ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1080/19 от 01.07.2019 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 5-1080/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1 июля 2019 г. г. Новороссийск

Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска, Краснодарского края, Есипко С.Н., рассмотрев в помещении суда, дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО2 ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, уроженца <адрес> проживающего по адресу : <адрес> предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ :

В Октябрьский районный суд г. Новороссийска поступило дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Согласно материалам дела : ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, на основании Положения о Черноморо-Азовском морском Управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 28.11.2016 г. № 761, а так же на основании Приказа Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 29.04.2018 № 202-КНД, было проведено обследование водоохранной зоны Черного моря в границах <адрес><адрес>. В ходе обследования, установлено, что в 20 метровой береговой полосе Черного моря, в районе правой оконечности пляжа, вдоль правой стенки берегоукрепительного сооружения, проходящего по земельному участку с кадастровым номером <адрес> установлен забор, выполненный из металлических рамок с натянутой сеткой рабицей. В соответствии с положением ст. 42 Федерального Закона N 136-ФЭ от 25.10.2001 "Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - Земельный Кодекс РФ) собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, а также выполнять иные требования, предусмотренные Земельным Кодексом РФ, федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» (далее - Водный кодекс), поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Частью 2 ст. 6 ФЗ от 3 июня 2006 г. Водного кодекса, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В силу ч. 6 ст. 6 ФЗ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ Водного кодекса, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. При рассмотрении имеющихся материалов были получены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.12.1 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования установлено, что собственником указанного земельного участка является Администрация муниципального образования город Новороссийск. Часть указанного земельного участка предоставлена ИП ФИО1 по договору от ДД.ММ.ГГГГ на размещение объектов благоустройства пляжной территории на части земельного участка и прилегающей прибрежной полосы без предоставления земельного участка и установления сервитутов. ДД.ММ.ГГГГ поступили письменные объяснения ИП ФИО1, при изучении которых установлено, что установка забора, ограничивающего свободный доступ граждан к береговой полосе Черного моря в указанном районе, осуществлялась ИП ФИО1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны водных объектов. Предметом правонарушения являются правила свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Указанные правила регламентированы ст. 6 ФЗ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» (далее - ВК РФ). Целью ст. 8.12.1 КоАП РФ является обеспечение административно-правовыми средствами соблюдения прав граждан на свободный неограниченный физический доступ к береговой полосе и любым водным объектам (рекам, озерам, водоемам и т.п.) с установленным в отношении их режимом общего пользования, соблюдения порядка водопользования. С объективной стороны состав административного правонарушения характеризуется действиями (бездействием), направленными на установление и (или) не устранение препятствий к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Субъектами правонарушений являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности. О составлении настоящего протокола об административном правонарушении ИП ФИО1 был извещено надлежащим образом соответствующим уведомлением (извещением) от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушены требования: ст. 6 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации». Вышеуказанное нарушение явилось следствием того, что ИП ФИО1 не предпринимались все зависящие меры, направленные на соблюдение указанных обязательных требований (правил и норм), а также явилось следствием того, что указанным юридическим лицом были нарушены обязательные требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования. За нарушение указанных требований КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Данное физическое лицо несет ответственность за совершение вышеуказанного нарушения. Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 на территории земельного участка с кадастровым номером совершил административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования. Указанное в настоящем протоколе нарушение обязательных требований, а также наличие в действиях (бездействии) ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, подтверждаются материалами данного дела об административном правонарушении.

Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель по доверенности ФИО4 возражал против привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ. В обоснование своих доводов пояснил, что проход на территорию земельного участка с кадастровым номером: имеется. В дневное время он общедоступен для всех граждан, а в ночное время он закрывается, с целью обеспечения сохранности имеющегося там имущества, а также с целью сохранения безопасности для самих граждан. ДД.ММ.ГГГГ между Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ИП ФИО5, был заключен договор водопользования Согласно предмета настоящего договора, Кубанское бассейновое водное управление передало участок акватории Черного моря площадью 0,1 кв. км в районе <адрес> в пользование ИП ФИО5, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, ИП ФИО5 и ИП ФИО1 был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору водопользования Исходя из предмета указанного договора ИП ФИО1 принял все права и обязанности от ИП ФИО5 по ранее заключенного договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО <адрес> и ИП ФИО1 был заключен договор на размещение объектов благоустройства пляжной территории на части земельного участка с кадастровым номером: и прилегающей прибрежной полосы без предоставления земельного участка, и установления сервитутов. После чего, собственник смежного земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, целевое назначение которого – для эксплуатации лодочной станции и гаражей ФИО6 обратился к ИП ФИО1 с требованием предоставить ему доступ (проход) к акватории Черного моря. Так же пояснил, что им производится строительство лодочной станции на указанном земельном участке и ему требуется доступ к морю, для выхода и захода маломерных самоходных и не самоходных (надводных) судов (плав. средств), а также всех вспомогательных для них устройств. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ИП ФИО1 было заключено соглашение о совместной деятельности. Исходя из условий которого, стороны пришли к обоюдному соглашению об объединении усилий по ведению и функционированию лодочной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м., находящемся по адресу: <адрес> указанного соглашения, ИП ФИО1 обязуется беспрепятственно пропускать ФИО6 через территорию земельного участка с кадастровым номером: и прилегающую к нему прибрежную полосу, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, а также через арендуемую им часть участка акватории Черного моря, согласно договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, Кроме того ИП ФИО1 обязался арендуемую прибрежную полосу, и часть акватории Черного моря оградить от проникновения на территорию посторонних лиц. В соответствии с требованиями действующего законодательства. ФИО6 в свою очередь обязуется при необходимости предоставить часть своей территории для хранения и стоянки маломерных самоходных и не самоходных (надводных) судов (плав. средств), а также всех вспомогательных для них устройств. Ч. 2 ст. 6 ФЗ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс РФ» предусмотрено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими ФЗ. В соответствии с п. 2.1. Постановления главы Администрации Краснодарского края от 30 июня 2006 г. № 536 « Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах» зона купания (пляж) - организованное место массового отдыха людей на водном объекте, расположенное на участке берега с прилегающей к нему акваторией, установленное органами местного самоуправления и специально обустроенное для купания и массового отдыха людей в рекреационных целях. Исходя из смысла данных правил, не допускается размещение на территории пляжа, в границах заплыва, пунктов проката маломерных судов и других плавательных средств, представляющих угрозу жизни и здоровью отдыхающих и купающихся. Таким образом, следует, что пляж исключает какую-либо деятельность по эксплуатации маломерных судов и других плавательных средств. Однако, согласно главе 2 п. 17. приказа ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима» содержание (хранение) Российских маломерных самоходных и несамоходных (наводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, используемых на участках (в районах в российской части вод*(13) (кроме судов (средств) правоохранительных и контролирующих органов), осуществляется на пристанях, причалах, в других пунктах базирования, обеспечивающих воспрепятствование доступа посторонних лиц и несанкционированного выхода судов (средств) в российскую часть вод*(14), на берегу закрепленными с помощью тросов закрывающемся на замок. Допускается содержание (хранение) на воде поставленных на якорь или пришвартованных пунктах базирования судов (средств), которые по своей массе или размеру не могут быть подняты на берег. С целью разъяснения главы 2 п. 17 указанного приказа ФСБ России, ФИО6ДД.ММ.ГГГГ вхд. № обратился в Службу ПУ ФСБ России по Краснодарскому краю в г. Новороссийске. В соответствии с ответом заместителя начальника Службы ПУ ФСБ России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> полковника ФИО7 было дано разъяснение п. 17 Правил пограничного режима, утвержденных приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно которого в целях создания необходимых условий охраны Государственной границы содержание (хранение) российских маломерных судов (средств) должны осуществляться на пунктах базирования, в условиях обеспечивающих воспрепятствование доступа посторонних лиц и несанкционированного выхода российских маломерных судов (средств) в российскую часть вод. Вышеизложенное достоверно подтверждает тот факт, что территория земельного участка с кадастровым номером: и прилегающая к нему прибрежная полоса не предназначена для пляжного отдыха неопределенного круга лиц, и подлежит ограждению, чтобы исключить несанкционированное проникновение посторонних лиц. Вместе с тем, приложенные к материалам настоящего дела фотографии достоверно подтверждают, что проход на территорию земельного участка с кадастровым номером: имеется.

Выяснив мнение представителя ИП ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья не находит оснований для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.12.1 КоАП РФ ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, по следующим основаниям.

В силу ст. 8.12.1 КоАП РФ, несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В силу ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, должна быть дана оценка доказательствам, имеющимся в деле.

