ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1084/20 от 26.01.2021 Пушкинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 26 января 2021 года

Дело № 5-9/2021

УИД № 0

Судья Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга Стрючков Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Санкт-Петербург, <...>, зал № 4 материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении: Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», ИНН ... руководитель ФИО1,

с участием защитника Гончаренко М.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст.7.13 КоАП РФ, а именно:

Здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. ..., является объектом культурного наследия регионального значения «Казарма» (далее - Объект) в составе комплекса «Казармы и службы Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка» (...).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Объект находится в пользовании Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», ИНН № 0

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) и на основании задания КГИОП от № 0 Комитетом проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия, в ходе которого осмотрено здание и произведена фотофиксация.

Доступ третьих лиц на территорию Объекта не ограничен. Здание сложной конфигурации в плане, двухэтажное, кирпичное, окрашенное. При визуальном осмотре выявлено: кирпичные фасады и декор находятся в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются шелушения и утраты окрасочного слоя, утраты элементов декора (междуэтажные тяги, карниз, замковые камни), наблюдаются следы выветривания шовного известкового раствора, вывалы отдельных кирпичей, на цоколе (известняк) наблюдаются биопоражения, трещины, утраты. В оконных проемах второго этажа северо-западного фасада наблюдаются следы пожара (гарь, копоть), обугленные остатки сгоревших деревянных оконных заполнений находятся на земле рядом с Объектом (деревянные оконные заполнения являются элементом предмета охраны Объекта).

Доступ третьих лиц в Объект не ограничен. Внутренние стены выполнены из кирпича на известковом растворе, оштукатурены, окрашены. В помещениях складируется бытовой и строительный мусор, часть дверных заполнений отсутствует. Известняковая лестница находится в аварийном состоянии, наблюдается частичная утрата ступеней, сколы, выбоины (лестница является элементом предмета охраны Объекта). В помещениях второго этажа, где произошел пожар, наблюдаются обугленные остатки частично обгоревших деревянных конструкции перекрытий и деревянных оконных заполнений (коробки и створки), в помещении полностью утрачена отделка стен и потолков, наблюдаются следы гари и копоти.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьей 45 Закона № 73-ФЗ, согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Частями 1 и 2 статьи 31 Закона № 73-ФЗ установлено, что до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, проводится историко-культурная экспертиза, которая оплачивается заказчиком работ, подлежащих такой экспертизе.

При этом в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32 основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение историко-культурной экспертизы.

Учитывая изложенное, установлено наличие события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в части содержания объекта в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, необеспечения сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, не извещения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия и не принятии мер по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе не проведении противоаварийных работ.

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ, подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 1 статьи 47.3, пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ лицо, которому объект культурного наследия представлен на праве собственности либо ином вещном праве, обязано обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона № 73-ФЗ; осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения об обременении права на объект требованиями по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, ФГБУК АУИПИК было известно о необходимости соблюдения им требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия при использовании объекта, но данным юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований, что указывает на наличие вины данной организации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного в деянии ФГБУК АУИПИК имеется состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в части содержания объекта в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, необеспечения сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, не извещения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия и не принятии мер по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе не проведении противоаварийных работ.

Законный представитель Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, письменных ходатайств об отложении дела не представил. При указанных обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ФГБУК АУИПИК.

Защитник Гончаренко М.В. полагает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку охранное обязательство на Объект утверждено распоряжением КГИОП только 03.03.2020 года, то есть после осмотра в ходе которого было установлено состояние здания. Установленный КГИОП срок производства работ и реставрации Объекта установлен до 03.03.2025 года. 23.11.2020 года ФГБУК АУИПИК в установленном порядке получило задание на проведение работ по сохранению Объекта, в связи с чем, отсутствует нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Таким образом, на момент проведения проверки какие либо обязательства по восстановлению, либо консервации Объекта на ФГБУК АУИПИК не возлагались, а установленный административным органом срок выполнения соответствующих мероприятий не истек. Кроме того, обратил внимание на недопустимость фотоматериалов, поскольку как следует из фототаблицы снимки сделаны 11.03.2020 года, то есть рамок мероприятий по контролю за состоянием Объекта культурного наследия, проводимых на основании распоряжения КГИОП от 23.03.2020 года.

