ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1063/17 от 09.10.2017 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1063/17

Резолютивная часть постановления оглашена «09» октября 2017 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Псковского городского суда Псковской области Кашаев Б.В.,

при секретаре Рыжовой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), зарегистрированного по адресу: <данные изъяты> ранее привлекавшегося к административной ответственности за нарушение таможенных правил,

Установил:

**.** 2017 года в ** минут в составе поезда №** на таможенную территорию таможенного союза в ПЗТК таможенного поста ЖДПП П Псковской таможни прибыл товар, находящийся в вагоне №**.

При прибытии товара перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» в таможенный орган были представлены товаросопроводительные документы на вагон №**, а именно: <данные изъяты>

Согласно представленным товаросопроводительным документам отправитель товара - А; получатель товара – <данные изъяты> Заявленный товар: <данные изъяты>

**.** 2017 года было произведено взвешивание железнодорожного вагона №** с товаром. Согласно акта общей формы №** от **.** 2017 года общий фактический вес брутто перемещаемого товара составляет 83800 кг, тара 26900, вес нетто 56900 кг, что на 33411 кг больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах, предъявленных перевозчиком для таможенного контроля при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.

В этот же день было принято решение о применении меры по минимизации рисков 109 (таможенный досмотр) зонального профиля риска и выдано поручение на таможенный досмотр №**. В связи с чем, **.** 2017 года вышеуказанный железнодорожный вагон был предъявлен к досмотру.

В результате проведенного таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отделении перемещается товар незаявленный в товаросопроводительных документах по наименованию, а именно: <данные изъяты>

Также выявлен товар, количество которого по штукам и по грузовым местам, превышает количество, заявленное в ТСД, а именно: <данные изъяты>

Также выявлено превышение по количеству грузовых мест: <данные изъяты>

**.** 2017 года на таможенный пост ЖППП П ООО Т были поданы откорректированные товаросопроводительные документы на товар, перемещаемый в железнодорожном вагоне №**, а именно: <данные изъяты>

Согласно поданным документам, вес брутто товара <данные изъяты>

По результатам административного расследования таможенным органом в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и на товар - «шины пневматические», бывшие в употреблении, различных размеров и производителей, без упаковки в количестве 78 штук применена мера обеспечения – арест.

Представитель ОАО «РЖД» С в судебном заседании вину Общества в совершении административного правонарушения не признал. По обстоятельствам дела пояснил, что вагон №** прибыл на станцию Себеж Октябрьской железной дороги **.** 2017 года поездом №** в ** час ** минут. Товаросопроводительные документы были оформлены грузоотправителем, погрузка вагона и наложение ЗПУ производилось на территории Литвы, без привлечения работников ОАО «РЖД». Таким образом, ОАО «РЖД» в погрузочных мероприятиях не участвовало, и реальной возможности убедиться в достоверности указанных в железнодорожных документах сведений не имело. После пересечения таможенной границы перевозчиком ОАО «РЖД» вагон в пункте пропуска был предъявлен таможенному органу в неизменном состоянии, факт целостности пломб таможенным органом не оспаривается. Перевозка груза осуществлялась в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном. В соответствии с § 1 и § 2 ст. 11 данного Соглашения на грузоотправителя возложена обязанность приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза. Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. В соответствии с данным Соглашением отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной, а также несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений. В соответствии Уставом железнодорожного транспорта и Соглашением о международном железнодорожном сообщении у перевозчика – ОАО «РЖД» отсутствует возможность осуществления проверки достоверности сведений внесенных в товаросопроводительные документы. Просил в соответствии со ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Псковской таможни Б в судебном заседании, полагал, что вина перевозчика ОАО «РЖД» доказана материалами дела. Перевозка и приемка груза перевозчиком ОАО «РЖД» осуществлялась в соответствии с положениями действующего международного договора в области железнодорожных перевозок – Соглашения о Международном железнодорожном грузовом сообщении (далее СМГС), которое регулирует гражданско-правовые отношения между участниками перевозочного процесса. В соответствии со ст. 23 СМГС перевозчик имеет право проверить соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. ОАО «РЖД», осуществляя профессиональную деятельность по перевозке грузов, должно было таким образом планировать проведение предварительных операций, к которым относится и приемка товаров к перевозке, до представления таможенному органу документов, чтобы избежать нарушения требований законодательства ТС.

Судья, заслушав объяснения участников процесса и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Часть 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто товаров и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных документов.

Согласно п.2 примечания гл.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения.

