ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1058/2021 от 29.01.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1058/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

29 января 2021 г. 180007, <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Грачева Н.Ю., при секретаре Тимофеевой Я.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

ФИО1, *

УСТАНОВИЛ:

23 января 2021 г. в 14 час. 05 мин. гражданин ФИО1, находясь в месте массового скопления людей на территории Детского парка у памятника «Княгине Ольги» по адресу: <...> напротив дома № 15, являясь участником публичного мероприятия в форме митинга (шествие) без подачи в установленном ФЗ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядке уведомления о проведении публичного мероприятия выкрикивал слово «Позор», не выполнил законные требования сотрудников органов внутренних дел в части прекращения проведения и участия в митинге, чем нарушил п.1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 и его защитник адвокат Мартынова Т.Г. не согласились с протоколом об административном правонарушении, полагали, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения. ФИО1 пояснил, что 23.01.2021 участвовал в публичном мероприятии, находился около памятника «Княгиня Ольга», выкрикивал слово «Позор». Однако общественный порядок не нарушал, полагал свое задержание незаконным.

Старший оперуполномоченный отдела полиции № 2 УМВД России по г. Пскову ФИО2, составивший протокол об административном правонарушении, пояснил, что из имеющегося в отделе полиции видеофайла следовало, что ФИО1 23.01.2021 находился около памятника «Княгиня Ольга» на публичном мероприятии, выкрикивал слово «позор», не реагировал на призыв сотрудника полиции разойтись. Затем ФИО1 вместе с другими гражданами двинулся, был задержан у памятника А.С. Пушкина и доставлен в отдел полиции № 2.

В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В Федеральном законе о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей.

Таким образом, не допускается проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).

Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Частью 1 ст.6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ подтверждается:

-протоколом об административном правонарушении от 26.01.2021 в отношении ФИО1

-рапортом УУП ОП № 2 УМВД России по г. Пскову от 23.01.2021 о доставлении ФИО1 23.01.2020 в отдел полиции.

-фотоматериалами, из которых следует, что гражданин ФИО1 стоит в группе значительного числа граждан на территории Детского парка у памятника «Княгине Ольги».

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3, занимающий должность заместителя командира конвойной роты УМВД России по г. Пскову, пояснил, что 23.01.2021 был назначен старшим группы № 4 конвоирования и задержания для обеспечения правопорядка в ходе несанкционированного публичного мероприятия. Он непосредственно наблюдал, как был задержан гражданин, присутствующий в данном судебном заседании, за участие в несанкционированном публичном мероприятии, поскольку у него приметная внешность, светлые волосы, на нем была шапка яркого цвета. Он также видел этого гражданина около памятника «Княгиня Ольга».

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, с участием ФИО1, которому разъяснены его права и обязанности, копия протокола вручена ФИО1

Не доверять обстоятельствам, изложенным в протоколе об административном правонарушении, рапорте, показаниям свидетеля, оснований не имеется. При оценке представленных материалов судья также исходит из прецедентной практики Европейского Суда, которая учитывает презумпцию добросовестности со стороны государства и его органов.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья признает их допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными, свидетельствующими о том, что ФИО1 23.01.2021 являлся участником несанкционированного публичного мероприятия, требования сотрудников правоохранительных органов прекратить участие в публичном мероприятии в форме митинга проигнорировал, продолжил нарушать требования п.1 ч.3 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно, целенаправленно продолжал свое участие в публичном мероприятии,

покинуть место проведения митинга не предпринимал, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.

При назначении наказания судья учитывает характер и общественную опасность совершенного правонарушения, способствующего созданию условий для совершения участниками несанкционированного мероприятия правонарушений против общественного порядка и управления, игнорирования законных распоряжений сотрудников правоохранительных органов, данные о личности ФИО1, который ранее не привлекался к административной ответственности, имеет ежемесячный доход.

Смягчающих и отягчающих обстоятельств не установлено.

Судья также учитывает, что ФИО1 участвовал в несанкционированном публичном мероприятии в период действия ограничительных мероприятий, введенных на территории Псковской области указом Губернатора Псковской области от 15.03.2020 № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым, в том числе, установлен запрет на проведение публичных мероприятий.

Указанное обстоятельство повышает общественную опасность совершенного ФИО1 правонарушения, поскольку создает условия, способствующие совершению правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергает граждан опасности заражения короновирусной инфекцией.

С учетом изложенного, судья полагает, что назначение наказания в виде штрафа будет отвечать целям наказания, установленным в ст. 3.1 КоАП РФ.

/ У

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.

Штраф оплатить по реквизитам:

УФК по Псковской обл. (ОП №2 УМВД России по городу Пскову, л/с <***>), р/с <***>, Отделение по ПО СЗГУ Центрального банка РФ Отделение Псков, ИНН <***>, КПП 602701001, ОКТМО 58701000, БИК 045805001, КБК 18811601201019000140, УИН 18880360210011298304.

В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Предоставить квитанцию об уплате штрафа в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.Ю. Грачева