Дело № 5-1083/22 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ульяновск Резолютивная часть постановления оглашена 20 апреля 2022 г. В полном объеме постановление изготовлено 20 апреля 2022 г. Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Кобин О.В., при секретарях Мытаревой А.С. и Фахуртдиновой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Тандер», имеющего юридический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН № от 28.06.1996, У С Т А Н О В И Л : АО «Тандер» не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Так, 03.02.2022 г. в 11:22 в ходе осмотра магазина АО «Тандер» «Магнит» по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Губернатора Ульяновской области № 8 от 28.01.2022): - в нарушение п. 9.2.2 Указа не обеспечена бесконтактная термометрия; - в нарушение п. 9.2.5 Указа ответственный работник отсутствует при входе в организацию (помещение); не исключен допуск посетителей без средств индивидуальной защиты органов дыхания в организацию (помещение); - в нарушение п. 9.2.6 Указа допускается обслуживание на кассах посетителей без средств индивидуальной защиты органов дыхания; - в нарушение п. 9.2.1 Указа не обеспечено соблюдение дистанции не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) между рабочими местами, в зоне ресепшн, на кассе (отсутствует разметка «социальная дистанция»). Первоначально действия (бездействие) АО «Тандер» квалифицированы должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку в его был усмотрен признак повторности, поскольку ранее АО «Тандер» неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, что подтверждается приложенными к протоколу об административном правонарушении копиями соответствующих постановлений судов. В судебном заседании представителя АО «Тандер» ФИО1 и ФИО2 вину в совершении правонарушения не признали, просили производство по делу прекратить. Пояснили, что проверка (мониторинг) проведена с нарушением положений Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Общество не извещалось о проведении проверки; не ознакомлено с решением о проведении проверки; акт по результатам проверки не составлялся, его копия не вручалась представителю Общества; лица проводившие проверку не наделено полномочиями по проведению проверки; административное расследование не проводилось. Кроме того, в ходе осмотра не принимал участие уполномоченный представитель Общества, в ходе осмотра присутствовал директор магазина, которая расписалась в получении акта мониторинга. При этом директор магазина не уполномочен представлять интересы Общества при проведении проверок. Также при проведении проверки не выявлено отсутствие прибора для проведения бесконтактной термометрии, не проведены опросы посетителей и сотрудников магазина, не исследован вопрос наличия и запаса дезинфицирующих средств и масок в магазине, не определено: находятся ли в доступном месте средства индивидуальной защиты покупателей; выполнены ли все действия со стороны АО «Тандер», направленные на отсутствие посетителей без средств индивидуальной защиты; не подтвержден факт обслуживания посетителя кассовым чеком; не проведены замеры расстояний между объектами социального дистанцирования, точный размер расстояния контролирующим органом не определен. Кроме того, посчитали, что поскольку ранее АО «Тандер» ранее не привлекалось за совершение аналогичного однородного административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, а именно в этом магазине, принадлежащем АО «Тандер» по адресу: <адрес>, то его действия неверно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку в его действиях (бездействии) отсутствует обязательный признак состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ – признак повторности. Согласно приказу директора филиала, в магазине назначено лицо, которое требует от покупателей осуществить обработку рук и надеть средство индивидуальной защиты. Обществом приняты все необходимые и достаточные меры для исполнения требований направленных на сдерживание инфекции, со всеми работниками проведены инструктаж, закуплены средства индивидуальной защиты. В подтверждение представили соответствующие документы. Заслушав представителей, допросив свидетеля ФИО6, являющегося должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу. Вина АО «Тандер» в совершении настоящего правонарушения подтверждается следующими доказательствами: - актом осмотра от 03.02.2022 и приложенными чек-листом мониторинга, фотоматериалами, согласно которым главным консультантом департамента лицензирования, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области ФИО7, совместно с главным консультантом отдела ведомственных проектов и программ ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» ФИО8 в ходе осмотра магазина АО «Тандер» «Магнит» по адресу: <адрес>, выявлены нарушения Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19, а именно в нарушение п. 9.2.2 Указа не обеспечена бесконтактная термометрия; в нарушение п. 9.2.5 Указа ответственный работник отсутствует при входе в организацию (помещение); не исключен допуск посетителей без средств индивидуальной защиты органов дыхания в организацию (помещение); в нарушение п. 9.2.6 Указа допускается обслуживание на кассах посетителей без средств индивидуальной защиты органов дыхания; в нарушение п. 9.2.1 Указа не обеспечено соблюдение дистанции не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) между рабочими местами, в зоне ресепшн, на кассе (отсутствует разметка «социальная дистанция»). Акт осмотра подписан, в том числе представителем магазина, каких-либо замечаний к акту не поступало. На представленных фотографиях видно, что в магазине находятся посетители без средств индивидуальной защиты органов дыхания; в зоне ресепшн, на кассе (отсутствует разметка «социальная дистанция»); - протоколом об административном правонарушении, составленным по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в котором отражены сущность и обстоятельства совершенного административного правонарушения. Проверка и оценка судом названных выше доказательств показала, что они получены в установленном законом порядке, согласуются с другими доказательствами, собранными по делу и исследованными в судебном заседании, а также относимы, допустимы и достоверны, и потому не вызывают сомнения. Факт виновного совершения настоящего административного правонарушения нашел свое полное подтверждение, документально подтвержден совокупностью вышеприведенных доказательств. Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, что влечет на юридических лиц наложение штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с пп. «а2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее – Правила). Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации принят Указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности». Данным Указом на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности, а также утвержден Стандарт безопасности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (приложение N 2 к Указу). В соответствии с п.