ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-107/21 от 25.06.2021 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 5-107/21

Постановление

по делу об административном правонарушении

(резолютивная часть постановления вынесена 25 июня 2021)

г. Анадырь 28 июня 2021 года

Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного округа Сидорова И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания», адрес юридического лица: Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Южная, д. 1/2, ОГРН 1028700587112, ИНН 8709009294,

установил:

15 апреля 2021 года в 07 часов 53 минуты (время Москва), 15 часов 33 минуты (время Магадан), АО «Чукотская горно-геологическая компания» (далее – АО «ЧГГК»), расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Южная, д. 1/2, осуществляло деятельность по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на территории аэропорта «Купол» без специального разрешения (лицензии), в нарушение п.14 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 2 «Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131. Своими действиями юридическое лицо АО «Чукотская горно-геологическая компания» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Представитель юридического лица АО «Чукотская горно-геологическая компания» ФИО2 в судебном заседании представил письменные пояснения, в которых указал, что на дату рассмотрения настоящего дела в действиях юридического лица отсутствует событие административного правонарушения, поскольку 21 мая 2021 года оформлена лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров. В течение 2020-2021г.г. АО «ЧГГК» предпринимало комплекс мер, необходимых для лицензирования деятельности по тушению пожаров, а именно: по обучению личного состава СПАСОП Аэропорта Купол; обеспечивало очередную аттестацию личного состава; личный состав проходил медицинский осмотр; 14 апреля 2021 года АО «ЧГГК» направило заявительные материалы на получение лицензии. За период функционирования Аэропорта «Купол» фактически не осуществляло деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Представитель просит рассмотреть факт отсутствия лицензии как малозначительное, а также полагает, что в действиях АО «ЧГГК» отсутствует состав и событие административного правонарушения, так как не доказан факт осуществления деятельности без лицензии. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «ЧГГК». В дополнениях к письменным возражениям, представитель также указал, что пропущен срок привлечения к административной ответственности, полагая, что срок следует исчислять с 06 марта 2020 года. В представлении Магаданской транспортной прокуратуры от 05 февраля 2020 года АО «ЧГГК» следовало предоставить информацию о наличии лицензии в прокуратуру в месячный срок. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении допущена неточность в отношении оператора гражданской авиации осуществляющего свою деятельность на взлетной посадочной полосе «Купол». В постановлении прокурора указано, что АО «ЧГГК» осуществляет обеспечение деятельности аэропорта «Купол», однако в юридических документах указан оператор аэродрома гражданской авиации «Купол».

Заместитель Анадырского межрайоного прокурора Пасков А.В. в судебном заседании просил привлечь юридическое лицо АО «ЧГГК» к административной ответственности, указав, что по состоянию на 15 апреля 2021 года у АО «ЧГГК» отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров. Материалами дела подтверждено, что на территории аэродрома имеется аварийно-спасательная служба, для обеспечения деятельности по тушению пожаров.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. Пунктом 14 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ установлено, что деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, подлежит лицензированию.

Согласно ч. 2 ст. 9 данного Федерального закона юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

На основании п. 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131, лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).

В соответствии с пунктом 41 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26.11.2020 № 517 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов», службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов относится к силам и средствам функциональной подсистемы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», аварийно-спасательные службы создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб - руководством организаций.

На основании решения и.о. Магаданского транспортного прокурора М.Г.Попова от 12 апреля 2021 года была проведена проверка в отношении АО «Чукотская горно-геологическая компания» на предмет проверки исполнения законодательства при организации АО «Чукотская горно-геологическая компания» аварийно-спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродроме Купол.

В ходе проверки установлено, что в аэропорту Купол АО «Чукотская горно-геологическая компания» создана и функционирует служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП), одной из основных задач которой является организация наземного поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов на территории аэродрома и в районе его ответственности, а также противопожарного обеспечения полетов и объектов аэропорта.

СПАСОП АО «Чукотская горно-геологическая компания» аэропорта Купол имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ № 02544 от 21.01.2021, согласно которому одним из основных видов проводимых работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

В соответствии с Положением, утвержденным директором аэропорта Купол 09.09.2020, СПАСОП является самостоятельным структурным подразделением аэродрома Купол и предназначена для организации наземного поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов на территории аэродрома и в районе его ответственности, а также противопожарного обеспечения полетов и объектов аэропорта.

В состав СПАСОП входят штатный пожарно-спасательный расчет в количестве 16 человек, имеется специальная пожарная техника и пожарнотехническое оборудование, что свидетельствует о функциональной направленности указанного подразделения на осуществление деятельности по тушению пожаров.

