ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1058/19 от 07.06.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5-1058/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Якутск 07 июня 2019 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Луковцев А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Якутский гуманитарный институт», ИНН <***>, юридический адрес: <...>,

установил:

____ 2019 года главным специалистом-экспертом отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица АНО ОВО «Якутский гуманитарный институт» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Представитель Рособрнадзора в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель АНО ОВО «Якутский гуманитарный институт» ФИО2 с протоколом не согласился, вину оспаривал.

Выслушав пояснения участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 28 февраля 2019 г. в ходе плановой документарной проверки в отношении АНО ОВО «Якутский гуманитарный институт» обнаружены нарушения пп. «г», «д», «ж», «к», п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 (далее - Положение).

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно п. 6 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, помимо прочего:

- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подп. "а" п. 6);

- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами (подп. "б" п. 6);

- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (подп. "д" п. 6);

- наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подп. "ж" п. 6);

- наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подп. "з" п. 6).

В соответствии с ч. 9 п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится, в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.

По результатам проверки установлено, что АНО ОВО «Якутский гуманитарный институт» осуществляет образовательную деятельность по вышеуказанному адресу с грубым нарушением лицензионных требований:

- в нарушение подп. "г" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности отсутствует самостоятельно разработанные утвержденные дополнительные образовательные программы, право реализации которых предусмотрено приложением №1.1 лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, соответствующих требованиям части 5 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; также отсутствует самостоятельно разработанные утвержденные основные профессиональные образовательные программы высшего образования – программ бакалавриата по направлениям подготовки: 38.03.0 Экономика (направленность (профиль) программы бакалавриата – «Общий»; виды профессиональной деятельности: расчетно-экономическая; аналитическая, научно-исследовательская; расчета-финансовая); 38.03.02 Менеджмент (направленность (профиль) программы бакалавриата – «Общий»; виды профессиональной деятельности : организационно-управленческая, информационно-аналитическая, предпринимательская); 40.03.01 Юриспруденция (направленность (профиль) программы бакалавриата – «Общий»; виды профессиональной деятельности: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная\, экспертно-консультационная), соответствующих требованиям законодательства РФ в сфере образования;

- в нарушение подп. "д" п. 6 Положения о лицензировании к осуществлению образовательной деятельности отсутствует в штате или не привлечены на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, соответствующих требованиям ч.1 ст.46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

- в нарушение подп. "ж" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления образовательной деятельности;

- в нарушение подп. "к" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности отсутствуют научные работники, согласно требованиям ч.1 ст.50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Указанные нарушения отражены в акте проверки от ____ 2019 г. N 27/Л/З.

Обстоятельства совершения АНО ОВО «Якутский гуманитарный институт» административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ____.2019 г., актом проверки, экспертным заключением от ____.2019 г., предписанием от ____.2019 г. и другими материалами дела.

Таким образом, совокупностью изложенных доказательств, оцененных по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о совершении АНО ОВО «Якутский гуманитарный институт» правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм КоАП РФ, влекущих прекращение по делу об административном правонарушении, судом не установлено и в материалах дела не имеется.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, предусмотренное санкцией части 3 ст.19.20 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа суд полагает возможным изменить на предупреждение, поскольку оно является наиболее соразмерным характеру совершенного административного правонарушения, степени вины нарушителя, принимая во внимание следующее.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

АНО ОВО «Якутский гуманитарный институт» ранее к административной ответственности не привлекалось, причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинение имущественного вреда не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в данном случае административное правонарушение совершено юридическим лицом при наличии обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Автономную некоммерческую образовательную организацию высшего образования «Якутский гуманитарный институт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

На постановление может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней с момента вручения или получения копии постановления.

Судья: п/п А.А. Луковцев