ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-107/2021 от 26.01.2021 Промышленного районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 5-107/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 января 2021 года г. Владикавказ

Судья Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Арбиева И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Казахстан Бурисова Аскара, <данные изъяты> года рождения, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ,

установил:

В адрес Промышленного районного суда г. Владикавказа поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 16.2. КоАП РФ.Северо-Осетинской таможни в отношении гражданина Республики Казахстан Бурисова Аскара, <данные изъяты> года рождения.

Из указанного материала следует, что 26 сентября 2019 года в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни на таможенную территорию Евразийского экономического Союза (далее - ЕАЭС) прибыло, согласно представленному свидетельству об учете ТС Республики Армения № <данные изъяты> от 17.09.2019 года, транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, под управлением гражданина Республики Казахстан Бурисова Аскара Орунтаевича. Перед началом таможенного контроля по прибытию на таможенную территорию ЕАЭС гражданин А.О. Бурисов предъявил должностному лицу таможенного органа свидетельство об учете ТС Республики Армения № <данные изъяты> от 17.09.2019 года на транспортное средство марки TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты> Аскара Бурисова. В рамках применения формы таможенного контроля в виде проверки таможенных, иных документов и (или) сведений начальник отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Верхний Ларс И.В. Чисников осуществил проверку идентификационных данных транспортного средства в Автоматизированной системе «Авто-Транспорт» программная задача ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ» уровня ФТС России (далее - АС «Авто-Транспорт»), а также была проведена проверка наличия информации о выпуске вышеуказанного транспортного средства в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения в Реестрах транспортных средств, оформленных в этих государствах, размещенных на портале ФТС России. По результатам проверки было установлено, что информация о выпуске в свободное обращение на территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения, отсутствует.

В связи с необходимостью проведения дополнительных проверочных мероприятий и несоблюдением гражданином А.О. Бурисовым условий п. 5 ст. 258 ТК ЕАЭС, вышеуказанное транспортное средство было задержано в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС. В ходе проведения таможенного контроля 26 сентября 2019 г. гражданин А.О. Бурисов от дачи объяснений отказался, сославшись на статью 51 Конституции РФ, однако, для обратной связи указал свои контактные данные, а именно номера телефона: <данные изъяты>, <данные изъяты>, и адрес электронной почты <данные изъяты>.

В целях получения информации о факте выпуска в свободное обращение на территории Республики Армения транспортного средства марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, его постановки на регистрационный учёт в органах дорожной полиции Республики Армения, а также проверки подлинности предъявленного свидетельства о регистрации ТС были направлены запросы.

Письмом дорожной полиции Республики Армения от 08.10.2019 г. № 17-7-24700 получена информация о том, что согласно данным электронного регистра Дорожной полиции Республики Армения государственный регистрационный знак <данные изъяты> и свидетельство о постановке на учет № <данные изъяты> учетно-экзаменационными подразделениями Дорожной полиции Республики Армения, не выдавались, а автомобиль «TOYOTA CAMRY», идентификационный номер VIN -<данные изъяты>, зарегистрирован и состоит на учете Дорожной полиции Республики Армения с 30 сентября 2019 года с выдачей свидетельства о постановке на учет транспортного средства № <данные изъяты> и государственных номерных знаков <данные изъяты>.

Согласно ответу Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения, по данным информационной базы таможенных деклараций Комитета государственных доходов Республики Армения (КГД РА) автомобиль марки «TOYOTA CAMRY 2.5» 2013 года выпуска для внутреннего потребления» по таможенному приходному ордеру <данные изъяты> с таможенной стоимостью <данные изъяты>, природоохранных платежей-<данные изъяты> AMD 30 сентября 2019 года.

Из заключения ЭИО г. Владикавказ ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск от 22 октября 2019 года № <данные изъяты> следует, что бланк предоставленного свидетельства о регистрации транспортного средства № КВ <данные изъяты> от 17 сентября 2019 года, выданного в Республике Армения, изготовлен с нарушением требований и условий, предъявляемых к изготовлению аналогичной защищенной полиграфической продукции и не соответствуют образцам свидетельств об учете транспортных средств используемых в Республике Армения.