п. 9.2.1, 9.2.2, 9.2.5, 9.2.6 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 (в редакции Указа Губернатора Ульяновской области № 8 от 28.01.2022) организации торговли обязаны обеспечить соблюдение дистанции не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) между рабочими местами, в зоне ресепшен, на кассе. Обеспечить бесконтактную термометрию и наличие дезинфицирующего коврика на входе в помещение (торговый зал). Определить ответственного работника, который будет обеспечивать при входе в организацию (помещение) бесконтактную термометрию, контроль обработки посетителями рук специальным раствором для дезинфекции (или дезинфицирующей салфеткой) и использования средств индивидуальной защиты органов дыхания. В случае отсутствия у посетителя средств индивидуальной защиты органов дыхания ответственный работник не допускает посетителя в организацию (помещение). Ответственный работник вправе предоставить посетителю средства индивидуальной защиты органов дыхания на платной или бесплатной основе. Не допускать реализацию товаров и предоставление услуг лицам, не имеющим средств индивидуальной защиты, указанных в подпункте 9.2.5 настоящего подпункта. При выявлении лиц, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, вызывать для фиксации факта административного правонарушения должностных лиц органов внутренних дел или должностных лиц органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В судебном заседании установлено, что в магазине АО «Тандер» 03.02.2022 на момент проведения осмотра не обеспечена бесконтактная термометрия; ответственный работник отсутствует при входе в организацию (помещение); не исключен допуск посетителей без средств индивидуальной защиты органов дыхания в организацию (помещение); допускается обслуживание на кассах посетителей без средств индивидуальной защиты органов дыхания; не обеспечено соблюдение дистанции не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование) между рабочими местами, в зоне ресепшн, на кассе (отсутствует разметка «социальная дистанция»). Акт осмотра подписан, в том числе представителем магазина, каких-либо замечаний к акту не поступало. Суд соглашается с доводом представителей о том, что поскольку в судебном заседании не установлен факт привлечения ранее АО «Тандер» не привлекалось за совершение аналогичного однородного административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ именно в магазине, принадлежащем АО «Тандер», расположенном по адресу: <адрес>, то есть в его действиях (бездействии) отсутствует обязательный признак состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ – признак повторности то суд считает необходимым переквалифицировать действия (бездействие) АО «Тандер» на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса. При этом суд, учитывая мнение свидетеля ФИО6, являющегося должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, высказанное им в судебном заседании, считает необходимым исключить из объема вмененных АО «Тандер» нарушений, указание о нарушении п. 9.2.6 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» в части того, что допускается обслуживание на кассах посетителей без перчаток, поскольку данное требование исключено и отсутствует в данном пункте вышеуказанного Указа в редакции Указа Губернатора Ульяновской области № 8 от 28.01.2022. Вопреки доводам стороны защиты, в представленных материалах данных, безусловно свидетельствующих о том, что Обществом приняты все необходимые меры по соблюдению требований Указа Губернатора не имеется. Доводы представителей, в том числе о наличии приказа о назначении директоров магазинов ответственными работниками, проведении инструктажа, факт закупки средств индивидуальной защиты, не свидетельствуют о том, что Обществом выполнялись все необходимые действия к соблюдению требований указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19, в том числе путем осуществления должного контроля за выполнением ответственными сотрудниками соответствующих правил. Напротив, выявленные факты дают основания для вывода об обратном и о виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения. Нарушений положений КоАП РФ со стороны административного органа не допущено. При этом суд отмечает, что Указом Губернатора Ульяновской области от 03.04.2020 № 41 утвержден перечень должностных лиц исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В данный перечень включен, в том числе главный консультант департамента лицензирования, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области. Соответственно у данного должностного лица имелись полномочия как по проведению осмотра магазина на предмет соблюдения требований Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19, так и на составление протокола об административном правонарушении. Доводы защитников о том, что представленные административным органом доказательства получены с нарушением установленных Федеральным законом № 248-ФЗ требований к организации и проведению проверки/мониторинга, то есть являются недопустимыми, подлежат отклонению, поскольку в данном случае ни плановая, ни внеплановая проверка, в отношении АО «Тандер» не осуществлялась. Нарушения права на защиту не допущено. Доводы защитника суд признает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права. Кроме того, защитником не оспаривалось, что акт составлен в присутствии директора магазина, который расписался в указанном акте. Из представленных материалов следует, что административное правонарушение было выявлено в результате проведения должностным лицом департамента лицензирования, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области мониторинга соблюдения ограничительных мероприятий, введенных на территории Ульяновской области в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Фактически доводы защитника подтверждают устранение допущенных нарушений. При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, материальное положение Общества, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств. В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд учитывает привлечение к административной ответственности впервые, принятие мер по устранению выявленных нарушений. С учетом указанных обстоятельств, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа, оснований для назначения наказания в виде предупреждения суд не усматривает. При этом, исходя из доводов защитника, принятых мер по недопущению совершения правонарушения, с учетом исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, суд считает необходимым при назначении наказания применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ для юридических лиц. Оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л : переквалифицировать действия Акционерного общества «Тандер» с ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Признать Акционерное общество «Тандер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и с применением ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты> Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 суток со дня получения его копии. Судья О.В. Кобин |