Дело 5 – 106/ 2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 декабря 2016 года г.Азнакаево РТ
Судья Азнакаевского городского суда Республика Татарстан – Субботина Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении начальника Муниципального казённого учреждения «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» Зариповой Э.Й. по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
26 октября 2016 года Азнакаевской городской прокуратурой Республики Татарстан возбуждено производство об административном правонарушении по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении начальника Муниципального казённого учреждения «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» Зариповой Э.Й.. Основанием для возбуждения которого явились результаты проведенной Азнакаевской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства о бюджете при предоставлении из бюджета Азнакаевского муниципального района субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда, в ходе которой установлено следующее. На основании ст. 78 Бюджетного кодекса РФ руководителем исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района издано постановление от 23.09.2011 №324 «Об утверждении порядка оказания дополнительной меры социальной поддержки по возмещению расходов на проезд и предоставлению субсидий на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда» (в редакции постановлений от 20.08.2012 №205, от 19.04.2013 №101, от 04.09.2013 №244, от 24.06.2015 №164, от 24.06.2015 №175, от 13.09.2016 №278) (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.2 Порядка дополнительные меры социальной поддержки предусмотрены следующим категориям граждан:
- дети, проживающие на селе, обучающиеся в актюбинской коррекционной школе;
- дети, проживающие на селе, обучающиеся в Актюбинской коррекционной школе;
- дети, проживающие в сельской местности и обучающиеся в других сельских школах;
- дети-инвалиды, проживающие в Азнакаевском районе и обучающиеся в г. Бугульма;
- дети, проживающие в сельской местности и обучающиеся в коррекционной школе г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района.
Согласно п. 2 постановления №324 уполномоченным органом, ответственным за сбор документов транспортных организаций для получения субсидии, определено МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» (далее - Управление образования).
Как установлено в ходе проверки, начальник Управления образования Зарипова Э.Й. в 2015 году допустила предоставление ООО «Фривей» из бюджета Азнакаевского муниципального района субсидий с нарушением условий их предоставления. Так, в 2015 г. субсидии на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда, были предусмотрены в решении Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан от 09.12.2014 №337- 48 «О бюджете Азнакаевского муниципального района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции решений от 19.03.2015 №355-51, от 15.06.2015 № 379-53, от 21.10.2015 №14-2)».
На сновании Договоров о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Азнакаевский муниципальный район» в целях возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда, от 16.07.2015г. и от 25.12.2015г. субсидии на возмещение расходов, связанные с предоставлением бесплатного проезда, предоставлены ООО «Фривей».
По вышеперечисленным Договорам из бюджета Азнакаевского муниципального района Исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района на счёт ООО «Фривей», открытый в ПАО «Ак Барс» Банк, 03.08.2015 и 25.12.2015 перечислены денежные средства в сумме 398390 рублей (платежное поручение №38445) и 332118 рублей (платёжное поручение №67159) соответственно. В том числе из бюджета Азнакаевского муниципального района предоставлены также субсидии на возмещение затрат ООО «Фривей», связанных с перевозкой детей, обучающихся в Актюбинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе интернате VIII вида (далее - Актюбинская школа-интернат), по маршруту г. Азнакаево - п.г.т. Актюбинский и обратно.
Между тем в Списки обучающихся, перевозка которых субсидировалась из бюджета Азнакаевского муниципального района, Управлением образования были включены два воспитателя Актюбинской школы-интерната. Списки, в свою очередь, стали основанием для расчётов субсидий на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда учащихся из сёл в сёла Азнакаевского муниципального района на маршрутных автобусах ООО «Фривей», которые также согласованы Управлением образования.
Однако, как указано в постановлении №324, перевозка воспитателей не подлежала субсидированию. Сумма предоставленных субсидий с нарушением условий их предоставления составила 14112 руб.
Таким образом, в действиях начальника Управления образования Зариповой Э.Й. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, то есть нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 КоАП РФ.
Помощник прокурора Галиева Г.Ф. в суде, изложенное в постановлении поддержала, просила удовлетворить.
Начальник Муниципального казённого учреждения «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» Зарипова Э.Й. в суде с постановление прокурора не согласилась и показала, что она как должностное лицо Управления образования не может являться субъектом административного правонарушения по ч.1ст.15.15.5 КоАП РФ, поскольку Управление образования не является главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета, предоставляющего субсидии. Субсидии в целях возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда предоставляются исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района, путем заключения договоров и перечислением денежных средств со счета исполнительного комитета на счет исполнителей услуг, в данном случае ООО «Фривей». Управление образования в соответствии с п. 2 постановления исполкома №324 от 23.09.2011 года определено лишь уполномоченным органом, ответственным за сбор документов транспортных организаций для получения субсидии.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью первой ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями (п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязательным условием их предоставления, включаемым в соглашения о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных правовых норм следует, что порядок предоставления субсидий (в том числе условия ее предоставления) устанавливается исходя из уровня бюджета субсидирования, и регулируется соответствующими:
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами Правительства Российской Федерации;
законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
муниципальными правовыми актами местной администрации.