На основании вышеизложенного следует, что транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <данные изъяты>, цвет черный, на момент прибытия 26 сентября 2019 года на таможенную территорию ЕАЭС в зоне деятельности таможенного поста МАПП Верхний Ларс не было зарегистрировано в государствах-членах ЕАЭС.

В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

Таможенное декларирование в письменной форме допускается:

при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

в отношении товаров для личного пользования;

в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

в отношении транспортных средств международной перевозки и т.д.

В соответствии со ст. 105 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании применяются

следующие виды таможенной декларации:

декларация на товары;

транзитная декларация;

пассажирская таможенная декларация;

декларация на транспортное средство.

Согласно ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование таваров, а также представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить Декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа. При этом декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Согласно п. 8 ст. 258 Таможенного кодекса ЕАЭС, пересечение физическим лицом линии завершения таможенных операций без подачи пассажирской таможенной декларации является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, если иное не установлено законодательством государств-членов.

Таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации на транспортное средство.

Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, за включением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП России, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи. 6.2 КоАП России.

Следовательно, гражданин Бурисов Аскар Орунтаевич, при прибытии 26.09.2019 года в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни на таможенную территорию ЕАЭС не задекларировал транспортное средство марки TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты> и тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

11 февраля 2020 года по данному факту в отношении Бурисова Аскара Орунтаевича уполномоченным отдела административных расследований Северо-Осетинской таможни Т.Ю. Макиевым было возбуждено дело об административном правонарушении № <данные изъяты> по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России и начато административное расследование. Копия определения о возбуждении дела об АП была направлена гражданину А.О. Бурисову 11.02.2020 года по адресу: <данные изъяты>. Тем же письмом в адрес гражданина А.О. Бурисова было направлено уведомление о явке 26.02.2020 г. года в Северо-Осетинскую таможню для участия в опросе в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП. Гражданин А.О. Бурисов в указанную дату в Северо-Осетинскую таможню не явился. 11 марта 2020 года в адрес Северо-Осетинской таможни поступило письмо А.О. Бурисова, которым он сообщил, что ранее посланное письмо Северо-Осетинской таможни от 11.02.2020 г. № 30-38/01892 им получено, при этом приехать в Северо-Осетинскую таможню для проведения опроса и составления протокола об административном правонарушении он не сможет в связи с тем, что он проживает за пределами Российской Федерации. Также А.О. Бурисов просил направлять ему все процессуальные документы по данному делу на адрес электронной почты <данные изъяты>.

11 февраля 2020 года транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с

государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, явившееся предметом административного правонарушения, было изъято в соответствии со статьей 27.10 КоАП России и помещено в КХВД Северо-Осетинской таможни по адресу: <данные изъяты>.

2 марта 2020 года решением заместителя начальника Северо-Осетинской таможни А.Б. Цораева расследование по делу было передано начальнику отдела административных расследований Северо-Осетинской таможни Т.А. Варзиевой и в тот же день принято к производству.

04 марта 2020 года для определения рыночной стоимости транспортного средства марки TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, в ЭИО г. Владикавказ, ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск была назначена товароведческая экспертиза.

Согласно заключению эксперта ЭИО г. Владикавказ, ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск N° <данные изъяты> от 10.03.2020 года рыночная стоимость указанного транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения, по состоянию на 26 сентября 2019 года, составила <данные изъяты> рублей.

