ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1064/18 от 27.08.2018 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 5-1064/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Волгоград 27 августа 2018 года

Судья Центрального районного суда г.Волгограда Кудрявцева А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.14 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного учреждения «Материально-хозяйственная С.»,

с участием представителя МКУ «Материально-хозяйственная С.» ФИО1, представителя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО2,

установил:

в Центральный районный суд г.Волгограда из Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Красноармейскому, Кировскому и Советскому районам Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Волгоградской области (ОНДиПР по Красноармейскому, Кировскому и Советскому районам ОНДиПР по г.Волгограду УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области) поступил административный материал в отношении Муниципального казенного учреждения «Материально-хозяйственная служба», по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как усматривается из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении от 06.07.2018 №008-42/2018/1, при проведении внеплановой проверки в отношении Муниципального казенного учреждения «Материально-хозяйственная служба» на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору от 23.05.2018 №006/47 установлено, что в здании и помещениях МКУ «Материально-хозяйственная служба», расположенных по адресу: <...>, выявлены нарушения требований Федерального закона № 69 от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», допущенные юридическим лицом МКУ «Материально-хозяйственная служба», которое вопреки обязанности установленной ст. 37 " ФЗ № 69- ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» не выполнило в полном объеме в установленный срок (до 01.06.2018 года) законное предписание «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности» № 006/105/1/1 от 25.12.2017 года, а именно:

- помещения, расположенные на 4 этаже здания: не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок его работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ);

- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 38 табл. 3 НПБ 110- 03);

- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 15 табл. 2 НПБ 104-03).

Помещения, расположенные на 3 этаже здания:

- дверные полотна, отделяющие помещение лестничной клетки (№ 2 по техпаспорту здания) от общих коридоров не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (п. 62 Правил противопожарного режима в РФ, 6.18 СНиП 21-01-97*);

- не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок его работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ );

- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации ( п. 38 табл. 3 НПБ 110-03);

- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 15 табл. 2 НПБ 104-03).

Помещения, расположенные на 2 этаже здания:

- не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок его работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ);

- дверные полотна, отделяющие помещение лестничной клетки (№ 44,53 по техпаспорту здания) от общих коридоров не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (п. 62 Правил противопожарного режима в РФ, 6.18 СНиП 21-01-97*);

- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 38 табл. 3 НПБ 110-03);

- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 15 табл. 2 НПБ 104-03).

Помещения, расположенные на 1 этаже здания:

- Помещения (помещение № 4 по техпаспорту здания 88,7 м.кв.), не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 38 табл. 3 НПБ 110-03).

Помещения, расположенные в цокольном этаже здания:

- не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок его работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ);

- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 38 табл. 3 НПБ 110-03);

- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 15 табл. 2 НПБ 104-03).

Помещения, расположенные в подвальном этаже здания:

- помещения, используемые для хранения транспортных средств (гараж) не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 25.1 табл. 3 НПБ 110-03);

- помещения, используемые для хранения транспортных средств (гараж) не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции, ч. 11 ст. 85 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года; п.п. 3 п. 7.2 СП 7.13130.2013.

Помещения большого и малого актовых залов:

- для отделки стен зальных помещений (большой и малый актовые залы - №№ 42 и 50 (соответственно) по техпаспорту 4 этаж здания) применен декоративно-отделочный материал - стеновые панели на основе древесно-волокнистых плит, с показателями пожарной опасности, превышающими допустимые ч. 6 ст. 134 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года;

- помещения большого и малого актовых залов (№№ 42 и 50 (соответственно) по техпаспорту 4 этаж здания) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в полном объеме согласно требований (п. 38 табл. 3 НПБ 110-03; п. 15 табл. 2НПБ 104-03).

Срок устранения нарушения, установленный в предписании закончился - 01.06.2018 года.

Исходя из вышеизложенного в действиях (бездействии) юридического лица – МКУ «Материально-хозяйственная служба» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель МКУ «Материально-хозяйственная служба» ФИО1 возражала против привлечения к административной ответственности, указав, что 29 января 2018 года постановлением мирового судьи судебного участка № 118 Волгоградской области МКУ «Материально-хозяйственная служба» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей. 09.08.2018 решением Центрального районного суда г. Волгограда постановление мирового судьи судебного участка № 118 Волгоградской области от 29.01.2018 оставлено без изменения. 27 августа 2018 года не согласившись с постановлением мирового судьи от 29.01.2018, решением Центрального районного суда г. Волгограда от 09.08.2018, подана жалоба в Волгоградский областной суд. Поскольку решение по жалобе на данный момент не принято, постановление по делу об административном правонарушении по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ не вступило в законную силу, в связи с чем, дело об административном правонарушении по ч. 14 ст. 19.5 подлежит прекращению. Кроме того, проверка также проводилась в отношении юридического лица – администрации Советского района Волгограда, с участием работников администрации Советского района Волгограда, которой также было выдано предписание № 52/1/1 от 26 мая 2017 г. В ходе проверки выявленные нарушения перечислены со ссылкой на Правила противопожарного режимы, с указанием срока устранения выявленных нарушений, однако разграничение обязанностей с МКУ «Материально-хозяйственная служба» в данном предписании отсутствовало. Администрация Советского района Волгограда была привлечена к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП, за неисполнение данного предписания, постановлением мирового судьи судебного участка № 109 от 14.02.2018г. по делу № 5-109-42/18 объявлено устное замечание, она освобождена от административной ответственности в связи с малозначительностью. 29 января 2018 г. постановлением мирового судьи судебного участка №118 МКУ «Материально-хозяйственная служба» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей за
невыполнение того же предписания.

Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Волгограду Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании настаивал на привлечении МКУ «Материально-хозяйственная служба» к административной ответственности, полагал вину МКУ «Материально-хозяйственная служба» доказанной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленный материал, суд приходит к следующему.

Частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

В соответствии с ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности в сфере государственного контроля и надзора.

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, решения, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль или надзор, об устранении нарушений законодательства, выявленных упомянутым органом самостоятельно либо ставших ему известными.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истек установленный срок для исполнения того или иного предписания, оно совершается путем бездействия.

Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, выступают граждане, индивидуальные предприниматели, которые несут административную ответственность как должностные лица, должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм.

Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 г. руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В качестве доказательств виновности МКУ «Материально-хозяйственная служба» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.14 КоАП РФ, суду представлены:

- протокол №006-42/2018/1 от 06.07.2018 об административном правонарушении;

- акт проверки №006-47 от 06.07.2018;

- предписание №006/105/1/1;

- распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица МКУ «Материально-хозяйственная служба» от 23.05.2018 № 006/47;

- постановление мирового судьи судебного участка № 118 Волгоградской области от 29.01.2018;

- письмо от 04.07.2018;

- выписка ЕГРЮЛ в отношении МКУ «Материально-хозяйственная служба».

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу требований ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы представителя МКУ «Материально-хозяйственная служба» ФИО1 о том, что в отношении администрации Советского района Волгограда выдано аналогичное предписание № 52/1/1 от 26 мая 2017 г., при этом разграничение обязанностей с МКУ «Материально-хозяйственная служба» в данном предписании отсутствует, не являются основанием к освобождению от административной ответственности МКУ «Материально-хозяйственная служба» за допущенные нарушения требований соблюдения пожарной безопасности, выявленные по результатам внеплановой проверки в отношении МКУ «Материально-хозяйственная служба».

Из материалов дела следует, что согласно договору № 26 безвозмездного пользования недвижимым имуществом, закрепленным на праве оперативного управления от 07.02.2018 недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за МКУ «Материально-хозяйственная служба», расположенное по адресу: <...> передано администрации Советского района Волгограда.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочего, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Выданное предписание администрации Советского района 26.05.2018 № 52/1/1, как ссудополучателю в безвозмездное пользование недвижимого имущества, является самостоятельным актом, вынесенным административным органом по результатам проверки, исполнение которого не зависит от исполнения предписания вынесенного в отношении МКУ «Материально-хозяйственная служба», как обладателя на праве оперативного управления указанного недвижимого имущества.

Довод представителя МКУ «Материально-хозяйственная служба» ФИО1 о том, что постановление мирового судьи судебного участка №118 Волгоградской области от 29.01.2018, которым МКУ «Материально-хозяйственная служба» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей, не вступило в законную силу, в связи с чем, МКУ «Материально-хозяйственная служба» не допущено нарушений исполнения предписания, суд признает несостоятельным, поскольку основано на неверном толковании норм права, ввиду следующего.

Статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ предусмотрена возможность обжалования постановления мирового судьи от 29.01.2018 в районный суд.

Возможность обжалования в таком же порядке решения вышестоящего суда статья 30.9 КоАП РФ не предусматривает, в связи с чем решение Центрального районного суда г.Волгограда от 09.08.2018 вступило в законную силу немедленно после его вынесения.

Таким образом, 27.08.2018 МКУ «Материально-хозяйственная служба» обжалованы вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении.

При этом, доказательств того, что у МКУ «Материально-хозяйственная служба» отсутствовала возможность соблюдения норм действующего законодательства, по делу не установлено.

Оценив все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что факт невыполнения в срок законного предписания МКУ «Материально-хозяйственная служба» об устранении нарушений пожарной безопасности, в судебном заседании нашел свое подтверждение. Из чего следует, что вина МКУ «Материально-хозяйственная служба» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, полностью подтверждается собранными по делу доказательствами.

При назначении административного наказания судья в соответствии со ст.4.1. КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность МКУ «Материально-хозяйственная служба», судьей по делу не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Также оснований для признания данного правонарушения малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, по делу не имеется.

Вместе с тем, в силу ч.3.2. и ч.3.3. ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая фактические обстоятельства по делу, характер совершенного административного правонарушения и его последствия, финансовое положение юридического лица, судья приходит к выводу, что совокупность приведенных данных позволяют применить к МКУ «Материально-хозяйственная служба» положения ч.ч.3.2. и 3.3. ст.4.1 КоАП РФ, поскольку такой вид наказания, как административный штраф менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, в полной мере будет соответствовать требованиям ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, согласно которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Муниципальное казенное учреждение «Материально-хозяйственная служба», ИНН <***>, КПП 344401001, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Штраф подлежит перечислению не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (статья 20.25 КоАП РФ).

Копия документа, свидетельствующего об уплате штрафа, должна быть представлена в Центральный районный суд г.Волгограда.

Реквизиты получателя платежа: Получатель УФК по Волгоградской области, ИНН <***>, КПП 34401001 (ГУ МЧС), р/с <***>, банк получателя – Отделение Волгоград, БИК 041806001, наименование платежа: Административный штраф за нарушение ППБ, КБК 17711607000016000140, ОКТМО 18701000.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Кудрявцева А.Г.