Судом установлено, что постановлением исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района РТ от 23.09.2011 №324 утвержден Порядок оказания дополнительной меры социальной поддержки по возмещению расходов на проезд и предоставлению субсидий на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда» (в редакции постановлений от 20.08.2012 №205, от 19.04.2013 №101, от 04.09.2013 №244, от 24.06.2015 №164, от 24.06.2015 №175, от 13.09.2016 №278) (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.2 Порядка дополнительные меры социальной поддержки предусмотрены следующим категориям граждан:
- дети, проживающие на селе, обучающиеся в актюбинской коррекционной школе;
- дети, проживающие на селе, обучающиеся в Актюбинской коррекционной школе;
- дети, проживающие в сельской местности и обучающиеся в других сельских школах;
- дети-инвалиды, проживающие в Азнакаевском районе и обучающиеся в г. Бугульма;
- дети, проживающие в сельской местности и обучающиеся в коррекционной школе г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района.
Согласно п. 2 указанного постановления №324 уполномоченным органом, ответственным за сбор документов транспортных организаций для получения субсидии, определено МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» (далее - Управление образования).
В силу ст.6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п.5.7 Положения об исполнительном комитете Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Азнакаевского районного Совета РТ от 23.01.2006 года №31, в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности Руководитель исполнительного комитета, в том числе осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Представительного органа муниципального района и депутатов).
Как установлено в ходе проведенной Азнакаевской городской прокуратурой проверки в 2015 году субсидии на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда, были предусмотрены в решении Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан от 09.12.2014 №337- 48 «О бюджете Азнакаевского муниципального района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции решений от 19.03.2015 №355-51, от 15.06.2015 № 379-53, от 21.10.2015 №14-2)».
На сновании Договоров о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Азнакаевский муниципальный район» в целях возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда от 16.07.2015 и от 25.12.2015, заключенных между исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района РТ и ООО «Фривей», субсидии на возмещение расходов, связанные с предоставлением бесплатного проезда предоставлены ООО «Фривей». В соответствии с п.2.2 указанных договоров перечисление субсидий за счет средств бюджета Азнакаевского муниципального района производится «Получателю субсидии» в установленном порядке с лицевого счета «исполкома» на расчетный счет «Получателя субсидии», открытый в кредитной организации в течении 5 календарных дней со дня поступления в исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района расчета субсидии на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда, составленный МКУ «Финансово-бюджетная палата Азнакаевского муниципального района» и акта приема-передачи выполненных работ между исполнительным комитетом Азнакаевского муниципального района и транспортной организации. Исполнение указанных условий договоров подтверждается реестрами заявок на оплату расходов №ри000342 от 16.07.2015 года и 25.12.2015 года, в соответствии с которыми денежные средства со счета исполкома перечислены на счет получателя субсидий – ООО «Фривей» на сумму 398390,00 руб. (платежное поручение №38445) и 332118,00 руб. (платёжное поручение №67159) соответственно.
В том числе из бюджета Азнакаевского муниципального района предоставлены также субсидии на возмещение затрат ООО «Фривей», связанных с перевозкой детей, обучающихся в Актюбинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе интернате VIII вида (далее - Актюбинская школа-интернат), по маршруту г. Азнакаево - п.г.т. Актюбинский и обратно.
Между тем в Списки обучающихся, перевозка которых субсидировалась из бюджета Азнакаевского муниципального района, Управлением образования были включены два воспитателя Актюбинской школы-интерната. Списки, в свою очередь, стали основанием для расчётов субсидий на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда учащихся из сёл в сёла Азнакаевского муниципального района на маршрутных автобусах ООО «Фривей».
Однако, Порядком оказания дополнительной меры социальной поддержки по возмещению расходов на проезд и предоставлению субсидий на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда, перевозка воспитателей не подлежала субсидированию. Сумма предоставленных субсидий с нарушением условий их предоставления на перевозку воспитателей составила 14112 руб.
Таким образом, анализируя вышеуказанные нормы права в совокупности с представленными доказательствами, прихожу к выводу, что Муниципальное казённое учреждение «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» не является главным распорядителем средств местного бюджета, предоставляющим субсидии, в том числе на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда, соответственно начальник Управления образования не может являться субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника Муниципального казённого учреждения «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» Зариповой Э.Й. прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней.
Судья Л.Р.Субботина