Дело № 5-107/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«29» мая 2019 год город Палласовка
Волгоградская область
Судья Палласовского районного суда Волгоградской области, находящегося по адресу: <...>, ФИО1,
с участием:
должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – заместителя главы администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО2,
представителя должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении заместителя главы администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО2 – ФИО3,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – ведущего инспектора по контролю расходов на сельское хозяйство и природопользование контрольно-счётной палаты Волгоградской области ФИО4,
представителя контрольно-счётной палаты Волгоградской области ФИО5,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО2, родившегося <дата> года в <адрес>, гражданина РФ, работающего заместителем главы администрации Ф2 муниципального района <адрес> по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, являясь должностным лицом органа местного самоуправления – заместителем главы администрации Ф2 муниципального района <адрес> по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству – получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты совершил нарушение порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 КоАП РФ.
Правонарушение совершено на территории Ф2 муниципального района <адрес> при следующих обстоятельствах:
В ходе проведения контрольно-счётной палаты Волгоградской области проведена проверка по вопросу выполнения целевого показателя, установленного в соглашении, заключённом между комитетом сельского хозяйства Волгоградской области и администрацией Ф2 муниципального района от <дата>№ установлено следующее.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Одной из форм межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, согласно ст. 135 БК РФ являются субсидии местным бюджетам. В соответствии со ст. 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов РФ относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ.
В соответствии с п. 8 Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населённых пунктов, расположенных в сельской местности, утверждённого постановлением администрации Волгоградской области от 09.06.2014 г. №297-п, предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого между комитетом сельского хозяйства Волгоградской области и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. Порядок расходования субсидии установлен в Соглашении от 12.04.2018 г. №18645000-1-2018-001, заключённом между Комитетом и администрацией Ф2 муниципального района, находящимся по адресу: 404264, <адрес> в 2018 году бюджету Ф2 муниципального района Субсидии по объекту «Школа на 340 учащихся в п. Ф2<адрес> с учётом незавершённого строительства».
В соответствии с п. 14 Порядка №297-п показателем результативности использования субсидии является ввод в действие общеобразовательных организаций, плановое значение которого установлено государственной программой Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий», утверждённой постановлением Правительства Волгоградской области от 29.11.2013 г. №681-п.
Согласно абз. 3 п.п. «а» п. 5 Порядка № 297-п и п.п. 3.2. Соглашения от 12.04.2018 г. одним из условий предоставления субсидии является соответствие срока реализации проектов социально-инженерного обустройства и проектов комплексной застройки сроку реализации ГП ВО «Устойчивое развитие сельских территорий». Согласно п.п 2.1 таблицы 2 приложения №2 и п. 2 приложения №1 ГП ВО «Устойчивое развитие сельских территорий» непосредственным результатом реализации мероприятия по развитию сети общеобразовательных организаций в сельской местности является ввод в действие в 2018 году общеобразовательной организации на 340 ученических мест.
В соответствии с п.п. 4.3.1 и 4.3.3 Соглашения от 12.04.2018 г. администрация Ф2 муниципального района обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии и достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. В соответствии с приложением №3 к Соглашению от 12.04.2018 г. значением показателя результативности исполнения мероприятий по развитию сети общеобразовательных организаций в сельской местности является «Ввод в действие общеобразовательных организаций» в количестве 340 ученических мест до конца 2018 года.
Указанный показатель соответствует целевому показателю, установленному на 2018 год ГП ВО «Устойчивое развитие сельских территорий», а также соглашением от 09.02.2018 г. №082-07-2018-081, заключённым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с администрацией Волгоградской области на реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий. При этом, пунктами 16-19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 года №999, закреплены положения о возврате субъектами Российской Федерации в федеральный бюджет средств в случае нарушения ими обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии в отчётном финансовом году, а также за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества. Так, в случае не выполнения нарушенных по состоянию на 31.12.2018 г. обязательств и в срок до 1 апреля 2019 года бюджету Волгоградской области в 2019 году будут начислены штрафные санкции в размере 10% объёма средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения обязательств, на софинансирование капитальных вложений.
Распоряжением администрации Ф2 муниципального района <адрес> от 27.02.2019 г. №81-р заместитель главы администрации Ф2 муниципального района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО2 назначен ответственным в том числе по достижению установленных в соглашениях показателей результативности и завершения строительства объектов, возводимых на территории Ф2 муниципального района по муниципальным контрактам за счёт бюджетных средств.