Опрошенный в качестве свидетеля начальник отдела КГИОП Санкт-Петербурга С1 показал, что дата на фотоаблице является технической ошибкой, поскольку фотосъемка производилась должностными лицами в день обследования Объекты и составления соответствующего акта от 27.03.2020 года. Обязанности по сохранению и поддержанию в удовлетворительном состоянии Объекта культурного наследия возложены на правообладателя в силу прямого указания закона, в не зависимости от полученного охранного обязательства. Обратил внимание, что неприятие мер к сохранению Объекта и ограничению в него свободного доступа послужило причиной пожара, в результате которого Объекту причинен существенный вред.

Изучив материалы дела, считаю, что Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, что подтверждается следующим доказательствами:

- протоколом № № 0 об административном правонарушении от 00.00.0000 года, согласно которого в деянии ФГБУК АУИПИК усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в части содержания объекта в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, необеспечения сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, не извещения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия и не принятии мер по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе не проведении противоаварийных работ, по адресу: Санкт-Петербург, г....

- копией задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 27.03.2020 года;

- копией акта мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 27.03.2020 года и фотофиксацией объекта по адресу: Санкт-Петербург, г.... согласно которых кирпичные фасады и декор находятся в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются шелушения и утраты окрасочного слоя, утраты элементов декора (междуэтажные тяги, карниз, замковые камни), наблюдаются следы выветривания шовного известкового раствора, вывалы отдельных кирпичей, на цоколе (известняк) наблюдаются биопоражения, трещины, утраты. В оконных проемах второго этажа северо-западного фасада наблюдаются следы пожара (гарь, копоть), обугленные остатки сгоревших деревянных оконных заполнений находятся на земле рядом с Объектом ;

- копией выписки из ЕГРН, из которой следует, что правообладателем объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г.... является Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры»;

- копией Распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры № 0 о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения объекта культурного наследия регионального значения «Казарма» в составе комплекса «Казармы и службы Лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка», по адресу: Санкт-Петербург, г. ...

- копией Распоряжения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры №№ 0 об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Казарма», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. ...

- копией выписки из ЕГРЮЛ, согласно которой Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры»; зарегистрировано в качестве юридического лица 02.02.2001 года с основанным видом деятельности – деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры.

Указанные доказательства оцениваю как достоверные, достаточные, полученные без нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, и прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

С учетом пояснений свидетеля С1 суд полагает возможным признать технической ошибкой указание даты производства фотофиксации не влекущей признание доказательства недопустимым, поскольку сведения о производстве фотосъёмки отражены в акте от 27.03.2020 года, запечатленные на снимках обстоятельства соответствуют отраженным в акте.

Неприятие вплоть до 23.11.2020 года мер к организации работ по сохранению Объекта культурного наследия, а также выявленное неудовлетворительное состояние здания фактически не оспаривается и защитником в судебном заседании.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 1 статьи 47.3, пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" лицо, которому выявленный объект культурного наследия представлен на праве собственности, в том числе, если объект находится в пользовании, обязано обеспечить финансирование и организацию проведения научно- исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона № 73-ФЗ; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Следовательно, обязанность обеспечить финансирование и организацию проведения научно- исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия возложена на правообладателя Объекта в том числе и до получения охранного обязательства.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, в деянии Федерального государственного бюджетного учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, выразившийся в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в части содержания объекта в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, необеспечения сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, не извещения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия и не принятии мер по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе не проведении противоаварийных работ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объект культурного наследия находится в оперативном управлении ФГБУК АУИПИК с 16.04.2019 года, то есть на протяжении порядка года до момента выявления административного правонарушения, то есть достаточно продолжительный период.

Учитывая основной вид деятельности ФГБУК АУИПИК – деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры, не возникает сомнений, что юридическому лицу было известно о статусе Объекта, влекущем выполнение обязанностей предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Однако, при рассмотрении дела не представлено сведений о принятии Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» в указанный период всех зависящих от него мер по соблюдению установленных норм и правил в отношении объекта культурного наследия.

Оснований для прекращения дела в связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности не имеется.

Из представленных материалов дела следует, что акт мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия составлен 27.03.2020 года, что является датой совершения длящегося административного правонарушения.

Таким образом, установленный ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ начал исчисляться с 27 марта 2020 года, то есть в настоящее время указанный срок не истек.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих, либо отягчающих административную ответственность не установлено.

При определении штрафа учтено, что указанное юридическое лицо является бюджетной организацией, приняло меры к устранению нарушений, полагаю, что имеются достаточные основания для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание ниже нижнего предела, предусмотренного санкцией ч. ст. 7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (ФГБУК АУИПИК), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

.

.

Исполнение наказания в виде административного штрафа осуществляется в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 32.2 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в порядке, установленном ст.ст.30.2-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья Ю.Г. Стрючков