Опрошенный 06 марта 2020 года в качестве свидетеля, по делу об административном правонарушении № 10803000-0241/2020, начальник отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Верхний Лapc Северо-Осетинской таможни И.В. Чисников, поснил что в должности начальника отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо - Осетинской таможни он работает с марта 2019 года. В его должностные обязанности входит совершение таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, в том числе перемещаемых физическими лицами для личного пользования, а так же контроль и координация за деятельностью должностных лиц отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни. 26 сентября 2019 года в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни на таможенную территорию ЕАЭС прибыло, согласно представленному свидетельству об учете ТС Республики Армения № <данные изъяты> от 17.09.2019 года, транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, под
управлением гражданина Республики Казахстан Бурисова Аскара Орунтаевича. При прибытии на таможенную территорию ЕАЭС гражданин А.О. Бурисов предъявил ему свидетельство о регистрации ТС Республики Армения № <данные изъяты> от 17.09.2019 года на вышеуказанное транспортное средство, выданное на имя Аскара Бурисова. Им была применена форма таможенного контроля в виде проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и в рамках нее он осуществил проверку идентификационных атрибутов транспортного средства, в электронных базах данных имеющихся в распоряжении таможенного поста МАПП Верхний Ларс. По результатам проверки было установлено, что информация о выпуске в свободное обращение данного транспортного средства на территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения, отсутствует. В связи с необходимостью проведения дополнительных проверочных мероприятий и несоблюдением гражданином А.О. Бурисовым условий ТК ЕАЭС, указанное транспортное средство, было им задержано в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС. В целях получения информации о факте выпуска в свободное обращение на территории Республики Армения указанного транспортного средства, его постановки на регистрационный учёт в регистрационных органах Республики Армения, а также проверки подлинности предъявленного свидетельства о регистрации ТС им были направлены запросы в Дорожную полицию Республики Армения, в Комитет государственных доходов при Правительстве Республики Армения, в ЭИО г. Владикавказ ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск. На основании полученных ответов следовало, что транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный -номер (VIN) <данные изъяты>, цвет черный, на момент прибытия 26 сентября 2019 года на таможенную территорию ЕАЭС в зоне деятельности таможенного поста МАПП Верхний Лapc не было зарегистрировано в государствах-членах ЕАЭС. При получении ответов на направленные запросы, сформированный им материал в соответствии с Порядком взаимодействия структурных подразделений таможенных органов при выявлении незаконного перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, был направлен в адрес заместителя начальника таможни А.Б. Цораева докладной запиской.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, выразилась в невыполнении гражданином А.О. Бурисовым обязанности по декларированию в установленной письменной форме транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения, ввезенного на таможенную территорию Евразийским Экономического союза.

Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России является лицо, совершившее с товаром действие (бездействие), образующее объективную сторону рассматриваемого правонарушения. В данном случае этим лицом является гражданин А.О. Бурисов, переместивший транспортное средство через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Совершение данного административного правонарушения не вызвано следствием чрезвычайных, объективно непредвиденных обстоятельств и других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля лица, привлекаемого к ответственности. Данные обстоятельства указывают на наличие в действии (бездействии) гражданина А.О. Бурисова субъективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.

Недекларирование А.О. Бурисовым по установленной форме транспортного средства марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, явившегося предметом по делу об АП, подлежащего обязательному письменному декларированию, при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза подтверждается следующими доказательствами:

определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № <данные изъяты>;

докладной запиской ТП МАПП Верхний Ларс СОТ от 20.11.2019 № 38-01-16/2904 о направлении информации;

письмом Комитета государственных доходов Республики Армения от 09.12.2019 г. № 5- I 4/77123-2019;

письмом Дорожной полиции Республики Армения от 08.12.2019 г. № 17-7-24700;

заключением специалиста ЭИО (г. Владикавказ) ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск от 22.10.2019 г. № 12405030/0036572 и другими материалами по делу.

Таким образом, собранными по делу доказательствами установлено, что гражданин <данные изъяты> года рождения, проживающий по адресу: <данные изъяты>., имеющий заграничный паспорт гражданина Республики Казахстан № <данные изъяты>, выданный Министерством Внутренних Дел Республики Казахстан от 15.06.2012 года, совершил 26 сентября 2019 года административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена 4.1 ст. 16.2 КоАП России, выразившееся в недекларировании по установленной форме транспортного средства марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, подлежащего обязательному письменному декларированию, при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в постоянной зоне таможенного контроля таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни.

Представитель СОТ, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

В судебное заседание Бурисов Аскар, извещенный в установленном законом порядке, о месте и времени проведения судебного заседания, не явился, причину своей неявки суду не сообщил.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие Бурисова А., по имеющимся материалам дела об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель Бурисова Аскара – Плиев И.М., действующий на основании нотариальной доверенности от 17.12.2019 года, обратился с письменными возражениями, в которых полагал, что вина Бурисова А. в совершении данного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.2. КоАП РФ установлена не была. Изложенные обстоятельства в протоколе об административном правонарушении его вину не подтверждают. Указал, что при осуществлении проверки идентификационных данных транспортного средства в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения в Реестрах транспортных средств, оформленных в этих государствах, размещенных на портале ФТС России. По результатам проверки было установлено, что информация о выпуске в свободное обращение на территории РФ, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения отсутствует.

