ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1073/2022 от 24.06.2022 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

УИД 31RS0020-01-2022-003456-20 №5-1073/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Старый Оскол

ул. Комсомольская, д.48-а 24 июня 2022 года

Судья Старооскольского городского суда Белгородской области Ильчинина О.Н.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО3 ФИО14, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в , гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: , проживающего в этом же городе по адресу: , женатого, работающего , не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

09.05.2022 года старшим участковым уполномоченным полиции отдела полиции №1 УМВД России по ФИО15 составлен протокол об административном правонарушении, где указано, что 09 мая 2022 года в 14 часов 20 минут организатором публичного мероприятия в лице ФИО3 при проведении публичного мероприятия «Бессмертный полк» по адресу: было допущено к участию около 10000 человек, что значительно превысило предполагаемою численность участников, ранее заявленную организатором в 5 раз. В соответствии с информационным письмом от 27 апреля 2022 года за исх. 42-05-06/316 ФИО3 предполагаемой численностью участников шествия «Бессмертный полк» было заявлено 2000 человек. Несмотря на неоднократные замечания на заседании организационного комитета в администрации в адрес организатора публичного мероприятия с массовым участием граждан шествия «Бессмертный полк» начальника УМВД России по полковника полиции ФИО5 и главы администрации ФИО6ФИО2 не предприняты меры по изменению предполагаемой численности участников публичного мероприятия. Несмотря на то, что на территории Белгородской области решением председателя антитеррористической комиссии области от 25 апреля 2022 года №4-12-02/2 был установлен высокий («желтый») уровень террористической опасности с 17-00 25 апреля 2022 года до 17- 00 10 мая 2022 года, который устанавливается при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта, организатором публичного мероприятия ФИО3 в нарушение утвержденной схемы организации оцепления, утвержденной начальником УМВД России по и согласованной со всеми задействованными в обеспечении безопасности граждан субъектами, самостоятельно было принято решение о перемещении места сбора колонны, исходя из чего была сокращена буферная зона между контрольно-пропускными пунктами и головной частью колонны, что могло привести к чрезвычайной ситуации. Так же на 3-х контрольно-пропускных пунктах не работали арочные металлодетекторы необходимые для досмотра граждан, которые не были подключены к сети электроэнергии, в связи с чем сотрудники полиции досматривали граждан с помощью ручных металлодетекторов, исходя из чего снизилась эффективность досмотровых мероприятий. В связи с вышеизложенным организатор публичного мероприятия ФИО3 нарушил п. 2.1, п.3 и п. 7.1 ч.4 ст. 5 федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», а именно в случае изменения в одностороннем порядке заявленного количества участников подать не позднее дня проведения публичного мероприятия новое уведомление о проведение публичного мероприятия, обеспечить соблюдение условий проведения публичного мероприятия, а так же принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количество участников, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО3, в судебном заседании свою вину не признал и пояснил, что организатором шествия «Бессмертный полк» он не являлся, поскольку это общероссийское и международное движение. Он был исполнителем поручений, касающихся организации мероприятий, посвященных 77-й годовщины Победы. В организованной колонне шествия «Бессмертный полк» находилось менее 1000 участников. Остальные граждане присоединились к организованной колонне в процессе шествия. Количество этих граждан заранее предусмотреть нельзя.

В качестве доказательств факта правонарушения и вины ФИО3 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ суду представлены: протокол об административном правонарушении, объяснения ФИО3, письмо начальнику УМВД России по о проведении мероприятий с просьбой оказать содействие в охране правопорядка в ходе проведения торжественной церемонии возложения цветов, гражданской акции-шествия «Бессмертный полк» со схемой движения, протокол осмотра помещений, территорий от 09.05.2022 года с фототаблицей, постановление главы администрации от 28.04.2022 года о подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, объяснения должностных лиц учебных заведений ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, предупрежденных по ст.17.9 КоАП РФ и подтвердивших, что они участвовали 05.05.2022 года в совещании в управлении по делам молодежи администрации , где их просили выделить волонтеров и участников шествия «Бессмертный полк» в определенном количестве, что они и сделали 09.05.2022 года, рапорты сотрудников УМВД России по г.ФИО1.

В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

По мнению УМВД России по г. ФИО1 ФИО3 подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в связи с тем, что он 09.05.2022 года около 14 часов 20 минут, являясь организатором публичного мероприятия «Бессмертный полк» по адресу: , при проведении данного мероприятия допустил значительное превышение предполагаемой (ранее заявленной) численности участников мероприятия. То есть, нарушил п. 2.1, п.3 и п. 7.1 ч.4 ст. 5 федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», при изменении в одностороннем порядке заявленного количества участников не подал не позднее дня проведения публичного мероприятия новое уведомление о проведении публичного мероприятия, не обеспечил соблюдение условий проведения публичного мероприятия, а так же не принял мер по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количество участников.

В пунктах 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28) разъяснено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о публичных мероприятиях), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 названного Кодекса. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться, в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.

В соответствии частью 1 статьи 5 ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

ФИО3 является должностным лицом органа местного самоуправления, которому главой администрации поручено проведение организационных мероприятий по проведению гражданской акции-шествия «Бессмертный полк», то есть не может быть организатором публичного мероприятия в смысле, определенном вышеуказанным Федеральным законом.

Более того, суду представлен протокол поручений по итогам рабочего совещания по вопросу подготовки и проведения мероприятий, посвященных 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, согласно которому никаких поручений ФИО3 относительно подготовки и проведения шествия «Бессмертный полк» не давалось.

В соответствии с частью 4 статьи 5 ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. Часть 3 статьи 7 указанного выше закона предусматривает, что порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. В числе прочего, в уведомлении указывается предполагаемое количество участников публичного мероприятия (п.5 ч.3 ст.7 Закона).

Согласно ст.2 Закона Белгородской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Белгородской области» от 24.04.2008 года, уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором в соответствующий орган местного самоуправления.

Таким образом, письмо начальнику УМВД России по г.ФИО1 за подписью ФИО3 о проведении мероприятий с просьбой оказать содействие в охране правопорядка в ходе проведения мероприятий, посвященных празднованию 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в том числе при проведении гражданской акции-шествия «Бессмертный полк», где указана предполагаемая численность его участников в 2000 человек, не является уведомлением о проведении публичного мероприятия, определенным Федеральным законом «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» и Законом Белгородской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Белгородской области».

Общеизвестно, что «Бессмертный полк» - это международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, а также название акций-шествий, организуемых данным движением.

Проведение акции «Бессмертный полк» на территории Старооскольского городского округа запланировано органом местного самоуправления, что следует из программы проведения мероприятий, посвященных празднованию 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, утвержденной постановлением главы администрации от 28.04.2022 года.

Приведенные выше обстоятельства не позволяют считать должностное лицо администрации органа местного самоуправления ФИО3 организатором публичного мероприятия «Бессмертный полк», а также нарушившим нормы ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», поскольку он в силу ст.5 ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО3, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО3 ФИО16 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Копию настоящего постановления направить начальнику УМВД России по , вручить ФИО3

Постановление может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Старооскольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.Н. Ильчинина

Постановление27.06.2022