Согласно протоколу совещания у заместителя председателя Комитета Ф10 от <дата>, на котором со стороны администрации Ф2 муниципального района присутствовал заместитель главы администрации Ф2 муниципального района Ф1 во избежание применения к администрации <адрес> штрафных санкций администрации Ф2 муниципального района было поручено принять исчерпывающие меры по обеспечению в срок до 29.03.2019 г. выполнения значения показателя результативности исполнения мероприятия по развитию сети общеобразовательных организаций с количеством 340 ученических мест, предусмотренного Соглашением от 09.02.2018 г. и Соглашением от 12.04.2018 г.
В п.п. 2.2 Соглашения от 12.04.2018 г. определён размер Субсидии, предоставляемой администрации Ф2 муниципального района, который составляет 113372,5 тыс. рублей.
Для получения Субсидии администрация Ф2 муниципального района на основании п. 11 Порядка №297-п направила в Комитет заявку от 06.08.2018 г. на перечисление субсидии из областного бюджета в сумме 113372,5 тыс. рублей. При этом Комитетом данная заявка оплачена своевременно и в полном объёме, о чём свидетельствует копия выписки с лицевого счёта Комитета.
Таким образом, расходы Комитета на реализацию мероприятий по развитию сети общеобразовательных организаций в сельской местности за 2018 год составили 113372,5 тыс. рублей. Средства на указанную сумму в августе-декабре 2018 года по платёжным документам направлены администрации Ф2 муниципального района на строительство школы на 340 учащихся в. Ф2 муниципального района, что составляет 100% объёма средств субсидии, предусмотренной Соглашением от <дата>.
Получение администрацией Ф2 муниципального района субсидии из областного бюджета в полном объёме подтверждается отчётами об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия за январь-декабрь 2018 года, подписанными уполномоченными лицами администрации Ф2 муниципального района.
Согласно отчёту администрации Ф2 муниципального района, подписанному главой администрации Ф2 муниципального района Ф11., остатка неосвоенных в 2018 году средств нет, то есть обязательства, как Комитета, так и администрации Ф2 муниципального района <адрес> по обеспечению софинансирования расходных обязательств за счёт всех источников финансирования выполнены.
Однако, как следует из отчета о достижении показателя результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2019 г. ввод в эксплуатацию объекта «Школа на 340 учащихся в п. Ф2<адрес> с учётом незавершенного строительства» не осуществлен в связи с устранением замечаний технического заказчика за строительством данного объекта.
Кроме того, в докладе Комитета о ходе реализации ГП ВО «Устойчивое развитие сельских территорий» отмечено, что ввод в действие общеобразовательных организаций на 340 ученических мест в 2018 году не осуществлён в связи с необходимостью корректировки проектной документации.
Как показала проверка КСП, по состоянию на 09.04.2019 г. ввод в эксплуатацию указанного объекта не осуществлён. Степень готовности составляет 99% и проводятся работы по укладке напольного покрытия в помещении школы и установке оборудования. Кроме того, отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметной документации по объекту.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2019 г., а с учётом срока, установленного Правилами от 30.09.2014 г. №999 и по состоянию на 01.04.2019 г. администрацией Ф2 муниципального района плановый показатель по вводу в действие общеобразовательной организации на 340 ученических мест не выполнен.
Согласно п.п. 6.1. Соглашения от 12.04.2018 г. в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязательство об обеспечении достижения значения показателя результативности – ввод в действие в установленные сроки школы на 340 учащихся в п. Ф2<адрес> администрацией Ф2 муниципального района не было выполнено, что является нарушением порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Согласно п. 1 ст. 21 Устава Ф2 муниципального района, принятого постановлением Ф2<адрес>ной Думы от 21.06.2005 г., администрация Ф2 муниципального района является исполнительно-распорядительным органом Ф2 муниципального района. Согласно п. 1 ст. 38 Устава Ф2 муниципального района органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Ф2 муниципального района несут ответственность перед населением муниципального района, государством, физическими и юридическими лицами.
ФИО2 назначен на должность заместителя главы администрации Ф2 муниципального района распоряжением администрации Ф2 муниципального района от <дата>№-р. и Распоряжением администрации Ф2 муниципального района <адрес> от <дата>№-р обязанности по осуществлению строительства объектов, возводимых на территории Ф2 муниципального района за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых в соответствии с заключёнными администрацией Ф2 муниципального района соглашениями возложены на заместителя главы администрации Ф2 муниципального района ФИО2 При этом согласно п.п. 4.14 должностной инструкции заместителя главы администрации Ф2 муниципального района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утверждённой постановлением администрации Ф2 муниципального района от <дата>№, заместитель главы администрации Ф2 муниципального района обязан выполнять распоряжения главы администрации Ф2 муниципального района, отданные в пределах его полномочий.
Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении, Актом от 09 апреля 2019 года, сообщением главы администрации Ф2 муниципального района <адрес> от 09.04.2019 года, Соглашениями, Перечнем объектов капитального строительства, информацией о размере субсидии, Показателями, Отчётами, протоколом, заявкой, Выписками, Докладом, Сведениями, Информацией о кассовых расходах, Оценкой.
Должностное лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – заместитель главы администрации Ф2 муниципального района <адрес> по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО2 представил объяснения, в которых указал, что с учётом срока, установленного Правилами от 30.09.2014 г. № 999 и по состоянию на 01.04.2019 г. администрацией Ф2 муниципального района плановый показатель по вводу в действие общеобразовательной организации не выполнен. Отсутствие введённого в эксплуатацию объекта строительства имеет место. На сегодняшний день готовность объекта: «Школа на 340 мест в п. Ф2<адрес>» составляет 99%. Невозможность завершения строительства объекта в срок в первую очередь связано с действиями предыдущего подрядчика ООО «Жилстрой-Инвент»., так как им был допущен ряд нарушений при строительстве объекта, данные нарушения не были устранены. При этом муниципальный контракт был расторгнут по инициативе администрации Ф2 муниципального района. Нарушения при строительстве, допущенные ООО «Жилстрой-Инвент» обращены на администрацию Ф2 муниципального района. Соответственно для устранения указанных нарушений, приняты меры по разработке проектной документации по устранению нарушений. Данные нарушения устранить в кратчайшие сроки не представилось возможным. Полагал возможным освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью и ограничиться устным замечанием.
ФИО6, его представитель представленные объяснения поддержали.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ведущий инспектор по контролю расходов на сельское хозяйство и природопользование контрольно-счётной палаты Волгоградской области ФИО4 представила объяснения, которые поддержала и в которых указала, что в 2018 году администрацией нарушено условие предоставления межбюджетных трансфертов и порядок их расходования на реализацию мероприятий по развитию сети общеобразовательных организаций в сельской местности государственной программы Волгоградской области «Устойчивое развитие сельских территорий» – не осуществлён в 2018 году ввод в эксплуатацию объекта «Школа на 340 учащихся в п. Ф2<адрес> с учётом незавершённого строительства». Строительство данного объекта администрацией осуществляется с 2015 года и в настоящее время он перешёл в разряд «долгостроя». В этом есть определённая доля вины органа местного самоуправления. Так, изначально срок действия муниципального контракта, заключённого администрацией на строительство школы с подрядчиком ООО «Жилстрой-Инвест» был определён до 31.12.2016 г., но в связи с невыполнением в срок и в полном объёме сторонами своих обязательств действие муниципального контракта продлили до полного исполнения обязательств. В частности администрацией не было обеспечено своевременное софинансирование строительства школы. В 2018 году администрацией муниципальный контракт с ООО «Жилстрой-Инвест» расторгнут в одностороннем порядке и ведутся судебные разбирательства, в том числе по устранению нарушений строительных норм и правил Градостроительного законодательства, а на действующего главу администрации Ф2 муниципального района Ф9 в прошлом году КСП Волгоградской области был составлен протокол за невыполнение обязательств администрации по обеспечению софинансирования расходных обязательств за счёт бюджетов муниципальных образований в размере не менее 10% от стоимости объекта капитального строительства. В июле 2018 года администрацией на строительство школы заключён муниципальный контракт с другим подрядчиком ООО «Монте-Аво», согласно которому срок выполнения работ по строительству школы установлен – до 31 декабря 2018 года. Однако до настоящего времени школа на 340 учащихся в п. Ф2 муниципального района в эксплуатацию не введена. Порядок расходования Субсидии установлен в Соглашении от 12.04.2018 г. №, заключённом между Комитетом и Администрацией о предоставлении из бюджета <адрес> в 2018 году бюджету Ф2 муниципального района Субсидии по объекту «Школа на 340 учащихся в п. Ф2<адрес> с учётом незавершённого строительства» в рамках Программы УРСТ. По условиям данного Соглашения от 12.04.2018 г. одним из условий предоставления субсидий является соответствие срока реализации проектов социально-инженерного обустройства и проектов комплексной застройки сроку реализации Программы УРСТ. Согласно Программе непосредственным результатом реализации в 2018 году мероприятия по развитию сети общеобразовательных организаций в сельской местности является ввод в действие общеобразовательной организации на 340 ученических мест. При этом в соответствии с п.