ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-106/18 от 16.10.2018 Гайнского районного суда (Пермский край)

Материал № 5-106/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

п. Гайны 16 октября 2018 года

Судья Гайнского районного суда Пермского края Зубова Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Исаевой А.А.,

с участием заместителя прокурора Гайнского района Деревянко М.Л.,

представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица главы администрации Гайнского муниципального района ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданина РФ, уроженца <адрес><адрес>, прож. <адрес>,

у с т а н о в и л :

В Гайнский районный суд поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное заместителем Пермского транспортного прокурора Гребневой М.В. в отношении главы администрации Гайнского муниципального района ФИО2 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

В соответствии с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, ФИО2, являясь главой администрации Гайнского муниципального района допустил нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

В соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета на 2017 год администрация Гайнского муниципального района является главным распорядителем средств местного бюджета, выделенных ей на соответствующий финансовый год. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией района (заказчик) и МУП «ГайныАвтоТранс» (перевозчик) заключено соглашение № ЛК на осуществление пассажирских перевозок водным транспортом на маршрутах регулярного сообщения. В соответствии с п. 1.1 данного соглашения в целях удовлетворения потребностей населения Гайнского муниципального района в пассажирских перевозках водным транспортом заказчик поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров на маршруте регулярного сообщения «урочище Лугдын-Кебраты» маломерным судном КС 110-42. Согласно разделу 6 «Возмещение убытков» перевозчик обязан вести отельный учет расходов. Понесенных по маршруту перевозки. Возмещение убытков производится по предоставленным перевозчиком расчетам после их проверки организатором и составляет <данные изъяты> рублей за период действия договора. Возмещение убытков производится из бюджета района после получения от перевозчика всех необходимых документов (расчет, акт выполненных работ, счета-фактуры). Настоящее соглашение действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 8.1 Соглашения).

Во исполнение данного Соглашения платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ администрация района из бюджета района на расчетный счет МУП «ГайныАвтоТранс» перечислила субсидию на возмещение убытков и понесенных затрат от перевозки пассажиров водным транспортом за сентябрь 2017 г. в размере <данные изъяты> рублей. В ходе проверки установлено, что указанная субсидия предоставлена ДД.ММ.ГГГГ администрацией района МУП «ГайныАвтоТранс» с нарушениями условий предоставления субсидий. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам установлен в ст. 78 БК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидий юридическим лицам (за исключениям субсидий государственным (муниципальным) учреждениям). Индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. Установлено, что решением о бюджете Гайнского муниципального района на 2107-2018 г.г., принятым Земским Собранием района, предоставление в 2017 году субсидии юридическим лицам на возмещение расходов, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом и (или) организацией переправ, не предусмотрено. При таких обстоятельствах, бюджетные средства в размере 87655,80 рублей в качестве субсидии перечислены администрацией района на счету МУП «ГайныАвтоТранс» с нарушением требований бюджетного законодательства. Кроме этого, в нарушение ст. 78 БК РФ субсидия МУП «ГайныАвтоТранс» предоставлена также без соблюдения требований и условий, предусмотренных муниципальными правовыми актами местной администрации: Порядок предоставления субсидий на возмещение затарат, связанных с перевозкой пассажиров на районных маршрутах регулярных перевозок Гайнского муниципального района, за счет средств бюджета Гайнского муниципального района, утвержденный постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ; Порядок предоставления и использования субсидий на возмещение затрат от перевозки пассажиров водным транспортом, утвержденный постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ. Так, вопреки п. 2.3 Порядка субсидия выделена юридическому лицу без проведения администрацией района конкурсных процедур по отбору перевозчика.

В нарушение п. 2.6 Порядка и п. 2.2 Порядка выделенная МУП «ГайныАатоТранс» субсидия рассчитана в отсутствие утвержденных Земским Собранием <адрес> тарифов на перевозку пассажиров водным транспортом. В нарушение п. 2.3 Порядка в фактические расходы по перевозке пассажиров водным транспортом для расчета убытков включены расходы перевозчика, не предусмотренные Порядком (затраты на амортизацию транспортного средства, на налоги и отчисления во внебюджетные фонды).