В соответствии с действующим законодательством РФ и Таможенного Кодекса, к административной ответственности привлекаются лица, участвующие в незаконных действиях (бездействиях), если они знали или должны были знать о незаконности таких действий, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Возложение на Бурисова А. обязанности по таможенному декларированию приобретенного им автомобиля противоречит пункту 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 12 мая 2011 года № 7-П, согласно которому Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

«Признать взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения не могут рассматриваться как препятствующие добросовестному приобретателю (собственнику) ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства, в отношении которого неуплачены таможенные платежи, реализовать принадлежащие ему правомочия собственника на указанное имущество. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации на основе правовых позиций, сформулированных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Данное постановление Конституционного Суда РФ является окончательным, и не подлежит обжалованию».

Из этого следует, что реализация добросовестным приобретателем правомочий собственника должна осуществляться независимо от того, установлено ли лицо, ответственное за таможенное оформление ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства. Лишение Бурисова А. возможности добиться реализации принадлежащих ему правомочий свидетельствует о несоразмерном ограничении права собственности.

Сам по себе факт таможенного не декларирования по установленной форме транспортного средства, не может являться препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении данным имуществом. Таким образом, изъятие (имущество, транспортного средства) допускается лишь против лиц, имеющих обязательства перед таможенными органами.

Кроме того, необходимо отметить, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, образует бездействие лица, выразившееся в не декларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Между тем, в данном случае, действия Бурисова А.О. при въезде на территорию РФ соответствовали тем действиям, которые должен совершать гражданин государства-члена Евразийского экономического союза при ввозе автомобиля таможенного союза.

Выявленный таможенным органом факт незаконной регистрации транспортного средства предыдущим собственником в компетентных органах Республики Армения не образует события административного правонарушения, описываемого ч. 1 ст. 16.2 КоАП.

В том числе, из заключения ЭИО г. Владикавказа ЭКС - филиала ЦЭКТУ г.Пятигорск от 22.10.2019 года № <данные изъяты> следует, что бланк предоставленного свидетельства о регистрации транспортного средства № КВ <данные изъяты> от 17.09.2019 года, выданного в Республике Армения изготовлен с нарушением требований и условий, предъявляемых к изготовлению аналогичной защищенной полиграфической продукции и не соответствует образцам свидетельств об учете транспортных средств, используемых в Республике Армения. Бурисов А. приобрел транспортное средство, прошедшее регистрацию в уполномоченных органах Республики Армения, после проверки сотрудниками всех документов на транспортное средство. Каких-либо причин, для отказа в регистрации транспортного средства не было установлено. Эти обстоятельства свидетельствовали о том, что автомобиль законно находился в собственности продавца, у которого Бурисов А. купил транспортное средство. Бурисов А. не будучи знаком с работой таможни даже не мог предположить, что нарушает правила Таможенного Кодекса РФ.

Необходимо отметить, что в соответствии со сложившейся судебной практикой по делам данной категории, в Бюллетене Верховного Суда РФ от 2001 г. № 2, стр. 13-14 опубликовано дело № 78-В00-7, ставшее известным по заявлению Журавлевой И.В., у которой был изъят автомобиль, не прошедший таможенное оформление. При рассмотрении данного дела Судебная коллегия Верховного Суда РФ определила: «гражданско-правовая ответственность, либо другие неблагоприятные последствия могут быть возложены на лицо, которое приобрело, перемещенное через таможенную границу Российской Федерации транспортное средство, при доказанности того, что в момент приобретения это лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза ТС. Данное положение распространяется и на случаи, когда таможенное средство, перемещенное через таможенную границу, не прошло таможенного оформления.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, и от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-0 отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения означает, что само процессуальное событие в форме противоправного деяния имело место, однако в нем отсутствует любой из образующих состав признаков: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Под его субъективной стороной понимают отношение виновного лица к совершенному деянию и в некоторых случаях к его последствиям.

Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава правонарушения (абз. 2 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Состав административного правонарушения отсутствует при не установлении виновности или установлении невиновности лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, в данном случае производство по делу подлежит прекращению в связи с не установлением таможенным органом вины Бурисова А. (отсутствие субъективной стороны в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 cт. 16.2. КоАП РФ).

Выслушав представителя Бурисова А., исследовав материалы настоящего административного дела, прихожу к выводу, о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Казахстан Бурисова А. по части 1 ст.16.2 КоАП РФ подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

В соответствии с пунктом 2 статьи 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 8 ст. 111 ТК ЕАЭС установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно положениям части 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров (п.1); представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (2);

При этом из части 3 статьи 84 ТК ЕАЭС следует, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Таким образом, Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности, то есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечивать их выполнение.

Как усматривается из п.25 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС – «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза» - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Согласно положениям части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ к административной ответственности подлежит привлечению лицо, совершившее административное правонарушение, в действиях которого усматривается вина.

В силу положений части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 2.6 КоАП РФ предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Материалами дела было установлено, следующее.

26 сентября 2019 года в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Верхний Ларс Северо-Осетинской таможни на таможенную территорию Евразийского экономического Союза (далее - ЕАЭС) прибыло, согласно представленному свидетельству об учете ТС Республики Армения № <данные изъяты> от 17.09.2019 года, транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты> под управлением гражданина Республики Казахстан Бурисова Аскара Орунтаевича. Перед началом таможенного контроля по прибытию на таможенную территорию ЕАЭС гражданин А.О. Бурисов предъявил должностному лицу таможенного органа свидетельство об учете ТС Республики Армения № <данные изъяты> от 17.09.2019 года на транспортное средство марки TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты> Аскара Бурисова. В рамках применения формы таможенного контроля в виде проверки таможенных, иных документов и (или) сведений начальник отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Верхний Ларс И.В. Чисников осуществил проверку идентификационных данных транспортного средства в Автоматизированной системе «Авто-Транспорт» программная задача ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ» уровня ФТС России (далее - АС «Авто-Транспорт»), а также была проведена проверка наличия информации о выпуске вышеуказанного транспортного средства в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения в Реестрах транспортных средств, оформленных в этих государствах, размещенных на портале ФТС России. По результатам проверки было установлено, что информация о выпуске в свободное обращение на территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения, отсутствует.

В связи с необходимостью проведения дополнительных проверочных мероприятий и несоблюдением гражданином А.О. Бурисовым условий п. 5 ст. 258 ТК ЕАЭС, вышеуказанное транспортное средство было задержано в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС. В ходе проведения таможенного контроля 26 сентября 2019 г. гражданин А.О. Бурисов от дачи объяснений отказался, сославшись на статью 51 Конституции РФ, однако, для обратной связи указал свои контактные данные, а именно номера телефона: <данные изъяты>, <данные изъяты>, и адрес электронной почты <данные изъяты>.

В целях получения информации о факте выпуска в свободное обращение на территории Республики Армения транспортного средства марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, его постановки на регистрационный учёт в органах дорожной полиции Республики Армения, а также проверки подлинности предъявленного свидетельства о регистрации ТС были направлены запросы.

Письмом дорожной полиции Республики Армения от 08.10.2019 г. № 17-7-24700 получена информация о том, что согласно данным электронного регистра Дорожной полиции Республики Армения государственный регистрационный знак 36WE125 и свидетельство о постановке на учет № <данные изъяты> учетно-экзаменационными подразделениями Дорожной полиции Республики Армения, не выдавались, а автомобиль «TOYOTA CAMRY», идентификационный номер VIN <данные изъяты>, зарегистрирован и состоит на учете Дорожной полиции Республики Армения с 30 сентября 2019 года с выдачей свидетельства о постановке на учет транспортного средства № РН515738 и государственных номерных знаков 36NQ146.