Из пп. 21 п. 1 ст. 4 Таможенного Кодекса Таможенного Союза следует, что перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Согласно п. 1 ст. 96 Таможенного Кодекса Таможенного Союза товары при ввозе их на таможенную территорию Таможенного союза находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Таможенный контроль, предусмотренный главой 15 данного Кодекса производится путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра товаров.

В силу пункта 1 статьи 158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 159 ТК ТС при международной перевозке железнодорожным транспортом обязанностью перевозчика является представление сведений, в том числе о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах).

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из обстоятельств перевозки, приемка груза перевозчиком ОАО «РЖД» осуществлялась в соответствии с положениями действующего международного договора в области железнодорожных перевозок – Соглашения о Международном железнодорожном грузовом сообщении (далее СМГС) от «01» ноября 1951 года.

В силу § 1 ст. 16 Соглашения о Международном железнодорожном грузовом сообщении правильность сведений и заявлений, указанных в накладной, обеспечивает отправитель, который несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.

Согласно § 2 ст. 22 СМГС перевозчик не обязан проверять правильность сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной.

Согласно п. 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС от «01» ноября 1951 года, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие и исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. Перевозчик не проверяет количество мест, массу и состояние груза.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от «10» января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной.

Пунктом 80.1 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Министерства транспорта РФ от «07» декабря 2016 г. № 374 установлено, что прием к перевозке грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов (проверяется исправность ЗПУ, оттиски ЗПУ и соответствие их данным, указанным в накладной, закруток, состояние крышек люков и стенок, пола, крыши вагона).

Согласно ст.223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись; не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Как установлено в судебном заседании, груз был принят ОАО "РЖД" к перевозке от Литовской железной дороги по процедуре международных перевозок в соответствии с названным выше Соглашением от «01» ноября 1951 г., которым и предусмотрены права и обязанности перевозчика и грузоотправителя, на основании документов, составленных грузоотправителем – А, г. Вильнюс Литва, и перемещался через таможенную границу Российской Федерации за исправными пломбами грузоотправителя.

Таким образом, ОАО «РЖД» товаросопроводительные документы не оформляла и никакие сведения в них не вносила.

Наличие в вагоне товара, не указанного в товаротранспортных документах, его взвешивание, не могло быть установлено без повреждения средств идентификации. Кроме того, достаточных доказательств недостоверности заявления веса брутто товаров материалы дела не содержат, одно лишь указание на применение расчетного метода, которым определено превышение веса товара на 3341 кг. является недостаточным. Представителем перевозчика - ОАО «РЖД» не заявлено сведений в отношении товара, которые не соответствовали бы товаротранспортным документам, а материалами дела, в том числе актом таможенного досмотра №** от **.** 2017 года, установлено, что вагон повреждений и попыток взлома не имеет, пломбы отправителя не нарушены.

Требованиями Таможенного кодекса Таможенного союза также определена обязанность перевозчика обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись.

Следовательно, право проверки перевозчиком достоверности сведений, указанных в транспортных железнодорожных накладных, ограничено визуальным осмотром вагонов либо взвешиванием без нарушения пломб отправителя, что не позволяет перевозчику точно определить наименование и вес товара. Доказательств того, что ОАО "РЖД" знало о недостоверности сведений в представляемых им таможне документах либо скрывала достоверные сведения не имеется.

Поскольку представители ОАО «РЖД» в погрузке товара не участвовали, досмотр товара ими не производился, при проведении таможенного досмотра запорно-пломбировочные устройства были в исправном состоянии, суд приходит к выводу, что у ОАО «РЖД» отсутствовала реальная возможность убедиться в достоверности сведений, указанных грузоотправителем в товаросопроводительных документах, что свидетельствует об отсутствии вины перевозчика в совершении административного правонарушения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Поскольку вина ОАО «РЖД» не установлена, производство по делу в отношении указанного юридического лица подлежит прекращению.

Изъятый в ходе таможенного контроля товар, являющийся предметом административного правонарушения, в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 Кодекса подлежат обращению в доход государства.

Издержек по делу об административном правонарушении нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,

Постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изъятый в ходе таможенного контроля товар, являющийся предметом административного правонарушения – «шины пневматические», бывшие в употреблении, различных размеров и производителей, без упаковки в количестве 78 штук общим весом 592,80 кг. передать в собственность государства.

Возложить на Псковскую таможню обязанность передать изъятые в ходе таможенного контроля вышеуказанные товары территориальному органу Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии мотивированного постановления.

Судья: Б.В. Кашаев