ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1053/2022 от 12.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 5-1053/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ульяновск 12 мая 2022 года

Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Ефремов И.Г. при секретарях Минеевой Т.Г. и Пашагиной В.В., с участием защитников лица, привлекаемого к административной ответственности ПАО «Т Плюс» – ФИО1, ФИО2 и ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

публичного акционерного общества (ПАО) «Т Плюс», юридический адрес: <адрес>, ИНН , ОГРН от 01.08.2005,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

из рассматриваемого протокола об административном правонарушении от 10.02.2022 следует, что 10.02.2022 в 15.00 в ходе проведенной проверки Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора в деятельности ПАО «Т Плюс» при осуществлении ремонта участка трубопровода тепловой сети от Т17 до ТК68 по адресу: <адрес> были выявлены следующие нарушения. Так, в нарушение ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 212, п. 461, п. 462 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, п. 4, п. 40 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на вышеуказанный участок трубопровода; заключение экспертизы промышленной безопасности на документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта «Техническое перевооружение тепломагистрали М-1 от Ульяновской ТЭЦ-1 до ТК-68; участок вдоль здания мастерской» (01.09.21.ИП.ТП-ТС) не зарегистрировано в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности, после внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности; отсутствует решение о вводе в эксплуатацию участка вышеуказанного трубопровода.

В судебном заседании защитники ПАО «Т Плюс» с протоколом не согласились, просили производство по делу прекратить, поддержав при этом все соответствующие доводы, изложенные в письменных объяснениях, представленных суду с подтверждающими их документами, из которых следует, что вышеуказанный участок трубопровода выведен из эксплуатации с 2019 года, в связи с чем экспертиза промышленной безопасности по нему производиться не должна до начала применения на опасном производственном объекте; нерегистрация заключения экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзоре не является грубым нарушением требований промышленной безопасности; решение о вводе в эксплуатацию вышеуказанного участка трубопровода не принято по причине незавершения на нем ремонтных работ. Подробно позиция защитников изложена в вышеуказанных объяснениях.

Лицо, составившее рассматриваемый протокол, ФИО7 настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности, при этом пояснив суду, что при составлении протокола он посчитал достаточным указания на нарушение только части статей Федерального закона № 116-ФЗ, несмотря на то, что данные части предусматривают различные обязанности по соблюдению норм в области промышленной безопасности; кроме того отметил, что положительное заключение экспертизы промышленной безопасности должно было быть получено в связи с окончанием работ на данному участке трубопровода, однако у него не имелось документов, подтверждающих, что ремонт вышеуказанного участка трубопровода на момент проверки был закончен, и что разрешение на ввод в эксплуатацию, отсутствие которого вменяется ПАО «Т Плюс», относится к данному участку трубопровода.

Выслушав вышеуказанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При этом, в силу ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Диспозиция указанной нормы является бланкетной, отсылающей к положениям правовых актов, регламентирующих требования промышленной безопасности, в связи с чем, указание на конкретные нормы, которые были нарушены, является обязательным.

Вместе с тем, в протоколе не в полном объеме приведены нормы, которые были нарушены ПАО «Т Плюс».

Так, в протоколе указано, что вследствие отсутствия положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на вышеуказанный участок трубопровода были нарушены, в том числе, положения ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 13 вышеуказанного закона содержит перечень различных по своему виду объектов, которые подлежат экспертизе промышленной безопасности: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Пункт 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 также содержит различные основания для проведения подобной экспертизы технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Однако, несмотря на это, в протоколе не указано, на что именно отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, по какому основанию оно должно было быть получено и какой именно абзац ч. 1 ст. 13 вышеуказанного закона и п. 4 вышеуказанных Правил были нарушены ПАО «Т Плюс». В связи с этим, сделать вывод о нарушении конкретной нормы вышеуказанного закона и Правил не представляется возможным. Более того, подобное ненадлежащее описание данного нарушения нарушает право на защиту ПАО «Т Плюс», поскольку непонятно какие именно нормы были нарушены данным юридическим лицом.

Более того, с учетом пояснений ФИО4 в судебном заседании, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на вышеуказанный участок трубопровода должно было быть получено после окончания работ по его ремонту, однако каких-либо доказательств, подтверждающих что ремонт данного участка трубопровода был окончен, суду представлено не было. В связи с этим, обязанность у юридического лица получить вышеуказанное заключение на момент проверки еще не возникла, доказательств обратного суду не представлено.

Также ПАО «Т Плюс» вменяется то, что заключение экспертизы промышленной безопасности на документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта «Техническое перевооружение тепломагистрали М-1 от Ульяновской ТЭЦ-1 до ТК-68; участок вдоль здания мастерской» (01.09.21.ИП.ТП-ТС) не зарегистрировано в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности, чем нарушены положения ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 461, п. 462 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, п. 4, п. 40 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420.

Вместе с тем, анализ данных норм законодательства показал, что в них подобная обязанность хозяйствующего субъекта отсутствует. При этом, иных норм, содержащих данную обязанность, в протоколе не приведено.

Кроме того, в вину ПАО «Т Плюс» вменяется отсутствие решения о вводе в эксплуатацию участка вышеуказанного трубопровода и нарушение в связи с этим ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 212 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536.

Однако, вышеприведенные нормы Закона № 116-ФЗ такую обязанность напрямую не содержат, а в п. 212 вышеприведенных Правил закреплено, что решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, указанного в пункте 3 настоящих ФНП, должно приниматься руководителем (или уполномоченным им должностным лицом) эксплуатирующей организации (обособленного структурного подразделения) и оформляться на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией.

Вместе с тем, как уже было указано выше, каких-либо доказательств, подтверждающих что ремонт данного участка трубопровода был окончен, суду представлено не было. В связи с этим, обязанность у юридического лица принимать решение о вводе в эксплуатацию вышеуказанного участка трубопровода также еще не наступила, доказательств обратного суду не представлено.

При изложенных данных и с учетом приведенных выше положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ невозможно прийти к выводу о том, о наличии в бездействии ПАО «Т Плюс» состава вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ в отношении ПАО «Т Плюс» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Т Плюс» по ст. 9.1 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано через Ленинский районный суд г. Ульяновска в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья И.Г. Ефремов