Согласно ответу Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения, по данным информационной базы таможенных деклараций Комитета государственных доходов Республики Армения (КГД РА) автомобиль марки «TOYOTA CAMRY 2.5» 2013 года выпуска для внутреннего потребления» по таможенному приходному ордеру <данные изъяты> с таможенной стоимостью <данные изъяты> AMD, природоохранных платежей-<данные изъяты> AMD 30 сентября 2019 года.

Из заключения ЭИО г. Владикавказ ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск от 22 октября 2019 года № <данные изъяты> следует, что бланк предоставленного свидетельства о регистрации транспортного средства № КВ <данные изъяты> от 17 сентября 2019 года, выданного в Республике Армения, изготовлен с нарушением требований и условий, предъявляемых к изготовлению аналогичной защищенной полиграфической продукции и не соответствуют образцам свидетельств об учете транспортных средств используемых в Республике Армения.

На основании вышеизложенного Таможен орган – СОТ, пришел к выводу о том, что транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY 2.5» 2013 года выпуска на момент пересечения 26 сентября 2019 года таможенной границы ЕАЭС в зоне деятельности таможенного поста МАПП Верхний Ларс не было зарегистрировано в государствах - членах ЕАЭС.

Вышеуказанные обстоятельства были расценены таможенным органом как совершение 26.09.2019 года гражданина Республики Казахстан Бурисовым А.О. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, выразившееся в невыполнении гражданином обязанности по декларированию в установленной письменной форме товара, явившегося предметом административного правонарушения, ввезенного на таможенную территорию Евразийским экономического союза.

В связи с чем, Определением от 11 февраля 2020 года было возбуждено дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10803000-241/2020 в отношении гражданина Республики Казахстан Бурисова А.О. по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Вместе с тем суд приходит к убеждению о том, что названный вывод должностного лица Северо-Осетинской таможни основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

Так, из заключения ЭИО г. Владикавказ ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск от 22 октября 2019 года № <данные изъяты> следует, что бланк предоставленного свидетельства о регистрации транспортного средства № КВ <данные изъяты> от 17 сентября 2019 года, выданного в Республике Армения, изготовлен с нарушением требований и условий, предъявляемых к изготовлению аналогичной защищенной полиграфической продукции и не соответствуют образцам свидетельств об учете транспортных средств используемых в Республике Армения.

При этом в Примечании 2 к статье 16.1 КоАП РФ разъяснено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В связи с чем, при квалификации административного правонарушения имеет место отличие от недекларирования и недостоверного декларирования.

В свою очередь, в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. № 18 (ред. от 25.06.2019 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» были даны разъяснения о том, что частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Более того, из материалов данного дела не усматривается наличие умысла со стороны гражданина Республики Казахстан Бурисова А.О. на пересечение таможенной границы без декларирования по установленной форме транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, подлежащего таможенному декларированию, поскольку им было предъявлено должностному лицу таможенного органа свидетельство о регистрации транспортного средства № КВ 869275 от 17 сентября 2019 года, выданного в Республике Армения, о недостоверности данного документа Бурисов А.О. знать не мог.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к убеждению о том, что действия гражданина Республики Казахстан Бурисова А.О. не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, объективной стороной которого является недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, что противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п.2 ч.1 статьи 24.5. Кодекса РФ об АП - производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При установленных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении физического лица - гражданина Республики Казахстан Бурисова А.О. по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ подлежит прекращению.

Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Согласно свидетельству об учете транспортного средства марки «TOYOTA CAMRY», идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, его собственником является Аскар Бурисов.

При установленных обстоятельствах изъятый товар: транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей подлежит передаче законному владельцу <данные изъяты> Бурисову.

На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ в отношении физического лица – гражданина Республики Казахстан Бурисова Аскара Орунтаевича, <данные изъяты> года рождения, проживающего по адресу: Республика Казахстан, <данные изъяты>.

Изъятый товар: транспортное средство марки «TOYOTA CAMRY», 2013 года выпуска, идентификационный номер VIN - <данные изъяты>, цвет черный, с государственными регистрационными знаками Республики Армения <данные изъяты>, рыночной стоимостью <данные изъяты> рублей, вернуть законному владельцу Аскару Бурисову Аскару Орунтаевича <данные изъяты> года рождения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.Р. Арбиева