ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-106/20 от 07.09.2020 Колыванского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд: ДД.ММ.ГГГГ г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

р.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Колыванского районного суда <адрес> А.А. Руденко,

при секретаре Е.А. Сайчук,

рассмотрев в порядке ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении:

Астафьева А. А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в р.<адрес>, не <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, р.<адрес> А, <адрес>,

привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В р.<адрес>, ДД.ММ.ГГГГАстафьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выложил видео по средством мобильной связи в социальной сети "ВКонтакте" vk.com (https://vk/com/), согласно которого, была размещена таблица "Депутаты за которых нужно голосовать с совет депутатов <адрес>) фотография, предоставленная в избирательную комиссию, содержит призыв не голосовать за кандидатов, выдвинутых политической партией "Единая Россия", и напротив голосовать за кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Колыванское местное отделение КПРФ и другими избирательными объединениях. Выше указанный материал не предоставлялся в избирательную комиссию <адрес> до начала его распространения, равно как и в окружные избирательные комиссии одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов <адрес>, в связи с чем установлено что таблица "Депутаты за которых нужно голосовать в Совет депутатов <адрес>!!!", является предвыборной агитацией, которая до начала ее распространения не представлялась в избирательную комиссию вместе со сведениями, предусмотренными действующим законодательством, ДД.ММ.ГГГГ решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный агитационный материал признан незаконным, поскольку в предоставленной в избирательную комиссию фотографии содержится информация, в которой преобладают сведения об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов в Совет депутатов <адрес> по единому избирательному округу, распространенным в нарушение ст. 48, п. 8.9 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", п. 8,9 ст. <адрес> "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>.

Астафьев А.А. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал в полном объеме, указал, что им приняты меры по удалению материала из социальной сети, а также регистрации агитационного материала в установленном законом порядке. В настоящее время агитационный материал зарегистрирован, распространяется в соответствии с действующим законодательством.

Должностное лицо, составившее протокол, - УУП ОМВД России по <адрес>Шилов П.Г. в судебное заседание не явился, о дате и месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причине неявки не уведомил, в связи с чем судья полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение прокурора, полагавшего, что в действиях Астафьева А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, в связи с чем его действия подлежат переквалификации, а он подлежит административной ответственности, оценив исследованные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Статья 5.8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в средствах массовой информации.

В силу положений Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируется свобода массовой информации, признание, соблюдение и защита которых в силу ст. 2 являются обязанностью государства (ч. 1 ст. 1; ч. 3 ст. 3; ч. 1 и ч. 2 ст. 32; ч. 1, ч. 4 и ч. 5 ст. 29; ст. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться: а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; г) иными не запрещенными законом методами.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N П указал, что в соответствии с пунктом 5 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев; в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям.

В то же время согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета особенностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации.

При этом суд установил, что размещенная Астафьевым А.А. в социальной сети "ВКонтакте" информация не относится к продукции средств массовой информации, поскольку распространена через страницу в социальной сети, которая средством массовой информации не является.

Сам по себе факт размещения в на странице в социальной сети указанных материалов не свидетельствует об их распространении в средствах массовой информации, в то время как диспозиция ст. 5.8 КоАП РФ прямо предусматривает нарушение кандидатом предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Между тем, распространение Астафьевым А.А. в период подготовки и проведения выборов агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, в связи в данном случае требуется переквалификация.

В соответствии с частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Фактические обстоятельства вменяемого Астафьеву А.А. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: рапортом УУП ОМВД России по <адрес>Шилова П.Г.; протокола осмотра помещений, территорий от DVD-R от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что был произведен осмотр диска с имеющимся на нем файлом, на котором видно скриншот со страницы с фотофайлом "Депутаты за которых нужно голосовать в Совет депутатов <адрес> " на которых стоят крестики красного цвета и партии, за которых не нужно голосовать с надписью "Не голосуйте за кандидатов от партии "ЕР"; объяснениями ФИО, Астафьева А.А.; фотографиями; протоколом <адрес> об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; заявлением ФИО о нарушении законодательства о выборах от ДД.ММ.ГГГГ; решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; представлением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 54 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 и 3 статьи 54 указанного закона, а также пункта 3 Разъяснений по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N , все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Экземпляры печатных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением (инициативной или иной группой участников референдума) в соответствующую избирательную комиссию (комиссию референдума). Также должны быть представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ таблица "Депутаты за которых нужно голосовать в Совет депутатов <адрес>!!!", содержащая призыв голосовать за кандидатов, фотографии которых размещены в таблице, и призыв не голосовать за кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" <адрес>, размещенная в социальной сети "ВКонтакте", признана агитационным материалом, которая до начала ее распространения не представлялась в избирательную комиссию вместе со сведениями, предусмотренными действующим законодательством, в связи с чем признала данный агитационный материал незаконным.

При этом сведений о том, что упомянутое постановление избирательной комиссии признано незаконным в установленном порядке, в материалах дела не имеется.

Учтя вышеизложенное, изучив, в числе прочего, решение избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что таблица "Депутаты за которых нужно голосовать в Совет депутатов <адрес>!!!", содержащая призыв голосовать за кандидатов, фотографии которых размещены в таблице, и призыв не голосовать за кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" <адрес>, размещенная в социальной сети "ВКонтакте", представляет собой иной агитационный материал, распространенный ДД.ММ.ГГГГ им с нарушением вышеприведенных норм статьи 54 Федерального закона РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Суд квалифицирует действия Астафьева А.А. по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ - как распространение в период подготовки и проведения выборов иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах.

При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, данные о личности виновного, который ранее к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений не привлекался.

Смягчающим наказание обстоятельством суд признает: признание вины, принятие мер по пресечению совершения административного правонарушения, принятие мер по регистрации агитационного материала в установленном законом порядке после выявления указанного нарушения.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о возможности назначения Астафьеву А.А. административного наказания в виде минимального штрафа в размере 1000 руб.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 23.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Астафьева А. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 1.000 (одной тысячи) рублей.

Получатель штрафа: Управление федерального казначейства по <адрес> (ОМВД России по <адрес>) р/с 40 в Сибирское ГУ Банка России по <адрес>, БИК , КБК 18, УИН 18.

Дата выдачи постановления: ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление вступило в законную силу: " ___" ___________ 2020 года.

Срок предъявления к исполнению: до " ___" ___________ 2022 года.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию квитанции об уплате штрафа необходимо представить в суд.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Колыванский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Руденко