Дело № 5-106/2019
УИД 35RS0023-01-2019-000781-75
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<...> 25 сентября 2019 года
Судья Устюженского районного суда Вологодской области Галоян А.Л., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, расположенной по адресу: 162840, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,
установил:
в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 9 часов 00 минут до 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее – Комитет, орган охраны объектов культурного) было установлено, что Администрацией Устюженского муниципального района Вологодской области (далее – Администрация) допущено нарушение требований к содержанию, сохранению и использованию включенного в единый государственный реестр объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации «Усадьба Поздеева, 2-я пол.XIX в.», расположенного по адресу: <...>, установленных подп.1, 7 п.1 ст.47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ), а именно не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия, не обеспечивается поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, орган охраны объектов культурного наследия не извещается обо всех известных повреждениях. Кроме того, Администрацией не исполняется п.17 охранного обязательства законного владельца названного объекта, утвержденного приказом Комитета № 58-О от 1 марта 2016 года.
В связи с выявленными нарушениям и наличием в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, 7 августа 2019 года в отношении Администрации был составлен протокол об административном правонарушении № 34.
Представитель Администрации Устюженского муниципального района Вологодской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании вину юридического лица в совершении правонарушения не признала, пояснила, что в муниципальной собственности данный объект находится с марта 2017 года. Здание передано с повреждениями и следами намокания, на настоящее время ухудшение его состояния не допущено, производится текущий ремонт, отопление. В связи с тяжелым финансовым положением расходы на реставрационные работы в рассматриваемый период не закладывались. Полагала, что Администрация является ненадлежащим субъектом правонарушения, поскольку не является правообладателем отдельных помещений. Полномочия по распоряжению и содержанию имуществом возложены на комитет по управлению имуществом Администрации Устюженского муниципального района.
Представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности ФИО2 подтвердила наличие указанных в протоколе недостатков в санитарном и техническом содержании указанного объекта культурного наследия федерального значения.
В силу ч.1 ст.7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно нормам п.2 ст.47.2 Федерального закона № 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п.7 ст.47.6 названного Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 названного Федерального закона, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (подп.1, 7 п.1 ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).
Из материалов дела следует, что «Усадьба Поздеева, 2-я пол.XIX в.», расположенная по адресу: <...>, относится к объектам культурного наследия федерального значения, Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» поставлена под государственную охрану.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, собственником указанного объекта культурного наследия является Устюженский муниципальный район Вологодской области.
4 февраля 2016 года представителями Комитета проведен осмотр технического состояния объекта культурного наследия, составлен соответствующий акт.
1 марта 2016 года на данный объект культурного наследия утверждено охранное обязательство. Данным обязательством установлены требования к сохранению и содержанию объекта культурного наследия.
На основании приказа председателя Комитета от 27 мая 2019 года № 3 в рамках осуществления федерального государственного надзора за состоянием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраны объектов культурного наследия 17 июня 2019 года проведена плановая выездная проверка.
Согласно акту проверки от 28 июня 2019 года № 3 объект культурного наследия «Усадьба Поздеева, 2-я пол.XIX в.» находится в недопустимом состоянии, ненадлежащем техническом состоянии: на фасадах наблюдается массовое осыпание красочного слоя, утрата штукатурного слоя, обнаружены следы намокания на стенах, происходит разрушение кирпича. Обнаружен грибок на стенах внутри первого этажа здания, имеются трещины в штукатурном и красочном слоях. Древесина стропильных конструкций находится в удовлетворительном состоянии, наблюдаются локальные протечки, есть следы загнивания обрешетки. Имеются утраты элементов водосточных труб. В подкровельном пространстве обнаружены птицы и продукты их жизнедеятельности, являющиеся причиной усиленной коррозии многих материалов. В подвальных помещениях большая влажность, имеются следы старых протечек, утрата штукатурного слоя, повреждение дранки. Междуэтажная деревянная лестница имеет уклон ступеней, на печах обнаружены трещины. Комитет о недопустимом состоянии объекта не уведомлялся.
По данному факту 7 августа 2019 года консультантом Комитета в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждены представленными документами, которые составлены в соответствии с законом, сомнений не вызывают, принимаются в качестве доказательств.
Проанализировав представленные материалы, прихожу к выводу о привлечении Администрации Устюженского муниципального района Вологодской области к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, поскольку юридическое лицо допустило нарушение требований, установленных п.2 ст.47.2, подп.1, 7 п.1 ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, что выразилось в неприятии мер по содержанию объекта культурного наследия, поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, извещению органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях объекта.
Вина юридического лица в совершении правонарушения выражена в форме бездействия, поскольку Администрацией с момента утверждения охранного обязательства не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований Федерального закона № 73-ФЗ (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Доказательств обратного не представлено.
В силу п.11 ст.47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Комитет по управлению имуществом Администрации Устюженского муниципального района является отраслевым (функциональным) органом Администрации Устюженского муниципального района, который подотчетен и подконтролен главе Администрации. Таким образом, Комитет по управлению имуществом Администрации, являясь отраслевым органом, не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Представленные представителем Администрации документы – муниципальные контракты энерго-, тепло- и водоснабжения за 2018-2019 годы, муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом Устюженского муниципального района на 2016-2020 года», не свидетельствуют о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства об охране объектов культурного наследия.
Недостаточность у Администрации денежных средств на проведение ремонтных и реставрационных работ по содержанию и сохранению объекта культурного наследия федерального значения не является обстоятельством, влекущим ее освобождение от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.13 КоАП РФ. Обязанность по проведению соответствующих мероприятий, которое юридическое лицо приняло на себя добровольно, в зависимость от наличия (отсутствия) у последнего денежных средств не поставлена.
При таких обстоятельствах виновность юридического лица в совершении административного правонарушения сомнений не вызывает.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются все обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, характер деятельности и обстоятельства правонарушения, его последствия, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также то, что Администрацией проводятся подготовительные работы для выполнения охранного обязательства.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о возможности применения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП.
Назначение наказания в виде административного штрафа будет соответствовать целям административного наказания, указанным в ст.3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
привлечь Администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: УФК Вологодской области (Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области, л/с <***>), р/сч <***> в Отделении Вологда г. Вологда, БИК 041909001, ОКТМО 19650000, КБК 026 1 16 90050 05 0000 140, ИНН <***>, КПП 352501001, УИН 0404585489588548066980997, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.1.1, 1.3 и 1.4 ст.32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. В случае неуплаты штрафа наступает административная ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Назначенное по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ наказание не освобождает от уплаты штрафа, назначенного по данному постановлению.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) А.Л. Галоян