Кроме этого, в нарушение ст. 78 БК РФ и условий предоставления субсидии (п. 6.6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) администрацией района субсидия 12.12. 2017 г. перечислена юридическому лицу не на покрытие состоявшихся расходов после проверки достоверности представленных расчетов и документов, их подтверждающих, а фактически на авансирование будущих расходов, без дальнейшей проверки. по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП «ГайныАвтоТранс», проведенной финансовым управлением администрации района (акт от ДД.ММ.ГГГГ), сумма 12654,80 рублей из средств перечисленной субсидии документально не подтверждена.

Таким образом, субсидия в размере <данные изъяты> рублей на возмещение затрат от перевозки пассажиров водным транспортом предоставлена администрацией района ДД.ММ.ГГГГ МУП «ГайнывАВтоТранс» с нарушением требований БК РФ и муниципальных правовых актов администрации района.

В судебном заседании заместитель Гайнского района Деревянко М.Л доводы, изложенные в постановлении поддержала, просил признать должностное лицо главу Гайнского района виновным в совершении указанного правонарушения и назначить соразмерное наказание.

Представитель должностного лица – ФИО1, действующая на основании доверенности, с доводами, изложенными в постановлении не согласилась и пояснила, что все условия, предусмотренные требованиями законодательства и нормативно-правовыми актами администрации Гайнского района были выполнены. Субсидии на покрытие расходов МУП «ГайныАвтоТранс» были заложены в бюджет района на 2017 г. Кроме того, в соответствии с требованиями ЗФ № 44-ФЗ при сумме контракта менее 100000 рублей проведение конкурса не обязательно. Допущенные нарушения при выделении субсидии были минимальными, вред чьим-либо интересам причинен не был, в связи с чем имеются основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией района (заказчик) и МУП «ГайныАвтоТранс» (перевозчик) заключено соглашение № ЛК на осуществление пассажирских перевозок водным транспортом на маршрутах регулярного сообщения. В соответствии с п. 1.1 данного соглашения в целях удовлетворения потребностей населения Гайнского муниципального района в пассажирских перевозках водным транспортом заказчик поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров на маршруте регулярного сообщения «урочище Лугдын-Кебраты» маломерным судном КС 110-42. Согласно разделу 6 «Возмещение убытков» перевозчик обязан вести отельный учет расходов. Понесенных по маршруту перевозки. Возмещение убытков производится по предоставленным перевозчиком расчетам после их проверки организатором и составляет <данные изъяты> рублей за период действия договора. Возмещение убытков производится из бюджета района после получения от перевозчика всех необходимых документов (расчет, акт выполненных работ, счета-фактуры). Настоящее соглашение действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 8.1 Соглашения). Во исполнение данного Соглашения платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ администрация района из бюджета района на расчетный счет МУП «ГайныАвтоТранс» перечислила субсидию на возмещение убытков и понесенных затрат от перевозки пассажиров водным транспортом за сентябрь 2017 г. в размере <данные изъяты> рублей.

Подпунктом 3 п. 3 ст. 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением главы Гайнского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления и использования субсидии на возмещение затрат от перевозки пассажиров водным транспортом.

Постановлением главы администрации Гайнского муниципального района № 388-245-01-08 от 21.07.2017 г. (далее № 388) утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с перевозкой пассажиров на районных маршрутах регулярных перевозок Гайнского муниципального района, за счет средств бюджета Гайнского муниципального района.

В соответствии с п. 2.6 Порядка № 388 субсидия рассчитывается как разница между экономически обоснованным тарифом на перевозку 1 пассажира на 1 км пути и предельным тарифом на перевозку пассажиров на районных маршрутах регулярных перевозок, утвержденным решением Земского Собрания Гайнского муниципального района, в пределах средств, утвержденных решением Земского Собрания о бюджете. В нарушение указанной нормы субсидия рассчитана в отсутствие утвержденных Земским собранием района тарифов на перевозку пассажиров водным транспортом.

Согласно ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 2.4.3 Порядка, утвержденного Постановлением № 388, выплата субсидий производится из бюджета района при условии наличия и обоснования факта невозмещенных затрат от осуществления перевозки пассажиров на районных маршрутах регулярных перевозок Гайнского муниципального района.