П. 1 ст.6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2 ст.6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из смысла п.6 ст.6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

В силу п.8 ст.6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Из материалов административного дела следует, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды было установлено, что в 20 метровой береговой полосе Черного моря, в районе правой оконечности пляжа, вдоль правой стенки берегоукрепительного сооружения, проходящего по земельному участку с кадастровым номером: 23:47:0000000:815 установлен забор, выполненный из металлических рамок с натянутой сеткой рабицей.

По результатам проверки государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО8 был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что между Администрацией МО <адрес> и ИП ФИО1 был заключен договор на размещение объектов благоустройства пляжной территории на части земельного участка с кадастровым номером: и прилегающей прибрежной полосы, без предоставления земельного участка, и установления сервитутов, что подтверждается копией договора . Указанный земельный участок, расположен в прибрежной полосе Черного моря.

Кроме того, в материалах дела имеется договор передачи прав и обязанностей по договору водопользования - от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из предмета указанного договора, ИП ФИО1 принял все права и обязанности от ИП ФИО5 по ранее заключенному договору водопользования - от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно соглашению о совместной деятельности заключенное между ФИО6 и ИП ФИО1, стороны пришли к обоюдному соглашению об объединении усилий по ведению и функционированию лодочной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером: площадью 2001 кв. м., находящемся по адресу: <адрес>.

В силу указанного соглашения, ИП ФИО1 обязуется беспрепятственно пропускать ФИО6 через территорию земельного участка с кадастровым номером: и прилегающую к нему прибрежную полосу, согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, а также через арендуемую им часть участка акватории Черного моря, согласно договору водопользования - от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ИП ФИО1 обязался арендуемую прибрежную полосу, и часть акватории Черного моря оградить от проникновения на территорию посторонних лиц, в соответствии с требованиями действующего законодательства. ФИО6 в свою очередь обязуется при необходимости предоставить часть своей территории для хранения и стоянки маломерных самоходных и не самоходных (надводных) судов (плав. средств), а также всех вспомогательных для них устройств.

Таким образом, земельные участки с кадастровым номером: и , являются местом стоянки (хранения) и размещения маломерных самоходных и не самоходных (надводных) судов (плав. средств), а также всех вспомогательных для них устройств.

При этом, согласно представленных в материалы дела фотографиям достоверно усматривается, что имеется свободный доступ на территорию земельного участка с кадастровым номером:

Согласно пояснениям представителя ИП ФИО9, в дневное время предоставляется всем гражданам беспрепятственный доступ на территорию указанного земельного участка. В ночное же время доступ закрывается с целью обеспечения сохранности маломерных водных средств передвижения, а также с целью защиты жизни и здоровью граждан.

Как указано п. 17. приказа ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима», содержание (хранение) Российских маломерных самоходных и несамоходных (наводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, используемых на участках (в районах в российской части вод*(13) (кроме судов (средств) правоохранительных и контролирующих органов), осуществляется на пристанях, причалах, в других пунктах базирования, обеспечивающих воспрепятствование доступа посторонних лиц и несанкционированного выхода судов (средств) в российскую часть вод*(14), на берегу закрепленными с помощью тросов закрывающемся на замок.

Допускается содержание (хранение) на воде поставленных на якорь или пришвартованных пунктах базирования судов (средств), которые по своей массе или размеру не могут быть подняты на берег.

Согласно информации заместителя начальника Службы пограничного управления по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> полковника ФИО7, было дано разъяснение п. 17 Правил пограничного режима, утвержденных приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, в целях создания необходимых условий охраны Государственной границы содержание (хранение) российских маломерных судов (средств) должны осуществляться на пунктах базирования, в условиях обеспечивающих воспрепятствование доступа посторонних лиц и несанкционированного выхода российских маломерных судов (средств) в российскую часть вод.

Исходя из вышеизложенного следует, что территория земельного участка с кадастровым номером: , и прилегающая к нему прибрежная полоса, подлежит ограждению, дабы исключить несанкционированное проникновение посторонних лиц к плавсредствам.

Данный вид предпринимательской деятельности ИП ФИО9 по ведению и функционированию лодочной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0118039:261, разрешен и не отменен, в связи с чем, он обязан выполнять требования п. 17. приказа ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима», и обязан обеспечивать меры по воспрепятствованию доступа посторонних лиц к плавсредствам, и несанкционированному выходу плавсредств.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, производство по данному делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5, ст. 26.2, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО2 ФИО11ФИО12 – прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ).

О принятом решении известить заинтересованных лиц, вручив им копии настоящего постановления.

Постановление может быть обжаловано, опротестовано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней.

Судья Есипко С.Н.