Дело №5-105/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
25 мая 2018г. г.Липецк
Судья Правобережного районного суда г.Липецка Дробышева Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «ФИО7»,
УСТАНОВИЛ:
27.04.2018г. по результатам проведенной проверки Липецким межрайонным природоохранным прокурором в отношении ООО «ФИО8» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ. Состав административного правонарушения определен как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с опасными веществами – сточными водами, сбрасываемыми ООО «ФИО9» в контрольный колодец №1-1, расположенный по адресу: г.Липецк, ул.<адрес>», в которых в нарушение Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №644, и нормативов, утвержденных постановлением администрации г.Липецка от 29.11.2016г. №2140, установлены превышения содержания загрязняющих опасных веществ: железа, свинца и цинка.
В судебном заседании старший помощник прокурора Смирнов А.А. изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении доводы поддержал.
Представитель ООО «ФИО10» ФИО1, ФИО2, ФИО3 вину в совершении вменяемого правонарушения признали, объяснив, что на момент рассмотрения дела судом превышений установленных нормативов загрязняющих веществ в сточных водах не допускается, выявленное нарушение устранено.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Как следует из материалов дела, 20.01.2014г. между ОАО «ЛГЭК» и ООО «ФИО11» (Абонент) заключен договор водоотведения, по условиям которого ОАО «ЛГЭК» осуществляет прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, а Абонент обязуется соблюдать режим и нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод…
В результате проведенной 29.03.2018г. АО «ЛГЭК» проверки результатов отбора сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения по адресу: г.Липецк, <адрес>, выявлены превышения содержания загрязняющих веществ: железа, свинца и цинка.
Возбуждая дело об административном правонарушении, прокурор исходил из нарушения Обществом правил обращения с опасными веществами, которые содержатся в сточных водах, а именно Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №644, и нормативов, утвержденных постановлением администрации г.Липецка от 29.11.2016г. №2140.
Действительно, согласно п.113 Правил значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Согласно же п.114 Правил, организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон (п.114 Правил).
Таким образом, законодатель допускает возможность превышения с учетом установления определенных значимых обстоятельств.
Вместе с тем, в Российской Федерации все потенциально опасные химические и биологические вещества подлежат включению в Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ на основании Постановления Правительства РФ от 20.07.2013 г. N 609 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ", который ведет соответствующее федеральное бюджетное учреждение здравоохранения, находящееся в ведении Роспотребнадзора.
При этом, согласно п.6 Положения о ведении регистра содержащаяся в регистре информация может использоваться в целях осуществления: государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальных веществ (соединений) природного или искусственного происхождения, способных в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду, предусмотренных разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, либо техническими регламентами Таможенного союза.
Таким образом, для признания вещества опасным предусмотрен определенный порядок его признания таковым.
Действительно, обнаруженные в составе сточных вод вещества включены в регистр. Однако признание их таковыми осуществлено применительно к каждому веществу в отдельности, исходя, в частности, из области применения вещества, оценки опасности веществ для здоровья человека и окружающей среды с учетом физико-химических, токсикологических и экотоксикологических свойств; установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ в объектах окружающей среды, в том числе в объектах среды обитания человека, а также на основании данных о разработанных защитных мерах по предотвращению вредного воздействия веществ на здоровье человека и окружающую среду, в том числе условиях их утилизации и уничтожения.
Таким образом, содержание таких веществ в сточных водах автоматически не придает последним статус «опасного вещества» без его непосредственного включения в Регистр.
Указанный вывод очевиден и исходя из понятия «сточных вод», закрепленного в п.п.19 ст.1 Водного кодекса РФ, согласно которому сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади, а также в ГОСТ 30772-2001, согласно которому сточные воды - жидкие сбросы населенных пунктов с примесью атмосферных и производственных вод (п.3.42).
При этом, статья 56 Водного кодекса РФ запрещает сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, предоставляя, однако, как следует из положений ст.11 ВК РФ, водные объекты в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта для сброса сточных вод.
Таким образом, учитывая закрепленный законодателем порядок в области обращения со сточными водами, порядок признания вещества опасным, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отнесения сточных вод к «опасным веществам» и, соответственно, исходя из содержания объективной стороны вменяемого правонарушения, оснований для вывода о наличии в действиях ООО «ФИО12» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, производство по делу в соответствии с п.п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст.24.5,29.9,29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ФИО13» за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г.Липецка в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья /подпись/ Т.В.Дробышева