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно- спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Вина юридического лица АО «Чукотская горно-геологическая компания» в осуществлении деятельности, по тушению пожаров, не связанной с извлечением прибыли, подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 апреля 2021 года, в котором указаны дата, место, время обнаружения и обстоятельства совершения административного правонарушения;

- сообщением АО «Чукотская горно-геологическая компания» от 09 апреля 2021 года и от 15 апреля 2021 года об отсутствии лицензии на деятельность по тушению пожаров;

- требованием и.о.Магаданского транспортного прокурора М.Г.Попова о предоставлении информации и документов от 12 апреля 2021 года, в котором указано о необходимости предоставления документов по организации аварийно-спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродроме Купол;

- решением и.о.Магаданского транспортного прокурора М.Г.Попова от 12 апреля 2021 года о проведении проверки в отношении АО «Чукотская горно-геологическая компания» на предмет исполнения законодательства при организации аварийно-спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродроме Купол;

- штатным расписанием АО «Чукотская горно-геологическая компания», из которого следует, что в хозяйственном подразделении рудника аэропорта Купол имеются должности, связанные с пожарно-спасательной деятельностью;

- Положением о службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэродрома «КУПОЛ» АО «ЧГГК», согласно которому, указанная служба предназначена для противопожарного обеспечения полетов и объектов аэропорта;

- паспортом аттестованной аварийно-спасательной службы, в которой указано, что зоной ответственности является аэропорт «Купол»;

- Инструкцией по организации и проведению наземных поисковых и аварийно-спасательных работ на аэродроме Купол и в районе ответственности от 09 сентября 2020 года, согласно которой указаны организация и выполнение аварийно-спасательных работ на территории и в районе ответственности аэропорта Купол;

- оперативным планом по тушению пожаров на воздушных судах в аэропорту Купол АО «ЧГГК»;

- сообщением ГУ МЧС России по Чукотскому АО от 07 апреля 2021 года, в котором указано, что АО «ЧГГК» необходимо оформить лицензию для осуществления деятельности по тушению пожаров на аэродроме и в районе аэродрома Купол;

- заявлением АО «ЧГГК» от 14 апреля 2021 года о представлении лицензии на осуществление вида деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

- уведомлением ГУ МЧС России по Чукотскому АО, о том, что с 21 мая 2021 года АО «ЧГГК» предоставлена лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на момент выявления административного правонарушения – 15 апреля 2021 года, АО «Чукотская горно-геологическая компания» не имело лицензию на вид деятельности связанную с тушением пожаров.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, действия юридического лица АО «ЧГГК» подлежат квалификации по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

Оснований для переквалификации действий АО «ЧГГК» на иную часть ст. 19.20 КоАП РФ не усматриваю.

Доводы представителя юридического лица в пояснениях об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности являются не обоснованными.

Срок давности привлечения АО «ЧГГК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, составляющий 3 месяца, на момент рассмотрения дела не истёк, поскольку он исчисляется с даты выявления административного правонарушения – 15 апреля 2021 года, что согласуется с позицией Верховного Суда, выраженной в Постановлениях Верховного Суда РФ от 02.12.2019 N 44-АД19-30, от 02.08.2018 № 73-АД18-6. В связи с чем, указание представителем юридического лица на то, что срок привлечения юридического лица к административной ответственности истек 06 июня 2020 года, является не обоснованным.

Доводы представителя юридического лица о том, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 апреля 2021 года допущена неточность: указано, что АО «ЧГТК» осуществляет обеспечение деятельности аэропорта «Купол», однако в юридических документах указан оператор аэродрома гражданской авиации «Купол», не влияют на квалификацию деяния вмененного юридическому лицу.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Воздушного кодекса РФ, аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Таким образом, аэропорт как комплекс сооружений включает в себя аэродром. Кроме того, из исследованных в судебном заседании документов следует, что зоной ответственности аварийно-спасательной службы является аэропорт «Купол», который включает в себя аэродром.

Доводы представителя юридического лица заявителя о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершенное АО «ЧГГК» правонарушение посягает на отношения, объектом которых является порядок управления. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного АО «ЧГГК» правонарушения, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Само по себе наличие подача заявления на получение лицензии на момент выявления административного правонарушения не могут служить основаниями для признания административного правонарушения малозначительным, поскольку объектом правонарушения является установленный порядок управления, а объективная сторона выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, которая является обязательной.

Доводы представителя юридического лица об отсутствии события и состава административного правонарушения являются не обоснованными, поскольку в действиях юридического лица АО «ЧГГК» установлено как событие, так и состав административного правонарушения.

Указание представителем юридического лица на то, что фактически деятельность по тушению пожаров не велась, не имеет никакого правового значения для квалификации действий юридического лица АО «ЧГГК» по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Создание службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов в гражданской авиации является обязательной, деятельность которой по тушению пожаров подлежит обязательному лицензированию.

В силу ч. 1,3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих наказание, и отягчающих наказание судом не установлено.

Учитывая характер совершенного АО «ЧГГК» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение последнего, конкретные обстоятельства дела, отсутствие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих наказание данного лица, судья приходит к выводу о назначении АО «ЧГГК» минимального наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Отсутствуют условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда, а такая угроза заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством, с учетом того, что не соблюдение обязательных лицензионных требований создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в будущем.

Таким образом, осуществляя деятельность по тушению пожаров, подлежащую лицензированию, без получения соответствующей лицензии юридическое лицо создавало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем, назначение наказания в виде предупреждения в данном конкретном случае является невозможным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо Акционерное общество «Чукотская горно-геологическая компания», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления, о наложении административного штрафа, в законную силу на расчётный счёт:

Получатель: УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная транспортная прокуратура, л/с 04221859170), ИНН 2722064511; КПП 272201001; БИК 010813050; Счет 03100643000000012200; КБК 116 01191010009140, Банк отделение Хабаровск Банка России/УФК по Хабаровскому краю г. Хабаровск.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Постановление может быть опротестовано прокурором и (или) обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в суд Чукотского автономного округа, в том числе через Анадырский городской суд Чукотского автономного округа, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Сидорова