Администрацией Гайнского муниципального района субсидия ДД.ММ.ГГГГ перечислена юридическому лицу не на покрытие состоявшихся расходов после проверки достоверности представленных расчетов и документов, их подтверждающих, а фактически в порядке авансирования предстоящих затрат, без дальнейшей проверки. по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП «ГайныАвтоТранс», проведенной финансовым управлением администрации района (акт от ДД.ММ.ГГГГ), сумма <данные изъяты> рублей из средств перечисленной субсидии документально не подтверждена. Должностным лицом указанные обстоятельства не опровергнуты.

Согласно п. 2.3 Порядка, утвержденного Постановлением № 388 правом на получение субсидии обладают юридические лица и индивидуальные предприниматели, выигравшие конкурс на право осуществления перевозок пассажиров на районных маршрутах регулярных перевозок Гайнского муниципального района. Однако, вопреки п. 2.3 субсидия выделена юридическому лицу без проведения администрацией района конкурсных процедур по отбору перевозчика.

Ссылка представителя должностного лица на положения Федерального закона № 44-ФЗ в данном случае является не состоятельной. Действительно, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. В соответствии с п. 2.3 Порядка, утвержденного Постановлением № 388 правом на получение субсидий обладают юридические лица и индивидуальные предприниматели, выигравшие конкурс на право осуществления перевозок пассажиров на районных маршрутах регулярных перевозок Гайнского муниципального района. Фактически контракт на оказание услуг между администрацией Гайнского муниципального района и МУП «ГайныАвтоТран» не заключался (имеющиеся в материалах дела Соглашение от 01.08.2017 г. не содержит сведений о сумме контракта), в связи с чем в данном случае оснований для применения положений ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ не имеется.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица ФИО2, главы администрации района и подписавшего распоряжение о перечислении субсидии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

В то же время, суд приходит к выводу, об отсутствии в действиях должностного лица нарушений п. 2 ст. 78 БК РФ.

В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что решением о бюджете Гайнского муниципального района на 2107-2018 г.г., принятым Земским Собранием района, предоставление в 2017 году субсидии юридическим лицам на возмещение расходов, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом и (или) организацией переправ, не предусмотрено. В опровержение указанных доводов представителем должностного лица суду представлена Выписка из росписи расходов бюджета Гайнского муниципального района на 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в стр. 42 которой указано, что на субсидии на возмещение недополученных доходов или возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (КБК: отдельные мероприятия в области речного транспорта) запланировано <данные изъяты> рублей. Таким образом, предоставление субсидии МУП «ГайныАвтоТранс» в бюджете района фактически было предусмотрено.

Также в действиях должностного лица не усматривается нарушений п. 2.3 Порядка № 251 в части того, что в фактические расходы по перевозке пассажиров включены затраты на налоги и отчисления во внебюджетные фонды. Согласно п. 2.3 Порядка, утвержденного Постановлением № 251 субсидии предоставляются перевозчикам в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг при перевозке пассажиров водным транспортом: на осуществление расходов про текущему и капитальному ремонту водного транспорта, на приобретение запасных частей, на приобретение горюче-смазочных материалов, на оплату услуг судового регистра; на выплату заработной платы и отчислений экипажу водного транспорта. Таким образом, указанным порядком предусмотрены затраты на отчисления во внебюджетные фонды.

Согласно части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Санкция ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, предусматривает наказание в виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершения административного правонарушения. Отягчающих и смягчающих наказание должностного лица обстоятельств в судебном заседании не установлено.

Принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, суд считает целесообразным назначить должностному лицу наказание в виде штрафа, минимальное в пределах санкции статьи, что будет соответствовать целям назначения наказания в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст., ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П о с т а н о в и л:

Признать должностное лицо – главу администрацию Гайнского муниципального района - ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате на расчетный счет УФК по Пермскому краю (Уральская транспортная прокуратура) ИНН <***> КПП 667101001, Отделение по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка РФ (Отделение Пермь) БИК 045773001 расчетный счет <***> л/сч <***> ОКТМО 57814000 КБК 415 1 16 90050 05 6000 140.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд Пермского края через Гайнский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: подпись Е.Н. Зубова

Копия. Судья Е.Н. Зубова