дело № 5-1067/2021
66RS0001-01-2021-011221-24
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного учреждения культуры «Музей истории Екатеринбурга» (ОГРН <***>, ИНН <***>), расположенного по адресу: <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальным автономным учреждением культуры «Музей истории Екатеринбурга» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.
В Управление государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации поступила информация от муниципального автономного учреждения культуры «Музей истории Екатеринбурга» (далее - МАУК МИЕ) (вх. № от 08.10.2021) о проведении археологического обследования земельного участка (археологическая разведка) с кадастровым номером 66:41:0301011:297 по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.
Объект культурного наследия регионального значения «Особняк статского советника ФИО1», расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, <адрес> (далее - объект), принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСРФР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером №.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден предмет охраны Объекта. Границы территории Объекта утверждены приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№. Зоны охраны Объекта и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждены приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно поступившей информации (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) между МАУК МИЕ и Религиозным духовным управлением мусульман Свердловской области в составе центрального духовного управления мусульман России (ЦРО «РДУМСО в составе ЦДУМР») заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на археологическую разведку в <адрес> с целью наличия или отсутствия объектов культурного наследия на испрашиваемых участках (кадастровый №) по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.
Археологическая разведка данного земельного участка была проведена в сентябре 2021 года, что подтверждается Техническим отчетом о работе по теме: «Археологическое обследование земельного участка (археологическая разведка), планируемого под объект «земельный участок г. Екатеринбург, <адрес>, жилой дом по адресу: <адрес>», направленным в адрес Управления. Согласно статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются, в том числе документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
По результатам осмотра Объекта ведущим специалистом отдела государственного надзора за объектами культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области составлен акт контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого велась съемка. В результате осмотра визуально фиксировались следы проведения земляных работ в границе территории Объекта на западной стороне участка (фото №№ Акта). Также отмечено нарушение целостности ограждения Объекта (отсутствует секция забора), фиксируется захламление территории Объекта отходами с северной части участка (фото №№ Акта).
Согласно информации МАУК МИЕ, поступившей в Управление (вх. 5988от ДД.ММ.ГГГГ), после получения открытого листа № от ДД.ММ.ГГГГ быларазработана проектная документация с обязательным разделом об обеспечениисохранности объекта культурного наследия при проведении археологических полевыхработ. На дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия проектнаядокументация до начала работ «Археологическое обследование земельного участка(археологическая разведка), планируемого под объект «земельный участокг. Екатеринбург, <адрес>, жилой дом по адресу: <адрес>(кадастровый номер 66:41:0301011:297)», на согласование в Управление не поступала. Положительное заключение историко-культурной экспертизы вышеуказанной проектной документации отсутствует.
«Проект мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Особняк статского советника ФИО1», расположенного по адресу Свердловская область, <адрес>, при проведении археологических работ на смежном участке с кадастровым номером 66:41:0301011:235» и «Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Особняк статского советника ФИО1», расположенного по адресу Свердловская область, <адрес> при проведении археологических работ на смежном участке с кадастровым номером 66:41:0301011:235» в Управление поступили ДД.ММ.ГГГГ (вх. №).
Открытый лист № от ДД.ММ.ГГГГ был выдан ФИО2 на право проведения археологических полевых работ. Уведомление о проведении археологической разведки на основании открытого листа в Управление поступило ДД.ММ.ГГГГ№. По окончании проведения археологической разведки не восстановлена целостность ограждения границ территории объекта от негативных воздействий, что может привести к причинению вреда объекту.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях государственной охраны объектов культурного наследия устанавливается ответственность за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МАУК МИЕ не соблюдены требования статьи 30, пункта 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ.
В судебном заседании представитель муниципального автономного учреждения культуры «Музей истории Екатеринбурга» ФИО3, действующая на основании доверенности, вину в совершении правонарушения признала, просила суд снизить наказание в виде штрафа до минимально возможных пределов, ссылаясь на то, что Музей истории Екатеринбурга является муниципальным автономным учреждением культуры, финансируется из муниципального бюджета. Все нарушения были устранены МАУК Музей истории Екатеринбурга.
Заслушав защитника юридического лица, изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых приведенным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что предметом регулирования этого Закона являются особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, как особым видом недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на территории памятника запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ под ремонтом объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. В ст. 43 Федерального закона N 73-ФЗ указано, что под реставрацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Статья 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ определяет приспособление объекта культурного наследия для современного использования как научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
В ст. 47.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ определено, что ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанных объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующим требованиям ст. 28.2 КоАП РФ;
- протоколом осмотра объекта контроля от ДД.ММ.ГГГГ с фотографиями;
- копией стр. 34 из Технического отчета о работе по теме «Археологическое обследование, земельного участка (археологическая разведка), планируемого под объект «земельный участок г. Екатеринбург, <адрес>,жилой дом по адресу: <адрес> (кадастровый №)»;
- приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Особняк статского советника ФИО1», расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, <адрес>;
- требованиями к градостроительным регламентам в границах данных зон;
- письмом МАУК МИЕ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), из которого следует, что МАУК МИЕ вину признает и подтверждает проведение в сентябре 2021 года археологического обследования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0301011:297 по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> соответствии с проектной документацией с учетом раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, не согласованной с Управлением;
- актом контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролирующими органами от ДД.ММ.ГГГГ;
- планом обследуемого объекта;
- приказом о регистрации объекта культурного наследия №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, в совокупности с другими материалами дела, судья приходит к выводу о наличии состава правонарушения и доказанности вины муниципального автономного учреждения культуры «Музей истории Екатеринбурга» в совершении правонарушения, действия юридического лица судья квалифицирует по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Допущенные муниципальным автономным учреждением культуры «Музей истории Екатеринбурга» нарушения посягают на установленный законом порядок в области охраны объектов культурного наследия, содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В данном случае судья не находит оснований для замены административного штрафа на предупреждение в связи с отсутствием совокупности оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, т.к. имеется возникновение угрозы объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья не установил. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, судья признает признание вины, тот факт, что ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.
Учитывая изложенное, в целях предупреждения совершения новых правонарушений лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья считает возможным применить наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное учреждение культуры «Музей истории Екатеринбурга» (ОГРН <***>, ИНН <***>) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание с учетом ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается по следующим реквизитам:
ИНН <***>, КПП 770301001,
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>)
Банк получателя: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ//Межрегиональное операционное УФК <адрес>
БИК 024501901, Единый казначейский счет 40№
Казначейский счет 03№, ОКТМО 45382000, КБК 054 1 16 01071 01 0013 140.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В случае неуплаты штрафа в указанный срок, копия постановления о наложении штрафа будет направлена судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф в установленный законом срок, санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев при наличии заявления лица, в отношении которого вынесено постановление.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Судья О.А. Черных