п. 4.3.1 Соглашения от 12.04.2018 г. администрация обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления Субсидии. Согласно Соглашению от 12.04.2018 г. администрация обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия. В соответствии с Соглашением значением показателя результативности исполнения мероприятий по развитию сети общеобразовательных организаций в сельской местности является «Ввод в действие общеобразовательных организаций» в количестве 340 ученических мест до конца 2018 года, а с учётом срока, установленного Правилами формирования, представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации от 30.09.2014 г. №999 – до 01 апреля 2019 года. Как показала проверка, обязательства Комитета и Администрации по обеспечению в 2018 году софинансирования расходных обязательств по мероприятию «Развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности» выполнены в полном объёме и составили 125969,7 тыс. руб., что на 100% соответствует объему средств, предусмотренному Соглашением от 12.04.2018 г. Однако по состоянию на 01.01.2019 г. и по состоянию на 01.04.2019 г. плановый показатель по вводу в эксплуатацию объекта «Школа на 340 учащихся в п. Ф2<адрес> с учётом незавершённого строительства» не выполнен, что является нарушением условия предоставления и порядка расходования межбюджетных трансфертов. В соответствии с пунктами 16-19 Правил №999 за невыполнение обязательств бюджету <адрес> начислены штрафные санкции в размере 9750 тыс. рублей. Данная информация размещена на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации lhttp://mcx.ru/activity/state-support/urgentn. Распоряжением администрации от 27.02.2019 г. №81-р заместитель главы администрации Ф2 муниципального района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО2 назначен ответственным, в том числе по достижению установленных в соглашениях показателей результативности и завершения строительства объектов, возводимых на территории Ф2 муниципального района по муниципальным контрактам за счёт бюджетных средств. Согласно протоколу совещания у заместителя председателя Комитета, на котором со стороны администрации присутствовал заместитель главы администрации Ф2 муниципального района ФИО2 во избежание применения к администрации Волгоградской области штрафных санкций администрации было поручено принять исчерпывающие меры по обеспечению в срок до 29.03.2019 г. выполнения значения показателя результативности исполнения мероприятия по развитию сети общеобразовательных организаций с количеством 340 ученических мест, предусмотренного Соглашением от 12.04.2018 г. Поэтому заместителем главы администрации Ф2 муниципального района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО2 обязательство об обеспечении достижения значения показателя результативности – ввод в действие в 2018 году школы на 340 учащихся в п. Ф2<адрес> не было выполнено, что является нарушением условий предоставления и порядка расходования межбюджетных трансфертов и совершено административное нарушение по ст. 15.15.3 КоАП РФ. В данном случае учитывая незначительный срок пребывания в должности заместителя главы администрации Ф2 муниципального района ФИО2 – с февраля 2019 г. просит ограничиться минимально возможным наказанием, объявив ему замечание.
Представитель контрольно-счётной палаты Волгоградской области объяснения ведущего инспектора по контролю расходов на сельское хозяйство и природопользование контрольно-счётной палаты Волгоградской области ФИО4 поддержал.
Судья, выслушав лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает, что нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, -влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учётом представленных доказательств действия должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – заместителя главы администрации Ф2 муниципального района <адрес> по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО2 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что материалы настоящего дела об административном правонарушении не содержат сведений о повторном совершении ФИО2 однородного административного правонарушения, учитывая обстоятельства, явившиеся основаниями для привлечения его к административной ответственности, поэтому данное административное правонарушение, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, но с учетом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, поэтому является малозначительным.
Принимая решение о малозначительности совершённого ФИО2 административного правонарушения и руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии правовых оснований для освобождения ФИО2 от административной ответственности, в связи с чем, необходимо производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении ФИО2 – прекратить, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.1, 2.9, 12.3, 29.9, 29.10, 30.1, 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – заместителя главы администрации Ф2 муниципального района <адрес> по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ф1 – прекратить и ограничиться устным замечанием.
На постановление может быть подана жалоба в Волгоградский областной суд через Палласовский районный суд Волгоградской области либо непосредственно в Волгоградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: