ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1076/2021 от 07.12.2021 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело № 5-1076/2021

76RS0008-01-2021-002774-09

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Переславль-Залесский

07 декабря 2021 г.

Судья Переславского районного суда Ярославской области Бородина М.В., при секретаре Манцовой В.В, ч участием ФИО1, с участием переводчика <#>11., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 <#>8, <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении №027967 от 25.10.2021 г., ФИО1, как физическому лицу вменяется в вину правила поведения во время режима повышенной готовности, при следующих обстоятельствах.

25.10.2021 г. в 12 час. 37 мин. ФИО1, находясь в помещении торгового зала магазина «Пятерочка» ООО «Агроторг», расположенном по адресу: <...>, в условиях угрозы завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, в период функционирования режима «повышенной готовности», введенного на территории Ярославской области 07.02.2020 г. Постановлением Правительства ЯО от 07.02.2020 г. №100-п, в нарушение подп. «а» п.3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. №417, в соответствии со ст.4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.8.7 Указа Губернатора ЯО от 18.03.2020 г. №47 «О мерах по предупреждению завоза на территорию Ярославской области новой коронавирусной инфекции и ее распространения», п.п. 3.1, п.3 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима «Повышенная готовность» или «Чрезвычайная ситуация» на территории Ярославской области», утвержденных Постановления Правительства ЯО от 08.05.2020 г. №401-п, не использовала средства индивидуальной защиты органов дыхания (маску, респиратор).

В судебном заседании ФИО1 посредством переводчика пояснила, что русскую речь частично понимает, однако, говорить на русском языке не может. Полицейский при составлении протокола услуги переводчика не предлагал, протокол на руки не отдал. В магазине работает уборщицей, была в маске. Иногда маску приподнимает, чтоб протереть лицо, чтоб понюхать раствор, который разводит для уборки.

Исследовав материалы дела, судья пришел к следующему.

Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Состав указанного административного правонарушения характеризуется нарушением требований ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ (в редакции от 23.06.2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На основании пп.«а.2», п.«а» ст.10 того же Федерального закона №68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. №417, в соответствии с пп.«б» п.3, пп.«в», «г» п.4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно пп.«б» п.6 ст.4.1, пп.«а», «у», «ф» ч.1 ст.11 того же Федерального закона №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп.«а.2», п.«а» ст.10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 г. №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе Постановление Правительства Ярославской области от 07.02.2020 г. №100-п (в редакции от 22.04.2020 г.), в соответствии с п.1 которого в целях недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы жизни и здоровью населения в период реализации ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Ярославской области с 07.02.2020 г. введен режим функционирования «Повышенная готовность» территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области, а также районных и городских звеньев территориальной подсистемы РСЧС. При этом Указом Губернатора Ярославской области от 18.03.2020 г. №47 установлено, что граждане в период с 16 мая до особого распоряжения обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах, указанных в пункте 8<6>, а именно при проезде во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, нахождении в общественных местах (на станциях и остановках транспорта, на автовокзалах, железнодорожных и речных вокзалах, в аэропортах, автозаправках, медицинских организациях, аптеках и аптечных пунктах, магазинах и других специализированных объектах розничной торговли, на всех предприятиях и организациях, продолжающих свою работу, в иных местах массового скопления людей), а также при посещении организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с обслуживанием населения, предоставлением государственных и муниципальных услуг, органов государственной власти и местного самоуправления.

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В подтверждение вины ФИО1 в совершении рассматриваемого административного правонарушения судье представлены протокол об административном правонарушении №027967 от 25.10.2021 г., где указано событие административного правонарушения (л.д.2), рапорт старшего инспектора ОИАЗ ОМВД России по г.о. г. Переславль-Залесский <#>10., согласно которого в помещении торгового зала магазина «Пятерочка» была выявлена гражданка ФИО1, занимавшаяся деятельностью по санитарно-гигиеническому обслуживанию помещений и оборудования магазина, при этом она не использовала для защиты органов дыхания санитарно-гигиеническую маску (л.д.3); объяснения ФИО1; фотография (л.д.5).

В ходе судебного разбирательства было, установлено, что гражданка респ. Таджикистан ФИО1 русским языком не владеет, каких-либо объяснений дать не может, однако, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие переводчика.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

То есть, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает определенный порядок привлечения к административной ответственности, который включает в себя совокупность определенных процессуальных требований, соблюдение которых является гарантией законности привлечения к административной ответственности. Такие процессуальные требования предусмотрены на всей стадии производства по делу об административном правонарушении, в том числе и на стадии возбуждения дела об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч.3,4 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Вместе с тем, каких-либо отметок, выполненных собственноручно ФИО1 о том, что она не нуждается в услугах переводчика, собственноручные объяснения ФИО1 в протоколе отсутствуют, что позволяет суду прийти к выводу, что протокол об административном правонарушении был составлен с нарушениями требований закона, права и обязанности ФИО1 разъяснены не были.

Отсутствие переводчика при составлении протокола об административном правонарушении с данном случае является существенным процессуальным нарушением, поскольку само по себе ограничивало право ФИО1 на защиту при производстве по делу об административном правонарушении, что само по себе достаточно для признания указанного протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством и для признания того, что дело об административном правонарушении возбуждено с нарушением закона. Данное процессуальное нарушение судом не устранимо, поскольку было допущено на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. В силу этого судья признает, что в отсутствие законно составленного протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, событие данного административного правонарушения в деянии ФИО1 не установлено.

В связи с изложенным судья признает, что событие вменяемого ФИО1 административного правонарушения не установлено, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в соответствии с п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ является основанием для прекращения в отношении ФИО1 производства по делу об указанном административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 <#>9, <данные изъяты>, прекратить в связи с отсутствием в её деянии события административного правонарушения..

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья: М.В. Бородина