информации о стоимости жилых помещений на территории города направлены 15.03.2019 г., 01.04.2019 г., 06.06.2019 г. Начальная (максимальная) цена контракта сформирована 28.06.2019 г., а закупочная деятельность департаментом начата в августе 2019 года.

В соответствии со ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На основании п. 3 ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Уведомление администрации г. Красноярска о выделяемых объемах финансирования на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2019 год от 18.12.2018 г. и в последующем – от 01.01.2019 г. при условии направления департаментом первого запроса о стоимости жилья лишь 15.03.2019 г. не позволяет суду сделать вывод о том, что действия руководителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска были направлены на эффективное использование выделенных субвенций, вопреки приведенным выше нормам Бюджетного Кодекса РФ, а также вопреки должностной инструкции руководителя департамента градостроительства администрации города Красноярска.

Так, в соответствии с п. 2.3.11 соглашения № 7 о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и города Красноярска № 7 от 14.03.2019 г. получатель субвенции обязуется в срок до 31.12.2019 г. использовать средства субвенции, однако уже в октябре 2019 года в Министерство образования Красноярского края направлено письмо о возврате средств, выделенных из федерального бюджета, на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц в связи с невостребованностью в сумме 140 963 190 руб.

В 2019 году департаментом градостроительства администрации г. Красноярска в целях реализации переданных государственных полномочий размещено 493 закупки в форме открытого аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для указанной категории граждан, из них – 330 закупок признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. По результатам состоявшихся торгов заключено 163 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений (при необходимости заключения 242-х контрактов в соответствии со списком нуждающихся лиц).

Договоры найма заключены в период с 14.10.2019 г. по 17.12.2019 г., при этом, при своевременном доведении лимитов финансирования, до 14.10.2019 г. не заключено ни одного договора социального найма для предоставления жилья указанной категории граждан, что свидетельствует о необоснованном затягивании деятельности, направленной на приобретение жилья, а также о неприобретении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках реализации подпрограммы «Дом» муниципальной программы «Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры» при надлежащем финансировании.

В соответствии с письмом руководителя департамента градостроительства Соколова Р.С. от 21.10.2019 г. «О предоставлении информации» Министру образования Красноярского края по состоянию на 17.10.2019 г. заключено лишь 4 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам на сумму 7462,61 руб.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).

Объектом правонарушения при этом являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.

При этом, в соответствии с п. 3.2 соглашения № 7 от 14.03.2019 г. о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации г. Красноярска, невыполнение получателем условий настоящего Соглашения может являться основанием для уменьшения размера либо не предоставления субвенции в установленном порядке в следующем году.

Таким образом, при неэффективном и (или) неполном использовании выделенных субвенций для приобретении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей финансирование на эти цели может быть значительно сокращено на последующие периоды, что может повлечь нарушение прав указанной категории граждан в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (п.п. 1,4 ст. 2, пп. 2,5 ст. 7 Закона).

Вина Соколова Р.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:

- уведомлением о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств на 2019 год от 18.12.2018 г. (л.д. 16-18);

- уведомлением о бюджетных ассигнованиях (лимитов бюджетных обязательств) № 075_МБТ_ЛСФО от 01.01.2019 г. (л.д. 96);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 111 от 31.01.2019 г. (л.д. 97);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 105 от 31.01.2019 г. (л.д. 98);

- уведомлением о бюджетных ассигнованиях (лимитов бюджетных обязательств) № 075_МБТ_ЛСФК от 01.01.2019 г. (л.д. 99);

- соглашением о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации г. Красноярска № 7 от 14.03.2019 г. с приложением (л.д. 19-34);

- дополнительным соглашением № 7-1 от 17.12.2019 г. к соглашению от 14.03.2019 г. № 7 с приложением (л.д. 35-46);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 700 от 19.03.2019 г. (л.д. 107);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 2052 от 21.06.2019 г. (л.д. 108);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 2054 от 21.06.2019 г. (л.д. 109-110);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 2675 от 26.07.2019 г. (л.д. 111);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 4212 от 24.10.2019 г. (л.д. 112);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 4213 от 24.10.2019 г. (л.д. 113);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 21036 от 25.10.2019 г. (л.д. 47);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 21052 от 25.01.2019 г. (л.д. 100);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 21053 от 25.10.2019 г. (л.д. 48);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 21567 от 01.11.2019 (л.д. 49);

- уведомлением об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) № 21749 от 05.11.2019 г. (л.д. 50);

- отчетом об использовании межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета муниципальным образованием на 01.01.2020 г. (л.д. 52);

- отчетом об использовании межбюджетных трансфертов, полученных из краевого бюджета муниципальным образованием на 01.01.2020 г. (л.д. 53-54);

- списком лиц (л.д. 55-75);

- должностной инструкцией руководителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска (л.д. 88-95);

- уведомлением № 75/71 о предоставлении межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов от 01.11.2019 г.;

- перечнем заключенных департаментом градостроительства муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- письмом исполняющего обязанности руководителя управления учета и реализации жилищной политики А.В. Попова от 25.12.2019 г. о предоставлении информации об обеспечении жильем детей-сирот за 12 месяцев 2019 года;

- распоряжением главы города Красноярска от 26.02.2018 г. о переводе Соколова Р.С.;

- письмами в адрес Министерства образования Красноярского края от 21 октября 2019 года, 28 октября 2019 года, 05 ноября 2019 года о возможности рассмотрения вопроса о перераспределении невостребованных в 2019 году средств краевого бюджета.

Приведенные выше доказательства являются достоверными, допустимыми, достаточными для признания привлекаемого лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Срок давности привлечения Соколова Р.С. к административной ответственности, установленный положениями статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, - не истек.

Оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется.

При определении вида и меры наказания привлекаемому лицу суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, в качестве смягчающего обстоятельства - наличие 2-х малолетних детей.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагаю возможным определить Соколову Р.С. наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ для должностных лиц, в минимальном его размере.

На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Соколова РС виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Штраф вносится по следующим реквизитам: наименование взыскателя: <данные изъяты>

Настоящее постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Центральный районный суд г. Красноярска.

Судья Е.В. Шлейх