Дело № 5-106/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 мая 2019 года г.Хабаровск
Судья Кировского районного суда г. Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГКУ «ДТУИО» МО РФ), расположенного по адресу <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,
У С Т А Н О В И Л :
03 апреля 2019 года ведущим инспектором отдела надзора и сохранения объектов культурного наследия управления государственной охраны культурного наследия Правительства Хабаровского края ФИО3 в отношении ФГКУ «ДТУИО» МО РФ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно протоколу, ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, являясь правообладателем объекта культурного наследия регионального значения «Штаб пограничных войск Управления Комитета государственной безопасности» 1930г.г., расположенного по адресу <...>/ Волочаевская,114, не выполнило в установленный срок предписание управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края от 16.02.2018 № 2, согласно которому на Учреждение возлагалась обязанность в срок до 15 февраля 2019 года получить в Управлении задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения по ул.Ленина, 30; согласовать с управлением график проведения работ по сохранению объекта культурного наследия по ул.Ленина, 30.
Законный представитель ФГКУ «ДТУИО» МО РФ в суд не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. С учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В суде защитник юридического лица Сироткин А.Ф. вину в инкриминируемом правонарушении не признал и пояснил, что в оперативном управлении ФГКУ «ДТУИО» МО РФ находится объект культурного наследия регионального значения «Штаб пограничных войск Управления Комитета государственной безопасности» 1930г.г., расположенный по адресу <...>/ Волочаевская,114. Предписание от 16.02.2018 № 2 исполнить не возможно, поскольку на момент проведения проверки ремонтные работы по сохранению объекта были проведены подведомственными ФГКУ организациями, тем самым получение задания проведения работ и согласование графика их проведения не имело смысла, как и вынесение самого предписания. Учреждение самостоятельно не имеет возможности провести ремонтные работы, поскольку бюджетная смета не содержит статьи расходов на разработку проектной документации и проведение самих работ. Проведение ремонтных работ не предусмотрены Уставом Учреждения. Просил производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
В суде должностное лицо административного органа ФИО3 пояснил, что в феврале 2018 года им с целью надзора за состоянием, содержанием, сохранением объекта культурного наследия была проведена проверка спорного объекта культурного наследия находящегося в оперативном управлении ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, в ходе которой выявлено, что работы по ремонту фасадов здания проведены с нарушениями ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, поскольку отсутствовало задание и график проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в связи с чем, 16.02.2018 юридическому лицу было выдано предписание в срок до 15.02.2019 получить в управлении государственной охраны объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и согласовать с управлением график проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Вместе с тем, в ходе проведения проверки в период с 18.02.2019 по 18.03.2019 было выявлено, что предписание от 16.02.2018 не выполнено, за получением задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия юридическое лицо не обращалось, график проведения работ по сохранению объекта культурного наследия на согласование не представляло. В связи с чем, 18.03.2019 был составлен акт, выдано предписание № 3 и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст.19.5 КоАП РФ. Также пояснил, что несмотря на то, что работы на объекте культурного наследия проведены, получение юридическим лицом задания и согласование графика проведения работ необходимо для того, чтобы закрыть проверку и предписание. Просил привлечь ФГКУ «ДТУИО» МО РФ к административной ответственности по ч. 18 ст.19.5 КоАП РФ.
Выслушав пояснения защитника Сироткина А.Ф., должностного лица административного органа ФИО3, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно ст. 3 Закона № 73-ФЗ, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Действие настоящего пункта распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, между лицами, которые приобрели указанное право на основании договоров, и третьими лицами (договор субаренды и другие договоры).
Таким образом, независимо от наличия, либо отсутствия охранного обязательства, лицо, в чьем владении находится объект культурного наследия, должно осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Как следует из материалов дела, спорный объект культурного наследия находится в собственности Российской Федерации, но в отношении него не оформлены охранные документы.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ – объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно части 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что в случае, если к моменту перехода права собственности, либо права владения и (или) пользования на объект культурного наследия, включенного в реестр, не оформлено охранное обязательство, лицо, у которого возникает право собственности на данный объект, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п. п. 1 - 3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона, до момента вручения такому лицу охранного обязательства.
Как следует из материалов дела, здание «Штаб пограничных войск Управления Комитета государственной безопасности», расположенное в <...>/ Волочаевская, 114, в соответствии с постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 11.02.1998 № 46 отнесено к памятникам истории и культуры краевого значения.
Приказом Министерства культуры РФ от 29.12.2015 №-р указанный объект культурного наследия внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением регистрационного номера №.
Указанный объект культурного наследия закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «ДТУИО» МО РФ.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края 16 февраля 2018 года ФГКУ «ДТУИО» МО РФ выдано предписание № 2 об устранении выявленных нарушений, которым возложена обязанность в срок до 15.02.2019 получить в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; согласовать с управлением график проведения работ по сохранению объекта культурного наследия по ул. Ленина, 30.
Приказом от 04.02.2019 № 35.1.2/7 Управлением назначено проведение внеплановой документарной проверки ФГКУ «ДТУИО» МО РФ по выполнению требований предписания от 16.02.2018 № 2.
В ходе внеплановой проверки, проведенной в период времени с 18 февраля по 18 марта 2019 года выявлен факт неисполнения ФГКУ «ДТУИО» МО РФ ранее выданного предписания в полном объеме, что отражено в акте проверки от 18.03.2019 № 3 (л.д. 8-10).
По результатам внеплановой проверки Управлением выдано предписание от 18.03.2019 № 3 в соответствии с которым на ФГКУ «ДТУИО» МО РФ возложена обязанность по получению в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, согласовать с Управлением график проведения работ по сохранению объекта культурного наследия по ул. Ленина, 30.
Указанное обстоятельство явилось основанием для возбуждения в отношении ФГКУ «ДТУИО» МО РФ дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В ходе разбирательства дела судьей установлено, что административным органом в ходе проведения внеплановой выездной проверки объекта культурного наследия в феврале 2018 года было установлено, что работы по ремонту фасадов здания объекта культурного наследия проведены, но с нарушением ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002, поскольку отсутствует задание на проведение работ и с Управлением не согласован график проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Учитывая то, что ремонтные работы юридическим лицом были выполнены, у административного органа отсутствовали основания для вынесения представления 16.02.2018 № 2, и возбуждения дела об административном правонарушении, ввиду отсутствия в действиях состава правонарушения. При данных обстоятельствах предписание от 16.02.2018 № 2 не может являться законным и обоснованным.
Учитывая изложенное прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФГКУ «ДТУИО» МО РФ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы должностного лица административного органа о том, что получение юридическим лицом задания и согласование графика проведения работ необходимо для того, чтобы закрыть проверку и предписание в данном случае правового значения не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Н. Опалей
Копия верна, судья С.Н. Опалей