ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 сентября 2018г. г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань»», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» (далее ООО «Газпром добыча Астрахань»), в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. В частности ООО «Газпром добыча Астрахань» имея возможность для соблюдения правил и норм, осуществляло деятельность по добыче пластового газа и газового конденсата, транспортировке пластового газа и подаче газожидкостной смеси на Астраханский газоперерабатывающий завод, связанную с образованием и накоплением отходов в виде воды от промывки оборудования для транспортирования и хранения нефти и (или) нефтепродуктов, в местах (на площадках) накопления отходов по адресу: Астраханская область, Красноярский район, муниципальное образование «Джанайский сельсовет», в период с 26 апреля 2016г. по 18 июля 2018г. без согласованного на него норматива образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие паспорта отходов I-IV классов опасности. Таким образом, в его действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители ООО «Газпром добыча Астрахань» ФИО1 и ФИО2 вину в совершении инкриминируемого обществу административного правонарушения не признали, просили производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Государственный инспектор РФ в Астраханской области ФИО3 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала.
Заслушав стороны, проверив административный материал, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 14 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что на основании документов, поступивших из Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в АГКК определением №06-397/2018 от 28 июня 2018г. возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования в отношении ООО «Газпром добыча Астрахань».
Так в ходе расследования установлено, что ООО «Газпром добыча Астрахань» осуществляло деятельность по добыче пластового газа и газового конденсата, транспортировке пластового газа и подаче газожидкостной смеси на Астраханский газоперерабатывающий завод, связанную с образованием и накоплением отходов в виде воды от промывки оборудования для транспортирования и хранения нефти и (или) нефтепродуктов, в местах (на площадках) накопления отходов по адресу: Астраханская область, Красноярский район, муниципальное образование «Джанайский сельсовет», в период с 26 апреля 2016г. по 18 июля 2018г. без согласованного на него норматива образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие паспорта отходов I-IV классов опасности.
Факт совершения ООО «Газпром добыча Астрахань» указанных нарушений зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нашел свое отражение в других материалах дела, в частности актами выполненных работ от 26 апреля 2016г. №881, от 31 мая 2016г. №1115, от 30 июня 2016г. №1417, от 29 июля 2016г. №1791, от 31 августа 2016г. №2050, от 30 сентября 2016г. №2285, от 31 октября 2016г. №2672, от 30 ноября 2016 г. №3061, от 30 декабря 2016г. №3558, от 31 июля 2017г. № 98, от 31 августа 2017г. № 126, от 30 сентября 2017г. №139, от 31 октября 2017г. №157, от 30 ноября 2017г. №179, от 31 декабря 2017г. №188, от 31 марта 2018г. №1, от 31 мая 2018 г. №10, от 30 июня 2018г. №13 по договорам с ООО «ПКЦ «ВДВ» от 30 декабря 2015г. №617, с ООО «ЭкоЮг» от 20 июня 2017г. № 287, с ЗАО «ПК «ЭКО+» от 17 января 2018г. №16, Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов общества от 18 июля 2018г., экспертным заключением Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по Астраханской области» по отнесению отхода к классу опасности для окружающей природной среды (биотестирования) от 26 июля 2018г., служебной запиской отдела экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 26 июля 2018г. №08-1347 и другими документами, имеющимися в материалах административного дела.
Таким образом, суд, всесторонне и полно исследовав доказательства по делу, опросив представителей ООО «Газпром добыча Астрахань» и оценив их показания в совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приходит к выводу о совершении ООО «Газпром добыча Астрахань» правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы о том, что обществом на оснваонии договора от 07 февраля 2011г. определен химический состав отходов, образуемых в дренажной емкости V-50, расположенной на территории УППГ-6 и установлено содержание нефтепродуктов в исследуемом отходе в размере 10%, что соответствует позиции ФККО-2014 «Воды от промывки оборудования для транспортирования и хранения нефти и /или нефтепродуктов (содержание нефтепродуктов менее 15%) и IV классу опасности, в соответствии с которым был разработан и утвержден соответствующий паспорт отходов, по следующим основаниям.
Как усматривается из экспертных заключений эксперта ФИО4 филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области от 26 июля 2018г. №222 и 223, по результатам проведенного анализа пробы отходов, отобранных в емкостях для накопления промдождевых стоков УППГ-9 V-50 и УППГ-6 V-50 на территории ООО «Газпром добыча Астрахань» они относятся к III классу опасности.
Указанные заключения составлены специалистом, имеющим специальные познания в этой области, с применением действующего метода исследований.
Кроме того, указанные выводы подтверждаются и материалами проверки, проводившейся Аксарайской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в АГКК, также установившей наличие приведенных нарушений.
При этом ООО «Газпром добыча Астрахань» норматив образования отходов III класса опасности и лимитов на их размещение не согласовало, а также паспорт отходов III класса опасности не разработало и не утвердило.
Доводы о том, что при проведении исследований с целью установления качественного и количественного класса опасности необходимо применять только расчетный метод, ничем объективно не подтверждены и основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, исходя из представленных документов, метод определения класса опасности отходов, примененных экспертом в ходе проведения исследований, является действующим и предусмотрен Критериями отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04 декабря 2014г. №536.
Доводы представителей ООО «Газпром добыча Астрахань» о том, что протоколы осмотра территории общества и протоколы отбора проб подлежат исключению из числа доказательств, так как составлены без участи понятых, также не могут быть приняты во внимание по следующим оснвоаниям.
Согласно части 1 и части 3 статьи 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Как усматривается из материалов дела, протоколы и акты составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и лицом, находившимся при исполнении служебных обязанностей, никаких дополнений или замечаний от представителя общества при составлении данных документов не зафиксировано. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, при составлении протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протокола отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды представителю юридического лица ООО «Газпром добыча Астрахань» ФИО5 разъяснены права и обязанности, положения ст. 51 Конституции РФ, а также право присутствовать при всех действиях должностного лица, удостоверить факт, содержание и результат проводимого действия, делать замечания, подлежащие внесению в протокол, которым он воспользовался и расписался в соответствующих графах протокола. Также при совершении указанных действий присутствовал ведущий инженер отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром добыча Астрахань» ФИО6, который также никаких возражений по содержанию составлявшихся в его присутствии документов не заявил.
В связи с этим суда отсутствуют основания для признания недопустимыми доказательствами протокола отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды и других процессуальных документов, так как порядок получения этих доказательств, предусмотренный нормами административного законодательства, соблюден.
В соответствие со ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствие с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, при определении вида и размера наказания суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, что к административной ответственности общество привлекается впервые и считает возможным назначить минимальное наказание в пределах санкции указанной статьи в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань», ОГРН <***>, ИНН <***> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Штраф перечислить получателю: УФК по Астраханской области (Управление Росприроднадзора по Астраханской области) по следующим реквизитам: р/счет №<***> отделение Астрахань г. Астрахань, ИНН <***>, БИК 041203001, ОКОТО 12401000000, ОКТМО 12701000001, КПП 301501001, КБК04811625060016000140.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу) в Кировский районный суд г. Астрахани.
Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу, оно будет нести административную ответственность по ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.
Судья: