ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1084/2021 от 17.05.2021 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Республика Хакасия, г.Абакан, ул. Чертыгашева, 80, каб. № 218.

Дело № 5-1084/2021

19RS0001-02-2021-000336-48

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Абакан Республика Хакасия 17 мая 2021 года

Судья Абаканского городского суда РХ Зарубин Андрей Валентинович,

при секретаре А.Е. Шуваевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица первого заместителя министра – руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В Абаканский городской суд РХ 12.04.2021 г. поступил протокол об административном правонарушении с материалами дела об административном правонарушении по ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении ФИО4 А.А.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка реализации в Республике Хакасия регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в 2019-2020 годах», предусмотренного пунктом 1.5 плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на 2020 год, утвержденного председателем Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия 26 декабря 2019 года, по результатам изучения имеющейся рабочей документации, акта от 12 ноября 2020 № 17, главным инспектором отдела по контролю за использованием средств в отраслях экономики Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия выявлены факты, свидетельствующие о нарушении условий предоставления субсидий Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии), в лице исполняющего обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, первого заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия - руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства ФИО5 А.А., выразившиеся в следующем.

В рамках проверки администраций муниципальных образований Республики Хакасия (объекты контрольного мероприятия), являющихся получателями субсидий на мероприятия по переселению граждан установлено, что Администрацией города Черногорска не соблюден порядок признания многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу или реконструкции, определенный Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 269, начало действия редакции - 04.04.2015) (далее - Положение).

Так, постановлением Администрации г. Черногорска от 06.04.2011 № 1185-п (в редакции постановлений Администрации г. Черногорска от 26.06.2014 № 1734-п, от 23.12.2014 № 3673-п), на основании пункта 7 Положения, создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее - Комиссия), к основным задачам которой в том числе относится рассмотрение вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, а также принятие решений в соответствии с Положением (пункт 4 Приложения № 2 к постановлению Администрации г. Черногорска от 06.04.2011 № 1185-п).

Комиссией в период с апреля по май 2015 года, в рамках пунктов 44 и 49 Положения, проведена оценка десяти многоквартирных домов, расположенных в городе Черногорске, по результатам которой составлены соответствующие заключения о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу.

По результатам проверки признания Администрацией города Черногорска жилых домов аварийными и подлежащими сносу на предмет соответствия Положению установлены нарушения:

абзаца 7 пункта 7 - не приняты решения о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу (<адрес>; <адрес>, 125; <адрес>; <адрес>; <адрес> «А», 16; <адрес>; <адрес>), за исключением многоквартирного дома по <адрес>;

абзаца 6 пункта 44 - нарушены требования к предъявляемой форме подготавливаемого Комиссией заключения;

пункта 47 - несоответствие формулировок принимаемых решений.

Так, из вышеуказанных пунктов Положения следует, что по результатам работы по оценке соответствия многоквартирных домов установленным в Положении требованиям Комиссия, в том числе принимает решение не о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, как это было установлено в пункте 47 Положения, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2013 № 311, действовавшей до 03.04.2015, а о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Изменения также коснулись и формы заключения, установленной приложением 1 к Положению (в т.ч. в части наименования заключения).

При этом в силу пункта 49 Положения заключение Комиссии и отраженное в нем решение, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения, определенного абзацем 7 пункта 7 Положения, (в данном случае - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу) и не подменяет его.

С отсылкой на вышеуказанные заключения Администрацией <адрес> приняты постановления «Об установлении срока сноса аварийных домов» от ДД.ММ.ГГГГ-п (<адрес>), от ДД.ММ.ГГГГ-п (<адрес>; <адрес>, 125; <адрес>; <адрес>; <адрес> «А», 16; <адрес>; <адрес>), которыми (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ), установлены предельные сроки отселения собственников жилых помещений из аварийных жилых домов, при этом решений о признании вышеуказанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу данные постановления не содержат.

В связи с чем, в нарушение абзаца 7 пункта 7 Положения, Администрацией <адрес> в установленном порядке не приняты решения (постановления Администрации <адрес>) о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, 125; <адрес>; <адрес>; <адрес> «А», 16; <адрес>; <адрес>.

Одновременно, согласно абзацам 2, 3 раздела 3 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Хакасия в 2019 - 01 сентября 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.03.2019 № 106 (далее - региональная адресная программа), участниками программы для получения средств финансовой поддержки (субсидии) могут стать муниципальные образования Республики Хакасия имеющие аварийный жилищный фонд, признанный таковым в установленном порядке в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года. Признание органами местного самоуправления многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу осуществляется в порядке, установленном Положением (раздел 3 региональной адресной программы), при этом Минстрой Хакасии обеспечивает проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел 3 Положения).

Таким образом, отсутствие решения Администрации <адрес> о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу свидетельствует о неправомерном включении 9-ти многоквартирных домов в региональную адресную программу, и как следствие, о нарушении условий предоставления Минстроем Хакасии в период 2019-2020 годов субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия в общей сумме 21 854,2 тыс. рублей (2019 год - 13 339,1 тыс. рублей, 2020 год - 8 515,1 тыс. рублей) - расчетное значение без учета стоимости общей площади жилых помещений, предоставляемых в рамках расселения многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.

Из общей суммы субсидии (21 854,2 тыс. рублей), исполняющим обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, первым заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия - руководителем департамента жилищно-коммунального хозяйства ФИО6 А.А., 05.06.2019, 25.06.2019, 07.05.2020, 12.05.2020, в служебное время (с 9-00 до 18-00) находясь на рабочем месте, по адресу: <адрес> из республиканского бюджета Республики Хакасия Администрации <адрес> предоставлены субсидии в общей сумме 7342,5 тыс. рублей (расчетно), в том числе в 2019 году - 4119,95 тыс. рублей (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ № 757051, от 25.06.2019 № 855651), в 2020 году - 3222,55 тыс. рублей (платежные поручения от 07.05.2020 № 769139, от 12.05.2020 № 790641).

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу ФИО7 А.А. вину не признал. Пояснил, что нарушений им не допущено. Виновным себя не считает на момент оплаты. Правительство РХ утвердило его в марте 2019 года. Просит прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава в его действиях административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия, действующий на основании доверенности, пояснил, что вина ФИО8 А.А. доказана материалами дела. Указал, что ФИО9 А.А. несет ответственность от министерства коммунального хозяйства, решения принимал он, субсидии не должны были быть выделены.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, судья, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 № 722, Минстрой Хакасии наделен полномочиями на осуществление функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия (пункт 2.1.6.5.), при этом Министр несет персональная ответственность за организацию деятельности Министерства и выполнение возложенных на него задач, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Министерства (подпункт 3.3.1. пункта 3.3. указанного положения).

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Из материалов дела следует, что Администрацией <адрес> приняты постановления «Об установлении срока сноса аварийных домов» от 28.04.2015 № 1665-п (<адрес>), от ДД.ММ.ГГГГ-п (<адрес>; <адрес>, 125; <адрес>; <адрес>; <адрес> «А», 16; <адрес>; <адрес>), которыми, установлены предельные сроки отселения собственников жилых помещений из аварийных жилых домов, при этом решений о признании вышеуказанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу данные постановления не содержат.

Вместе с тем, решение о признании домов аварийными было выражено в
заключениях межведомственной комиссии, назначенной постановлением
Администрации <адрес> от 06.04.2011 №1185-п, о признании
многоквартирных домов аварийными (от 02.04.2015г. ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, , , ; от ДД.ММ.ГГГГ, , ; от ДД.ММ.ГГГГ).

Данные заключения муниципальной комиссии и постановления МО <адрес> оспорены не были.

Согласно абзацам 2, 3 раздела 3 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Хакасия в 2019 - 01 сентября 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.03.2019 № 106 (далее - региональная программа), участниками программы для получения средств финансовой поддержки (субсидии) могут стать муниципальные образования Республики Хакасия имеющие аварийный жилищный фонд, признанный таковым в установленном порядке в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года. Признание органами местного самоуправления многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу осуществляется в порядке, установленном Положением.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия осуществляет проверку документов, на основании которых формирует региональную программу.

Согласно п. 2.1 методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденной приказом Минстроя России от 31.01.2019 № 65/пр, перечень аварийных многоквартирных домов формируется на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представляемых органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» путем размещения муниципальным образованием <адрес> в автоматизированной системе (АИС) «Реформа ЖКХ» скан-копий документов о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (заключений специализированных организаций, заключений межведомственных комиссий, решений органов местного самоуправления), а также фотографий аварийных домов, с наличием адреса многоквартирного дома, сделанные не более, чем за один месяц до даты представления сведений об аварийном жилищном фонде.

Объективной стороной данного правонарушения является нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Основанием перечисления субсидии (05.06.2019 г., 25.06.2019 г., 07.05.2020 12.05.2020 г.) послужила Региональная программа, Соглашение № 21 от 28.05.2019 о долевом финансировании муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (с изменениями) и Соглашение № 2 от 17.01.2020 г. о долевом финансировании муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (с изменениями) между Минстроем Хакасии и Администрацией муниципального образования <адрес>.

Региональная программа является нормативным правовым актом обязательным для его исполнения. Правовые основания для не перечисления средств субсидии на основании заключенных Соглашений на цели, указанные в Региональной программе отсутствовали.

Вместе с тем, субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты.

Перечисление субсидии МО <адрес> производилось посредством Системы удаленного финансового документооборота (СУФД) за подписью уполномоченного должностного лица Минстроя Хакасии с правом первой подписи. Фактически решение о перечислении субсидии принято уполномоченным должностным лицом.

Согласно приказу от 20.01.2015 года №090-7-п обязанности по утверждению сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, сведений о распределении кассовых выплат, уведомлений об изменениях ассигнований, представлений на внесение изменений в сводную бюджетную роспись, представлений на внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств, представлений на внесение изменений в кассовый план возложены на начальника отдела реализации и мониторинга целевых программ АА. ФИО1.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу положений ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, факт нарушений условий предоставления субсидии ФИО10 А.А. материалами дела не подтвержден.

Приведенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела не позволяют достоверно установить нарушение условий предоставления субсидий Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии), в лице исполняющего обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, первого заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия - руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства ФИО12 А.А, что исключает возможность сделать однозначный вывод о наличии в действиях должностного лица ФИО11 А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Учитывая изложенное, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица первого заместителя министра – руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства, ФИО2, о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ – прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.

Судья А.В. Зарубин