Дело №5 -107/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«01» апреля 2021 года город Лодейное Поле
Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Алексеенок Н.М.
при секретаре судебного заседания Кухарь К.С.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности -ФГБУ «Нижне -Свирский государственный природный заповедник», в лице представителя ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.28 КоАП РФ в отношении, ФГБУ «Нижне -Свирский государственный природный заповедник»,
УСТАНОВИЛ:
В ходе планового (рейдового) осмотра территории ГПЗ ФЗ «Нижне -Свирский», проводимого в соответствии с приказом Управления от 24.09.2020 №ПР-250/25 в период с 24.09.2020 по 07.10.2020 с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации по охране окружающей среды, 07.10.2020 должностным лицом Управления установлено следующее: двигаясь по дороге от населенного пункта Лахта в населенный пункт Гумбарицы, в 106 квартале Нижне –Свирского лесничества, в координатах №60?39"35,9""Е033?02"29,4"", с левой стороны от дорожного съезда обнаружена выкопанная трактором канава для слива вод из болота, примыкающего к дороге с правой стороны. Длина канавы 8 м., ширина 1 м., глубина 0,5 м. Выбранный из канавы грунт в вид песочной массы и бревен складирован с левой стороны канавы на площади 6 кв.м. Двигаясь далее в направлении населенного пункта Гумбарицы, через 100 м., в координатах №60?39"39,0""Е033?02"26,0"", обнаружена вторая канава, расположенная с левой стороны от дорожного съезда, примыкающая к дороге и направленная для слива вод в лес. Длина канавы 7 м., ширина 1 м., глубина 0,5 м. С левой стороны от выкопанной канавы расположены две кучи выбранного грунта, уложенные на почвенно –растительный покров. Первая куча выбранного грунта имеет площадь 1 кв.м., вторая покрывает площадь 2 кв.м., высота 0,5 м. С правой стороны от выкопанной канавы расположена выкидка грунта на площади 4 кв.м. Кроме того, с правой стороны от канавы, параллельно дороге, вследствие проводимых работ трактором ЮМЗ с государственным регистрационным номером <***> поврежден и уничтожен почвенно –растительный покров на площади 20 кв.м. и от наезда трактора повалена и повреждена сосна обыкновенная диаметром 12 см в комле, 3 м. в высоту.
Данные факты влекут за собой нарушение ст..34, 43 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанное выше нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.28 КоАП РФ.
При возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст.8.28 КоАП РФ, назначено административное расследование по факту незаконной рубки, повреждения лесных насаждений (сосна обыкновенная), совершенное с применением автомототранспортного средства (трактор ЮМЗ с государственным регистрационным номером <***>) в границах Нижне –Свирского государственного природного заповедника.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (мотивированное представление по результатам обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ ПР -250/25).
Согласно имеющейся в Управлении информации, земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский муниципальный район, Нижне –Свирский государственный природный заповедник, относится к категории земель –земли особо охраняемых природных территорий и объектов. Разрешенное использование –для природно –заповедного назначения (свидетельство о государственной регистрации права серия 47 –АБ № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно свидетельства о государственной регистрации права, земельный участок общей площадью 3688879990080 кв.м. имеет кадастровый №. Согласно кадастровому плану земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра от ДД.ММ.ГГГГ№) данный земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании ФГБУ «Нижне –Свирский государственный природный заповедник», что также подтверждается постановлением Мэра Лодейнопольского района Ленинградской области от 01.03.1993 №240 о перерегистрации права землепользования Нижне –Свирскому государственному заповеднику, а также постановлением Главы администрации пос.Свирьстрой от24.05.1998 №22 о перерегистрации права на землепользование Нижне –Свирскому государственному природному заповеднику.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ФГБУ «Нижне -Свирский государственный природный заповедник», ФИО1 с нарушением не согласился, пояснив, что протокол в отношении Учреждения составлен необоснованно, дело об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. Установление виновности предполагает доказываение вины лица в совершении противоправного действия. Между тем, само по себе наличие повреждений лесных насаждений. не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.28 КоАП РФ. Доказательств, подтверждающих, что повреждение лесного насаждения совершено с применением трактора ЮМТЗ г.г.<***>, принадлежащего Учреждению, (аудио - видеосъемка, показания свидетелей, акты выполненных работ, договоры, наряды) не имеется. Какие -либо трассологические экспертизы, исследования и т.д. и т.п. в ходе административного расследования также не проводились. Таким образом, указание в протоколе о совершении правонарушения Учреждением с использованием трактора ЮМЗ г.г.<***> является не более чем предположением должностного лица, его составившего. Более того, характер повреждения дерева вообще не свидетельствует о его повреждении механизмами, автомототранспортными средствами, самоходными машинами или другими видами техники. Время повреждения дерева не установлено. Таким образом не установлена объективная сторона административного правонарушения, что с учетом ст.4.5 КоАП РФ сроков давности само по себе не позволяет решать вопрос об административной ответственности кого -либо. Необходимо отметить, что по материалам лесоустройства участок местности, на котором находилось поврежденное дерево, входит в зону частичного хозяйственного использования (в пределах ширины проезжей части - 10 метров) и относится к нелесным землям лесного фонда. В соответствии с лесохозяйственным регламентом в указанной зоне допускается вырубка древесины в целях обслуживания указанной дороги.
Должностное лицо - заместитель начальника межрегионального отдела государственного надзора за особо охраняемыми территориями и в сфере охоты по Санкт -Петербургу и Ленинградской области Северо -Западного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и в г.Санкт-Петербургу, ФИО5 пояснила, что на территории заповедника запрещена любая рубка деревьев. В материалы дела представлены фотографии с места административного правонарушения от 07.10.2020, где зафиксированы повреждения поваленной трактором сосны.
Выслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
В соответствии с ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которые являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу.
Из протокола об административном правонарушении следует, что при производстве работ трактором ЮМЗ с г.р.з.<***> на территории заповедника от наезда трактора повалена и повреждена сосна обыкновенная диаметром 12 см. в комле, 3 м. в высоту.
Из представленных фотографий не следует тот факт, что на месте поврежденного дерева находился трактор ЮМЗ г.р.н. 2220 и обдиры на сосне произведены именно им. Также не представлено доказательств того, что данная сосна не находилась в наклонном положении до её повреждения и эти повреждения -обдир, привели к прекращению роста данного дерева.
То есть, доказательств, что повреждение лесного насаждения совершено с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, а именно выше указанного трактора не имеется. Не представлено и доказательств того, что место расположения обдира коры и его характер свидетельствует о повреждении коры трактором ЮМЗ с г.р.з.<***>
Пунктом 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу, в том числе в связи с тем, что имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренное ст. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНВИЛ:
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ФГБУ «Нижне -Свирский государственный природный заповедник» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.28 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток.
СУДЬЯ: Алексеенок Н.М.