Дело № 5-105/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
2 сентября 2020 года пгт Эгвекинот
Судья Иультинского районного суда Чукотского автономного округа Пеннер И.А., с участием защитника юридического лица Бутова Н.Н., рассмотрев в расположении Иультинского районного суда по адресу: ул. Комсомольская, д. 4, пгт. Эгвекинот Иультинского района Чукотского автономного округа, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ), в отношении юридического лица – Непубличного акционерного общества «Чукотская торговая компания», ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированного в качестве юридического лица 16.05.1994, расположенного по адресу: 689202, Чукотский автономный округ, Иультинский район, пгт. Эгвекинот, ул. Ленина, д. 12,
у с т а н о в и л:
из Дальневосточного управления Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее ДВУ Госморнадзора) в Иультинский районный суд Чукотского автономного округа поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении Непубличное акционерное общество «Чукотская торговая компания» (далее АО «ЧТК»).
Как следует из протокола об административном правонарушении № <...> от 07.07.2020, составленного старшим государственным инспектором отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов ДВУ Госморнадзора П.В.В. АО «ЧТК» 25 июня 2020 года в 22 часа 20 минут по месту нахождения юридического лица (месту осуществления деятельности) в п. Эгвекинот, расположенного по ул. Ленина, д. 12, в нарушение подпункта 2 части 1, части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), пункта 20 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании), осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортном, морским транспортом пассажиров, выразившееся в осуществлении в вышеуказанный период времени перевозки пассажира на борту судна «ЗАЛИВ КРЕСТА» (ИМО 8912508), принадлежащего юридическому лицу АО «ЧТК» на праве собственности, из порта Сабетта в порт Архангельск в количестве 1 человека - П.Д.А., чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Законный представитель АО «ЧТК», извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив в судебное заседание своего защитника Бутова Н.Н., действующего на основании доверенности, который вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, не признал, указав, что в рамках заключенного договора возмездного оказания услуг от 30.03.2020 № <...> между ООО «Норд Сюрвей Групп» и ООО ТК «Петро Трейд» о предоставлении сюрвейерских услуг ООО ТК «Петро Трейд» письмом № <...> от 08.06.2020 обратилось к АО «ЧТК» с просьбой принять на борт для проведения замеров груза в береговых и судовых резервуарах при погрузке на рейс и выгрузке судна в пункте назначения, а также сопровождения груза во время пути рейса порт Сабетта – порт Архангельск сюрвейера П.Д.А.. При подаче документов инспектору портового контроля на отход судна в порту Сабетта вышеуказанный специалист (сюрвейер) компании ООО ТК «Петро Трейд» в соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах» был зачислен в список пассажиров как представитель груза и его обязанности в данном случае были прописаны в Договоре возмездного оказания услуг от 12.06.2020 № <...>, заключенного между ООО «Норд Сюрвей групп» и самим П.Д.А. Данная информация была внесена в информационную систему государственного портового контроля (Роrtkall). Полагают, что при составлении протокола сотрудник ДВУ Госкомнадзора пришел к ошибочному выводу о том, что АО «ЧТК» оказывало услугу по перевозке пассажира. ООО ТК «Петро Трейд» в своём письме от 08.06.2020 № <...> просило принять и разместить сюрвейера П.Д.А.. не в качестве пассажира, а в качестве специалиста, в обязанности которого входит проведение замеров груза в береговых и судовых резервуарах при погрузке на рейс и выгрузке с судна в пункте назначения, а также сопровождения груза во время пути. АО «ЧТК» не заключало договоры морской перевозки пассажиров ни с сюрвейером П.Д.А. ни с каким-либо иным лицом. Ни ООО ТК «Петро Трейд», ни сам П.Д.А.. не уплачивали провозную плату, АО «ЧТК» не выдавало билета и багажной квитанции. П.Д.А.. подпадает под статус иного лица, выполняющего на судне соответствующие обязанности, в связи с чем, в силу пунктом «е» Правила 2 части А главы I Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года не является пассажиром. Судно «Залив Креста» является нефтеналивным грузовым судном и не предназначено для оказания услуг по перевозке пассажиров. Согласно Положению о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом именно пассажиров. Из этого следует, что АО «ЧТК» не осуществляло перевозку внутренним водным транспортом либо морским транспортом пассажиров и в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. При этом, со специалистом (сюрвейером) П.Д.А. были проведены все необходимые инструктажи, которые обязаны проходить лица, выполняющие на судне какие-либо работы (оказывающие услуги). На основании изложенного, просит производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении АО «ЧТК» прекратить.
Выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Часть 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с абз. 3 части 1, абз. 2 части 3 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования определяется указанным законом, а также Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193.
Согласно статье 2 названного Закона лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193, лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
Согласно части 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии со статьей 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
В силу части 1 статьи 177 КТМ РФ по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдаче багажа и плату за провоз багажа. Пассажиром является физическое лицо, заключившее договор морской перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна (часть 2 статьи 177 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Согласно статье 179 КТМ РФ заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Таким образом, обязательными признаками перевозки пассажира являются уплата провозной платы, выдача перевозчикам билета и сама перевозка пассажира в пункт назначения.
Таким образом, обязательными признаками перевозки пассажира являются уплата провозной платы, выдача перевозчиком билета и сама перевозка этого пассажира в пункт назначения.
В соответствии с пунктом «е» Правила 2 части А главы I Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года пассажир - всякое лицо, за исключением капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих либо выполняющих на судне какие-либо обязанности, связанные с деятельностью этого судна.
Согласно пунктам «f», «g» Правила 2 части А главы I указанной Международной конвенции пассажирским судном является судно, перевозящее более двенадцати пассажиров; грузовое судно - любое судно, не являющееся пассажирским.
В материалы дела в подтверждение факта совершения АО «ЧТК» вышеуказанного административного правонарушения представлены: копия свидетельства о праве собственности на судно «ЗАЛИВ КРЕСТА», согласно которому оно находится в собственности АО «ЧТК», указан тип судна - нефтеналивное; копия документа о соответствии, выданного на основании положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1947 г., с поправками по уполномочию Правительства Российской Федерации Российским морским регистром судоходства, АО «ЧТК» от 28.05.2020, которым удостоверяется, что система управления безопасностью (СУБ) судоходной организации освидетельствована и что СУБ судоходной организации соответствует требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), в отношении предъявленных к типу(ам) судов; копия заявления на выход из порта № <...> порт Сабетта от 25.06.2020, в котором указано количество членов экипажа 20 человек и количество пассажиров – 1; копия разрешения на выход судна из морского порта Сабетта № <...>, выданное 25.06.2020, указано количество пассажиров – 1; копия списка пассажиров на судне «ЗАЛИВ КРЕСТА» от 25.06.2020, в котором указан П.Д.А., должность – представитель груза; копия заявления на заход в порт № <...>/А Порт Архангельск от 30.06.2020, судно «ЗАЛИВ КРЕСТА», указано количество пассажиров - 1; копия списка пассажиров судна «ЗАЛИВ КРЕСТА» от 30.06.2020, где указан П.Д.А..
Кроме того, защитником АО «ЧТК» в материалы дела представлены: копия договора возмездного оказания услуг от 30.03.2020, заключённого между ООО «Норд Сюрвей Групп» и ООО ТК «Петро Трейд» о предоставлении сюрвейерских услуг; копия договора возмездного оказания услуг № <...> от 12.06.2020, заключённого между ООО «Норд Сюрвей Групп» и П.Д.А.А., согласно которому исполнитель обязался оказывать заказчику следующие услуги: замер танков танкеров и ж/д цистерн, подсчёт количества груза, отбор проб; копия письма ООО ТК «Петро Трейд» № <...> от 08.06.2020, согласно которому ООО ТК «Петро Трейд» обратилось к АО «ЧТК» с просьбой принять на борт судна «ЗАЛИВ КРЕСТА» для проведения замеров груза в береговых и судовых резервуарах при погрузке на рейс и выгрузке с судна в пункте назначения, а также сопровождения груза во время пути рейса порт Саббета – порт Архангельск, сюрвейера П.Д.А.; выписки из журналов по инструктажу экипажа на рабочем месте, в которых П.Д.А.. указан как лицо, прошедшее инструктаж совместно с членами экипажа судна, должность представитель груза.
Из вышеприведенных доказательств следует, что АО «ЧТК» не заключало с П.Д.А. договора морской перевозки пассажира. ООО ТК «Петро Трейд» просило АО «ЧТК» принять на борт не пассажира, а представителя груза, в обязанности которого входило проведение замеров груза в береговых и судовых резервуарах при погрузке на рейс и выгрузке с судна в пункте назначения, а также сопровождения груза во время пути. П.Д.А.. никому не уплачивал провозную плату, АО «ЧТК» не выдавало ему билет. Судно «ЗАЛИВ КРЕСТА», на котором в качестве представителя груза присутствовал П.Д.А. не является пассажирским судном и не предназначено для перевозки пассажиров. П.Д.А. не являлся пассажиром в соответствии с положением статей 784, 786 ГК РФ, статьи 177 КТМ РФ, пункта «е» Правила 2 части А главы I Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года. П.Д.А. являлся иным лицом, помимо членов экипажа, выполняющим на судне определенные обязанности.
Таким образом, по делу не доказан факт осуществления АО «ЧТК» деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, прихожу к выводу о прекращении производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Непубличного акционерного общества «Чукотская торговая компания» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, либо опротестовано прокурором в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в Иультинский районный суд Чукотского автономного округа, либо непосредственно в суд Чукотского автономного округа.
Судья И.А. Пеннер